Конспект психологического занятия в тренинговом режиме на тему: «Точка опоры» (7 -9 классы)






Конспект
психологического занятия
в тренинговом режиме
на тему: «Точка опоры»
(7 -9 классы)




Подготовила педагог- психолог МБОУ «Полевской лицей»
Курского района Курской области
Ларина Татьяна Егоровна










Курск
2015

Занятие – тренинг на тему «Точка опоры»

Цель: помочь участникам в осознании своих сильных и слабых сторон, положительных и негативных качеств; обучение распознаванию своих проблем и нахождению способов их решения; оказать психологическую помощь с помощью медитации, актуализировать личностные ресурсы подростков.

Оборудование: карандаши цветные, листы бумаги с изображением мандалы для каждого подростка, листы бумаги для рисования. Магнитофон, кассеты или диски с записями классической музыки, компьютер или ноутбук, интерактивная доска, диск с записью мультфильма «Дракон».


Ход занятия
1. Ритуал приветствия (упражнение делает акцент на позитивном взаимодействии детей).
- Давайте начнём сегодняшнее занятие с того, что скажем друг другу пожелания на день и сделаем это так. Первый участник поздоровается с сидящим справа и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. И так по кругу до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.


2. Точка опоры.
Цель: осознание своих сильных сторон, положительных качеств, развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

- У каждого из нас есть сильные стороны, то есть то, что мы ценим, принимаем и любим в себе, что даёт нам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. Назовём всё это точкой опоры: ведь, действительно, именно эти качества помогают нам в трудную минуту. Назовите свои «точки опоры». Остальные участники могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказываться. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены.


3. Просмотр мультфильма по мотивам китайских народных сказок «Дракон». Рисунок «дракона».
Цель: осознание своих слабых сторон, отрицательных качеств, обучение распознаванию своих проблем и нахождению способов их решения, преодолению трудностей, мешающих полноценному самовыражению.

- Все мы читали сказки, легенды о смелом войне, убивающем дракона или Змея Горыныча. Помните, как было страшно, когда богатырь отрубал у дракона одну голову, а на ее месте тут же вырастала другая? И казалось, этому не будет конца. Дракон (он же Змей Горыныч) непобедим. Но слетала еще одна голова, и еще. И вдруг оказывалось, что дракон обезглавлен, побежден. Говоря современным языком, количество запасных голов было ограничено. Давайте посмотрим мультфильм «Дракон» по мотивам китайских сказок.
- О каком драконе шла речь в мультфильме?
- Да, у каждого из нас есть свой дракон. Он появляется как маленький, почти безобидный дракоша, но, если его вовремя не уничтожить, он может вырасти и стать опасным для самого человека и всех его близких. Почти каждый из нас в один прекрасный момент решает убить своего дракона. Но у того на месте отрубленной головы вырастает другая, потом третья. И мы часто отступаем. Не боремся с драконом, а приручаем его или стараемся «поселить» его как-нибудь так, чтобы его никто не заметил. И тогда остается только удивляться: почему из скромного, тихого дома вдруг вырываются клубы пламени и время от времени вдруг слышится рык дикого зверя, а иногда даже вдруг качается земля. Самое обидное, что, занятые своим драконом, мы не можем и не успеваем сделать больше ничего.
Поэтому лучше всего воевать с драконом, пока он еще мал и пока у вас еще достаточно сил. Самое главное помнить, что количество голов у дракона не беспредельно и его можно победить.
А сейчас нарисуйте своего «дракона» и назовите его в целом и каждую голову в отдельности.

Сочинение сказки или истории о том, как кто победит своего дракона. Желающие могут объединиться в группы и придумать общую историю.


4. Врастаем корнями в землю.
Цель: развитие концентрации внимания, силы воли, умения сосредотачиваться, противостоять чужому мнению.

