Рабочая программа по биологии для 5-9 классов Авторы: Л.Н.Сухорукова , В.С.Кучменко

Приложение к приказу № ________
От «___»___________201_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «БИОЛОГИИ»
ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Количество часов по программе:
5, 6 классы 34 часа в год,1 час в неделю;
7-9 классы 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Составили:
Ольшанская Т.А.


2015 г


Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов общеобразовательной основной школы составлена на основе:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644).
2.Основной образовательной программы МБОУООШ № 66 г. Томска .
3.Рабочая программа по биологии издательство «Просвещение»
4..Программа «Биология. Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы». Авторы: Л.Н.Сухорукова , В.С.Кучменко – М., «Просвещение», 2011 г.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Цели и задачи курса биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной

Раздел 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественно-научные предметы» обеспечивает:
формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира; овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Примерная программа по биологии строится с учётом следующих содержательных линий:
многообразие и эволюция органического мира;
биологическая природа и социальная сущность человека;
уровневая организация живой природы.
Содержание курса биологии в примерной программе структурировано в три части: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности». В рабочей программе содержание раскрывается в разделах: «Живой организм», «Разнообразие живых организмов», «Человек. Культура здоровья», «Живые системы и экосистемы».
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их разнообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела может изучаться в виде самостоятельного блока или включаться в содержание других разделов; оно не должно механически дублировать содержание курса «Общая биология» для 10-11 классов.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы .

Раздел 3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы) Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Колесникова И.Я. разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения 272, из них 34 (1 ч в неделю) в 5 классе, 34 (1 ч в неделю) в 6 классе, по 68 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах. Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. Опираясь на понятия, содержащиеся в курсе «Окружающий мир», при обучении биологии в основной школе возможно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать сущность биологических процессов и явлений. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий и концепций на ступени среднего (полного) общего образования. Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии.
Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:
Биология. Живой организм. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. JI.H. Сухорукова, B.C. Кучменко, И.Я. Колесникова.
Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс. Авт. JI.H. Сухорукова, B.C. Кучменко, И.Я. Колесникова.
Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. JI.H. Сухорукова, B.C. Кучменко, Т.А. Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. JI.H. Сухорукова, B.C. Кучменко.
Проект «Сферы» один из современных инновационных образовательных проектов, который осуществляется в рамках общей стратегии издательства «Просвещение» по формированию в российском образовании единой информационно-образовательной среды в виде взаимосвязанной системы образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях.
Учебно-методические комплекты «Сферы» по биологии представляют систему взаимосвязанных компонентов на бумажных и электронных носителях и включают различные типы учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, методические рекомендации учителю.
В поурочном тематическом планировании даны ссылки на ресурсы УМК, соответствующие теме каждого урока. Однако это не означает, что все они должны быть использованы в обязательном порядке при подготовке и проведении урока. Учитель может разрабатывать собственную модель урока, используя те ресурсы, которые считает приемлемыми и рациональными для достижения планируемых результатов обучения в соответствии с личным опытом, уровнем обученности и познавательной активности школьников.




Раздел 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения биологии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долги перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающux технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения биологии:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развить мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий.
Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамах учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Основные предметные результаты обучения биологии:
усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Раздел 5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Отличительные признаки живых организмов.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращения энергии признаки живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера глобальная экосистема. В.И. Вернадский основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах



Раздел 6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


Название темы
Количество часов
Основные виды деятельности обучающихся

5 класс

1
Введение.
3
Определять предмет изучения биологии.
Описывать основные направления биологии и пути её развития.
Объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека
Называть условия, необходимые для жизни организмов.
Приводить примеры влияния окружающей природной среды на человека.
Давать определение литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы
Объяснять значение озонового экрана, магнитного поля Земли для жизни в биосфере
Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период.
Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада.
Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии «Осенние явления в жизни родного края».
Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.
Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

