План-конспект по истории на тему Новые явления в экономике


Новые явления в экономике.
Цели: сформировать у учащихся представление о новых явлениях в сельском хозяйстве, ремесленном производстве, торговле России в XVII в.
Задачи:
Образовательные: определить пути выхода экономики из кризисного состояния после Смуты, выяснить какие новые черты развивались в российской экономике в ХVII веке.
Развивающие: развивать навыки работы с историческими документами, исторической картой; умения обобщать и конкретизировать, систематизировать информацию; сравнивать новое с ранее известным; выделять в каждом из понятий, явлений общие признаки и называть их;
Объединять понятия по этим признакам; выявлять причину и следствие, делать выводы.
Воспитательные: формировать у учащихся уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны.
Тип урока: комбинированный.
Метод объяснения: объяснительно-иллюстративный.
Технологии: проблемного обучения, технология сотрудничества.
Решаемые проблемы: Какие изменения произошли в ХVII веке в ремесленном производстве?
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): объяснять значение понятий мелкотоварное ремесло, специализация, укреплённые линии, бобыли, купцы, кооперация, мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, крепостное право; обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России XVII в.
Планируемые результаты:
Предметные: развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории России;
— приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия родного края, России, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;
— создание основы для формирования у школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.
Метапредметные УУД: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия (как в конце действия, так и по ходу его реализации);
— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и пр.);
— использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
— владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнёрами, продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Личностные УУД: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира; уважение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям своего народа, народов России и мира; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, настенная карта «Экономическое развитие России в XVII в.», схема «Развитие отраслей экономики в XVII в.».
Внутрипредметные связи: Средние века: рост торговли и городов в Европе; Новая история: развитие капитализма. Персоналия: А. Д. Виниус.
Ключевые понятия: мелкотоварное ремесло, специализация, укреплённые линии, бобыли, купцы, кооперация, мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, крепостное право.
Даты и события: 1653 г. — принятие Таможенного устава; 1667 г. — принятие Новоторгового устава.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2.Актуализация знаний по теме «Окончание Смутного времени».
Выполнение тестового задания:
1.Кто избрал Бориса Годунова царем?
а) Он был назначен Федором Ивановичем перед смертью
б) Земский собор
в) боярская дума
2.Что такое Юрьев день?
а) День, когда крестьяне имели право уйти от землевладельца после окончания сельскохозяйственных работ и уплаты пожилого.
б) День, когда крестьянам прощались все долги и недоимки
в) День, когда землевладелец отпускал крестьян на заработки.
3.Что такое «заповедные лета»?
а) Ограничение срока сыска беглых крестьян (первоначально пятью годами).
б) Время страшного голода, свирепствовавшего на Руси вследствие неурожаев 1601-1603 гг.
в) Период времени, в который был запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому.
4.Кто был первым самозванцем, выдававшим себя за царевича Дмитрия?
а) Григорий Отрепьев
б) Иван Болотников
в) Михаил Молчанов
5.Что такое «урочные лета»?
а) Период времени, в который был запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому.
б) Установление срока сыска беглых крестьян (первоначально в течение пяти лет).
в) День, когда крестьянам прощались все долги и недоимки.
6.Когда был убит Лжедмитрий I?
а) июнь 1605 года.
б) май 1606 года.
в) май 1607 года.
7.О каком видном деятеле С.М. Соловьев сказал, что он «…был-не, скажем, избран, но выкликнут царем»?
а) Борис Годунов.
б) Лжедмитрий I.
в) Василий Шуйский.
8.Кому боярское правительство («семибоярщина») в 1610 году предложило русский престол?
а) Польскому королевичу Владиславу.
б) шведскому принцу Карлу-Филиппу.
в) сыну Марины Мнишек и Лжедмитрия II.
9. Кто возглавил первое ополчение?
а) Прокопий Ляпунов.
б) Дмитрий Пожарский.