Дети разбиваются по трое таким образом, чтобы у все участники были примерно одного роста. Тройки распределяются по комнате и встают так, чтобы один участник был в середине, а два других – по бокам от него. Тот, кто находится в середине, встаёт на вытяжку и сжимает кулаки.
Задача обоих партнёров - по сигналу «Раз, два, три!» поднять стоящего в середине вверх и подержать его несколько секунд. Для этого нужно сжать его кулаки и, крепко держа их, попытаться поднять его вверх.
Затем начинается «волшебная» часть. Ребёнок, стоящий в центре, должен «изменить своё состояние сознания», чтобы почувствовать себя деревом. Остальные молчат, чтобы их партнёр смог сконцентрироваться. Он закрывает глаза и представляет, что его ноги глубоко вросли в землю.
- Почувствуй, что вес твоего тела как бы опускается вниз, в область бёдер, и ты словно врос в землю, как сильное, крепкое дерево
Когда ребёнок почувствует такое состояние, он должен кивнуть, и это будет знаком для остальных – они должны попытаться его поднять.
Если всё идёт по плану, детям не удастся поднять своего товарища (на этот раз он крепко врос в землю) или же это получится со значительными усилиями.
Затем происходит смена ролей. Каждый участник тройки оказывается в роли того, кого поднимают.
Обсуждение 5 минут.

5. Мандала.
Цель: развитие внимательности и точности, осознание эмоционального состояния, при котором не чувствуются границы «Я». Вызывает состояние глубокого расслабления и мечтательности, в котором обретается оптимистический настрой и уверенность в будущем.

- Мандала – буддийский символ (с санскрита – «круг», «пространство», «единство»), рисунок в круге. По представлениям буддистов и ламаистов, это мини – модель вселенной. Мандала воспринимается как символическая карта внутренней реальности человека и используется в качестве визуальной опоры при медитации.
Это не совсем обычная мандала, в ней часть звёздочек расположены вне круга. Ты можешь раскрашивать звёзды любыми цветами и в каком угодно порядке – решай сам, как ты будешь это делать.
В этой процедуре не может быть ничего правильного или неправильного, и у тебя есть множество возможностей создать уникальную мандалу. Я желаю тебе получить настоящее удовольствие от этой работы. (10 – 15 минут)
Каждая звёздочка символизирует возможность выбора. Тот, кто раскрашивает мандалу, должен решить, в каком порядке он будет разрисовывать отдельные звёзды и какие цвета выберет для них.

Обсуждение:
- Как я себя чувствовал, когда рисовал мандалу?
- Какие цвета я выбрал и почему?
- О чём я думаю, когда смотрю на свой рисунок?
- В каких случаях мне приходится быстро принимать решения?
- Над какими решениями я размышляя дольше, чем обычно?
- Какое решение было самым трудным для меня за последнее время?
- В какой деятельности я забываю про время?


6. Лестница.
Цель: развитие силы, самостоятельности, самоконтроля; обучение способам релаксации.
- В завершении нашего занятия я хочу показать вам способ расслабления, который вы можете применять в различных ситуациях, например, когда нужно сконцентрироваться перед работой в классе, важной встречей или быстро заснуть вечером и т. д.
Сядь поудобнее, закрой глаза и сделай три глубоких выдоха Представ, что ты стоишь на верху лестницы из восьми ступеней. С каждым вдохом считай от восьми до единицы и медленно спускайся вниз по лестнице, чувствуя с каждым шагом всё большее расслабление
Когда ты спустишься вниз, то увидишь несколько дверей. Выбери одну из них и открой её. Ты увидишь особенное место, которое предназначено только для тебя. Никто не может туда войти. Оно может быть в доме или на природе Посмотри на него в своём воображении (3- 5 минут). Запомни его и возвращайся сюда, когда возникнет такая необходимость.
А теперь открой глазки. Ты снова здесь, в этом классе.

- Понравился ли вам такой способ расслабления?
- Какие части вашего тела чувствуют себя более свободными и энергичными?



7. Рефлексия.
- Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
- Что нового вы узнали о себе?









Литература:
Кунигель Т. В. Тренинг «Активизация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Издательство «Речь», 2006.
Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт. – сост. Ю. А. Голубева и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. - М.: Генезис, 2006.




15