2
Разнообразие живых организмов. Среды жизни
12
Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств.
Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы.
Описывать роль представителей разных царств в биосфере.
Называть типы животных, отделы растений.
Приводить примеры представителей разных отделов и типов.
Сравнивать представителей разных групп растений и животных.
Называть среды жизни, их экологические факторы.
Сравнивать различные среды жизни. Характеризовать виды экологических факторов.
Приводить примеры действия экологических факторов на живые организмы.
Называть основные абиотические факторы водной среды обитания.
Приводить примеры обитателей водной среды.
Наблюдать за водными организмами.
Выделять особенности строения организмов, обитающих в водной среде (на основе личных наблюдений).
Выполнять лабораторную работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Объяснять возможные причины гибели живых организмов водоёмов.
Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно- воздушной среде.
Приводить примеры обитателей наземно-воздушной среды.
Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях влажности наземно-воздушной среды. Сравнивать особенности водной и наземно-воздушной сред обитания, растения и животных разных экологических групп по отношению к наличию влаги
Приводить примеры растений и животных, по-разному приспособленных к световому режиму. Наблюдать реакции живых организмов на воздействие света на примере комнатных растений.
Устанавливать взаимосвязь между продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям
Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве.
Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия.
Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова.
Выявлять связь между урожайностью сельскохозяйственных растений и плодородием почв.
Приводить примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий.
Выделять существенные особенности организменной среды.
Описывать черты приспособленности организмов к паразитическому образу жизни, использованию других организмов в качестве среды обитания.
Применять информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях организменной среды обитания
Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания.
Объяснять ведущую роль растений в сообществе.
Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных
Приводить примеры грибов и бактерий (паразитов, сапротрофов, симбионтов) пищевых цепей.
Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях.
Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере
Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе.
Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе.
Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных
отношений между растениями и их опылителями.
Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития сообщества
Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические факторы.
Описывать черты приспособленности растений и животных к условиям различных сред жизни. Обосновывать роль растений, животных, грибов и бактерий в сообществе.
Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей в живой природе

3
Клеточное строение живых организмов
9
Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения.
Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов.
Формулировать положения клеточной теории
Называть части лупы и микроскопа. Описывать этапы и правила работы с микроскопом.
Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.
Применять практические навыки в процессе лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
Находить дополнительную информацию об увеличительных приборах в электронном приложении
Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки.
Приводить примеры белков, углеводов, жиров.
Описывать значение органических и минеральных веществ для жизнедеятельности клетки и организма.
Выполнять лабораторную работу «Состав клеток растений».
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием
Называть компоненты бактериальной клетки.
Выделять основную особенность бактериальной клетки отсутствие оформленного ядра. Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека.
Называть органоиды клеток эукариот.
Сравнивать клетки растений, животных, грибов.
Делать выводы о причинах сходства и различия.
Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы.
Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления.
Обосновывать биологическое значение процесса деления клетки.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли деления клеток в жизни организма.
Определять общие черты одноклеточных организмов.
Приводить примеры одноклеточных организмов.
Устанавливать признаки различия между одноклеточными растениями, животными, грибами.
Применять практические умения в процессе лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

4
Ткани живых организмов
9
Распознавать покровные ткани растений и животных. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия.
Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей у растений и животных
Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица).
Устанавливать взаимосвязь строения клеток покровной ткани листа с их функциями. Применять умения работать с микроскопом.
Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
Приводить примеры механических и проводящих тканей растений.
Устанавливать связь между развитием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно-воздушной среде, между их строением и функциями
Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры. Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями.
Наблюдать и определять основные и образовательные ткани в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием
Называть и описывать соединительные ткани животных. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.
Определять разные виды тканей на микропрепаратах.
Обосновывать роль крови в обеспечении целостности организма.
Описывать и сравнивать строение мышечных тканей.
Определять особенности строения клеток нервной ткани.
Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями. Распознавать ткани в процессе лабораторной работы.
Сравнивать клетки растений, животных, грибов, прокариот и эукариот, разные типы тканей. Делать выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей.
Определять клетки и ткани на микропрепаратах и рисунках, других источниках информации. Классифицировать клетки и ткани.
Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями.
Выявлять особенности химического состава живых организмов.
Называть органоиды клеток. Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями.
Объяснять роль представителей различных царств живой природы в сообществе и в биосфере в целом.
Описывать природные сообщества своей местности.
Устанавливать черты приспособленности организмов к обитанию в различных средах.
Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в природных сообществах.
Высказывать свою точку зрения при обсуждении экологических ситуаций
Называть и определять самые распространённые и редкие виды растений своей местности. Устанавливать взаимосвязь растений друг с другом, животными, грибами, бактериями и факторами неживой природы. Приводить примеры воздействия человека на природу. Наблюдать и описывать сезонные изменения в жизни растений, природных сообществ. Оформлять результаты наблюдений.
Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.
Соблюдать правила поведения в природе, правила обращения с лабораторным оборудованием

Резерв: 1 ч

6 класс

1
Введение.
1
Устанавливать взаимосвязь между клетками, тканями, органами в организме.
Называть, и определяют органы и системы органов растительного и животного организмов. Приводить примеры в растительном и животном мире, доказывающие, что организм это единое целое.
Высказывать предположения о последствиях нарушения целостности организма, повреждения тканей и органов, взаимосвязи органов и систем органов растений и животных.