в) Иван Заруцкий.
10.Кто стал инициатором второго ополчения?
а) Дмитрий Пожарский.
б) Дмитрий Трубецкой.
в) Кузьма Минин.
3.Переход к изучению нового материала, план:
а) Последствия Смуты.
б) Сельское хозяйство.
в) Ремесло.
г) Мануфактуры.
д) Торговля.
е) Рост городов.
а) Изучение данного пункта плана начинается с бе-седы.
Вопросы и задания для учащихся: 1. Как современники оценивали экономическое состояние страны после Смуты? 2. Почему появились «пустые дворы» и бобыли? 3. Приведите конкретные примеры хозяйственного запустения и упадка страны.
б) Этот пункт плана объясняет учитель, делая акцент на том, что восстановление хозяйства страны было связано с развитием дворянского землевладения и закрепощением крестьянства.
в) Данный пункт плана является одним из наиболее трудных для восприятия учащимися. Главным в данном случае является переход от традиционного ремесленного производства к мелкотоварному. Свой рассказ учитель чередует с беседой с учениками.
Вопросы для учащихся: 1. Какие новшества проявились в развитии российских ремёсел в XVII в.? 2. Каковы были особенности ремёсел в столице? 3. У кого из ремесленников продукция стоила дороже — у тех, кто работал на заказ, или у тех, кто производил товары для продажи?
Ученики выполняют задание 6 к § 4 рабочей тетради и заполняют таблицу:
Специализация ремесленного производства в России первой половины XVII в.
Центры производства Виды производства
г) На данном этапе урока учитель напоминает учащим-ся, что такое мануфактура, когда и где впервые появились мануфактуры (с понятием «мануфактура» семиклассники уже встречались, изучая курс Новой истории). По ходу усвоения нового материала ученики заполняют таблицу:
Мануфактуры в Западной Европе и России
Сходства Различия
Далее учитель рассказывает о первых российских промышленниках и предпринимателях. Рассказ учителя чередуется с беседой с учащимися.
Вопросы для учащихся: 1. Как вы оцениваете деятельность владельцев российских мануфактур? 2. Чем различалось положение владельцев мануфактур в России и Западной Европе?
д) Говоря о всероссийском рынке, учитель объясняет суть этого понятия, активно используя при этом возможности исторической карты «Экономика России XVII в.» (с. 42 учебника).
Вопросы для учащихся: 1. Какие факты свидетельствуют о формировании единого российского рынка? Почему его формирование не могло произойти раньше? 2. Какую роль в формировании рынка играли ярмарки? 3. Чем российский рынок отличался от внутреннего рынка других европейских стран? Что мешало его развитию? 4. Почему Новоторговый устав 1667 г. вводил жёсткие правила в отношении иноземных купцов?
е) О росте городов рассказывает учитель. По ходу рас-сказа проводится беседа с учениками.
Вопросы для учащихся: 1. Почему именно XVII в. был отмечен бурным ростом городов в России? 2. Какую роль в процессе роста городов играли укреплённые линии? 3. Чем отличались новые российские города от старых европейских?
Выводы. В течение XVII в. в хозяйственной жизни России произошли значительные перемены. Развивалось мануфактурное производство, усиливалась специализация районов страны на производстве определённых видов продукции, формировался всероссийский рынок. Однако все эти перемены происходили на фоне дальнейшего закрепощения крестьянства. В своём экономическом развитии Россия отставала от передовых стран Европы.
4.Закрепление изученного материала.
Обсуждение вопроса:
-Какие черты нового или старого существовали в хозяйственной жизни России начала 17 века?
5.Подведение итогов урока.
Закончите любое предложение:
-Сегодня на уроке я…
-Самым полезным и интересным для меня было…
-Я встретился с трудностью при…
-У меня хорошо получилось…
-Мне это необходимо для…
-Строки самому себе…
-Скажите комплимент данной теме…
6.Домашнее задание: § 4, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1—5, 7 к § 4.