План урока по истории на тему: Новые явления в экономике Российского государства в XVII в.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 7 КЛ.






ТЕМА УРОКА













Учитель истории
Гугнина С.В.









Цель урока: Охарактеризовать экономическое развитие России после
Смуты, определить новые черты.

План урока:
Последствия Смуты.
Сельское хозяйство.
Ремесло и появление мануфактур.
Города и торговля.

Основные понятия: бобыли, мелкотоварное хозяйство, мануфактура, промышленники, предприниматели, всероссийский рынок.


ХОД УРОКА

В начале урока учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания. Класс делится на команды, которые в течение 5 минут заполняют карточки. В каждой команде один ученик команды выполняет роль эксперта и отмечает степень участия всех членов команды в выполнении задания.

Карточка 1
Впишите ответ во вторую колонку.

Укажите хронологические рамки правления Бориса Годунова


Укажите дату и суть указа о «заповедных летах».


Укажите год начала шведской интервенции.


Назовите имя одного из претендентов на российский престол, которого бояре решили пригласить в 1610 г


Напишите дату первого народного ополчения против польских интервентов.




Карточка 2
Впишите ответ во вторую колонку

Укажите хронологические рамки правления Лжедмитрия I.


Укажите дату учреждения патриаршества.


Укажите, кто захватил Смоленск в 1611 г.


Укажите имя боярина, возглавившего правление «семибоярщины».


Напишите хронологические рамки второго народного ополчения против польских интервентов.



Карточка 3
Впишите ответ во вторую колонку

Укажите хронологические рамки правления Василия Шуйского.


Укажите год появления Лжедмитрия
·
·.


Укажите, кто возглавил оборону Смоленска во время осады в 1609 г.


Укажите имена руководителей первого народного ополчения.


Укажите дату Земского собора, на котором русским царем был избран Михаил Романов.





Карточка 4
Впишите ответ во вторую колонку

Укажите хронологические рамки деятельности «семибоярщины».


Укажите год начала польской интервенции.


Укажите, кто командовал русскими войсками при снятии осады с Троице - Сергиевой лавры.


Напишите имя церковного сановника, который возглавил русское посольство к польскому королю с предложением занять русский трон польскому королевичу.


Укажите имена руководителей второго народного ополчения.




Карточка 5
Впишите ответ во вторую колонку

Укажите хронологические рамки выступления И.И. Болотникова.


Напишите, кого называли Тушинским воренком.


Укажите, кто командовал русскими войсками при осаде тульского кремля в 1607 г.


Укажите год, когда увеличен срок сыска беглых крестьян до 15 лет.


Назовите имя церковного сановника, выступившего против приглашения польского королевича на русский трон.




По окончании работы учитель при помощи экспертов объявляет оценки, а затем организует работу над ошибками, комментируя ответы учащихся.

Практическая работа с текстом учебника (с. 33-40) и картой (с. 39). Учащиеся получают рабочие листы с заданиями. По окончании работы с каждым пунктом учебника учитель организует проверку и предлагает учащимся ответить на вопросы.
Каких крестьян называли бобылями? Докажите, что хозяйственное разорение могло привести к ослаблению власти.
Какое значение для стабилизации экономического положения страны имело внедрение в сельское хозяйство трехполья и развитие хозяйственной специализации? Покажите на карте районы товарного производства хлеба, льна и конопли, пушного промысла, кочевого скотоводства.
Вспомните определение понятия «натуральное хозяйство». Дайте характеристику мелкотоварного производства. Сделайте вывод, в чем отличие товарного хозяйства от натурального? Покажите на карте (с. 101) районы, специализирующиеся на производстве полотна, железа, добыче соли, поташа. Как вы думаете, почему использование наемного труда приносило ремесленникам больше выгод, чем занятие личным трудом?
В чем отличие мануфактуры от ремесленной мастерской? Покажите на карте районы, где возникли первые казенные и частные мануфактуры. Назовите имена первых крупных промышленников.
Какие явления в российской экономике ХVII в. позволяют ученым делать вывод о формировании всероссийского рынка? С какой целью были приняты Таможенный устав (1653) и Новоторговый устав (1667)? Почему Россия отставала в торговом развитии от западных стран? Покажите на карте города, которые появились в ХVII в.

? Вопросы и задания
Как происходило восстановление экономики страны после Смуты?

Домашнее задание
§ 4, вопросы и задания на с. 40-41.







Рабочий лист _________________________________________
(Ф. И. ученика, класс)
к теме «Новые явления в экономике Российского государства в Х
·VII в.»


Прочитайте пункт «Последствия Смуты» (с.33-34). Выделите не менее трех последствий Смуты для экономического развития государства.
а) ______________________________________________________________
б) ______________________________________________________________
в) ______________________________________________________________

Прочитайте пункт «Сельское хозяйство» (с. 34-35) и выпишите:
а) меры правительства, направленные на укрепление хозяйства и власти ________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________б) дайте определение понятия экономическая специализация районов____

_______________________________________________________________
в) на основании карты (с. 39) выпишите названия городов, где развивалось
кузнечное дело _____________________________________________________
полотняное ________________________________________________________
добыча соли _______________________________________________________

Прочитайте пункт «Ремесло» (с. 36 ) и выпишите новые черты, появившиеся в развитии ремесла в ХVII в.:
а) _____________________________________________________________
б) _____________________________________________________________
в) _____________________________________________________________

* Сравните ремесло ХVI в. и ремесло ХVII в.

Основные черты развития ремесла в ХVI в.


________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
Основные черты развития ремесла в ХVII в.


________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________


Прочитайте пункт «Мануфактуры» (с. 36-37) и выполните задания.
а) дайте определение. Мануфактура – это ____________________________


б) выпишите названия первых мануфактур ___________________________

в) на основании карты (с. 39) выпишите названия городов, где появились первые мануфактуры:
железоделательные и оружейные ___________________________________
кожевенные _____________________________________________________
полотняные______________________________________________________
Прочитайте пункт «Торговля» (с. 38) и выполните задания.
а) дайте определения. Всероссийский рынок – это _____________________


б) на основании карты (с. 39) выпишите названия городов, являвшихся крупными торговыми центрами ____________________________________

в) назовите препятствия развитию российской торговли________________
________________________________________________________________
г) выпишите меры правительства, способствующие развитию российской торговли.________________________________________________________
________________________________________________________________
д) дайте определения. Ярмарка – это ________________________________
________________________________________________________________
Всероссийская ярмарка – это ______________________________________
________________________________________________________________
е) на основании текста учебника (с. 38) и карты (с. 39) выпишите названия крупнейших всероссийских ярмарок __________________________
__________________________________________________________________
ж ) продолжите предложение. Разница между оптовой и розничной торговлей заключается в том, что _____________________________________
__________________________________________________________________
Прочитайте пункт «Рост городов» (с. 38-40). Отметьте, с какой целью стали возводить укрепленные линии, состоящие из цепи городов-крепостей.____________________________________________________
________________________________________________________________
__________________________________________________________________________











"Новые явления в экономике

Российского государства в ХVII в."15