2
Органы и системы органов
10
Называть составные части побега.
Описывать строение побега и почек.
Сравнивать вегетативные и генеративные почки.
Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения побега и его функциями.
Исследовать строение побега на натуральных объектах.
Распознавать части побега, вегетативные и генеративные почки.
Устанавливать связь строения вегетативных и генеративных почек с их функциями.
Делать выводы о значении побега, роли почек в жизни растения.
Использовать ресурсы электронного приложения для извлечения необходимой информации. Демонстрировать умение пользоваться лупой в процессе лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
Описывать внутреннее строение стебля, его функции. Определять возраст дерева по спилу. Объяснять причины образования годичных колец и роста стебля в длину, толщину. Прогнозировать последствия обрезки деревьев, повреждения коры плодовых деревьев. Высказывать своё мнение о бережном отношении к деревьям.
Исследовать строение стебля в процессе лабораторной работы.
Называть и определять части листа.
Различать простые и сложные листья.
Характеризовать типы листорасположения.
Определять типы листорасположения на натуральных объектах.
Анализировать, сравнивать строение листа, используя натуральные объекты.
Проводить наблюдения с помощью увеличительных приборов в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
Описывать строение кожицы и мякоти листа.
Объяснять взаимосвязь строения клеток и выполняемых ими функций.
Различать световые и теневые листья.
Исследовать строение кожицы листа на микропрепаратах.
Фиксировать результаты наблюдений.
Называть зоны корня, их функции.
Распознавать типы корневых систем, боковые и придаточные корни.
Устанавливать связь строения и функций зон корня.
Применять на практике знания о зонах корня, корневых волосках.
Исследовать зоны корня на микропрепаратах в процессе лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
Называть видоизменённые надземные побеги, приводить примеры.
Устанавливать причины разнообразия побегов на основе наблюдений взаимосвязи строения надземных побегов с условиями среды обитания.
Использовать гербарные экземпляры, живые объекты, дополнительные источники информации при подготовке сообщения о разнообразии побегов.
Оценивать значение разнообразия растений для сохранения природы родного края.
Называть видоизменения подземных побегов и корней.
Устанавливать признаки сходства надземных и подземных побегов.
Наблюдать видоизменённые побеги и корни.
Объяснять особенности их строения в связи с приспособленностью к условиям среды обитания.
Определять видоизменённые подземные побеги на натуральных объектах в процессе лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правил поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
Называть системы органов животных.
Определять функции систем органов.
Обосновывать важность взаимосвязи всех систем органов для обеспечения целостности организма.
Объяснять наличие наружного и внутреннего скелетов, замкнутой и незамкнутой кровеносных систем, примитивное и сложное строение нервной системы с позиций идеи об эволюции органического мира.
Сравнивать и классифицировать листья, корневые системы, видоизменённые побеги. Связывать строение листа, стебля, корня, органов и систем органов животных с выполняемыми функциями.
Обосновывать значение органов и систем органов для обеспечения процессов жизнедеятельности многоклеточного организма.
Доказывать единство растительного и животного мира, используя информацию разных источников.

3
Строение и жизнедеятельность живых организмов.
23
Называть и описывать способы передвижения некоторых одноклеточных организмов.
Приводить примеры движения органов растений.
Обосновывать необходимость передвижения животных в пространстве.
Наблюдать за движением листьев к свету у комнатных растений, способами перемещения животных в различных средах.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о приспособленности органов движения животных к жизни в определённой среде
Определять сущность почвенного питания растений.
Приводить примеры плотоядных и паразитических видов растений.
Объяснять явления, обусловленные корневым давлением, зависимость почвенного питания от условий внешней среды.
Доказывать с помощью эксперимента роль корневого давления в передвижении воды с минеральными веществами
Называть и описывать условия и результаты процесса фотосинтеза.
Ставить биологический эксперимент, доказывающий образование крахмала в зелёных листьях на свету, выделение кислорода.
Обосновывать космическую роль зелёных растений.
Выдвигать предположения об условиях, способствующих эффективности фотосинтеза и повышению урожайности растений.
Извлекать и анализировать информацию о фотосинтезе из различных источников
Описывать сущность процесса испарения воды листьями.
Выявлять условия, влияющие на интенсивность испарения воды листьями.
Приводить доказательства роли листьев в испарении растений.
Распознавать листопадные и вечнозелёные растения, приводить примеры, используя гербарные экземпляры, рисунки
Называть и описывать отделы пищеварительной системы животных.
Выявлять существенные признаки растительноядных, хищных, паразитических животных, приводить примеры.
Обосновывать связь кровеносной и дыхательной систем с процессом пищеварения
Называть и описывать способы питания бактерий и грибов, приводить примеры.
Объяснять роль в природе бактерий и грибов как разрушителей органического вещества.
Сравнивать автотрофные и гетеротрофные, сапротрофные и паразитические формы среди бактерий и грибов.
Обосновывать биосферное значение цианобактерий, бактерий-азотфикса- торов, раскрывать роль микоризы
Определять сущность процесса дыхания.
Сравнивать дыхание и фотосинтез, дыхание и брожение, устанавливать взаимосвязь этих процессов.
Обосновывать значение знаний о процессах дыхания и брожения для практической деятельности человека.
Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и кровообращения у животных.
Описывать круги кровообращения, строение органов дыхания животных в связи со средой обитания.
Приводить примеры животных, органы дыхания которых представлены жабрами, трахеями, лёгкими
Сравнивать проводящую систему растений и кровеносную систему животных, делать выводы о причинах их сходства.
Устанавливать взаимосвязь строения и функций проводящей системы растений и транспортной системы животных.
Доказывать с помощью биологического эксперимента передвижение воды и минеральных веществ по сосудам древесины, а органических веществ по ситовидным трубкам коры.
Выявлять существенные особенности процесса выделения и обмена веществ.
Устанавливать взаимосвязь пищеварительной, дыхательной, выделительной систем в процессе обмена веществ.
Делать выводы об обмене веществ как характерном признаке живых организмов, зависимости интенсивности обмена веществ от прогрессивного развития кровеносной и дыхательной систем.
Приводить примеры органов выделения животных
Выявлять существенные отличия бесполого размножения от полового.
Называть и описывать различные способы бесполого размножения, приводить их примеры.
Делать выводы о биологическом значении бесполого размножения.
Называть, описывать и сравнивать разные способы вегетативного размножения растений. Применять знания в практических ситуациях: размножать растения черенками, луковицами, почками, усами.
Делать выводы о значении вегетативного размножения в природе и жизни человека. Фиксировать результаты практической работы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
Называть и определять части цветка, соцветия, тычиночные и пестичные цветки, однодомные и двудомные растения.
Выделять главные и второстепенные части цветка, цветки с простым и двойным околоцветником, иллюстрировать их примерами.
Исследовать строение цветка в процессе лабораторной работы, фиксировать её результаты в форме схематических рисунков.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
Называть и описывать различные типы опыления, приводить примеры растений, у которых они встречаются, части семени и плода.
Сравнивать строение цветков, пыльцу насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Выявлять основные особенности оплодотворения у цветковых растений.
Прогнозировать опасность сокращения численности пчёл, шмелей, других насекомых-опылителей, птиц.
Описывать основные особенности оплодотворения у цветковых растений.
Сравнивать и классифицировать сочные и сухие, односемянные и многосемянные плоды. Устанавливать взаимосвязь между цветением, опылением и оплодотворением.
Определять сочные и сухие плоды в процессе выполнения лабораторной работы. Фиксировать результаты в виде таблиц, рисунков.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
Описывать способы бесполого размножения животных.
Сравнивать бесполое размножение животных с половым, приводить примеры.
Выявлять основные закономерности развития животных, используя иллюстрации и электронное приложение.
Описывать периоды индивидуального развития растений.
Объяснять роль зародыша семени в развитии растений.
Сравнивать процессы роста и развития растений.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
Описывать периоды индивидуального развития животных.
Выявлять особенности эмбрионального развития животных.
Сравнивать непрямое и прямое развитие, развитие с полным и неполным превращением.
Описывать различные способы расселения и распространения живых организмов.
Выяснять особенности распространения растений.
Объяснять способность к расселению и освоению новых территорий как общее свойство живых организмов.
Понимать причины и значение миграций для животных.
Прогнозировать последствия изменений в природе для распространения живых организмов.
Устанавливать взаимосвязь между длиной светового дня и приспособительными реакциями живых организмов.
Обосновывать значение листопада, видоизменённых надземных и подземных побегов, корней для перенесения растениями неблагоприятных сезонных изменений; значение явлений анабиоза, зимнего сна в жизни животных.
Понимать практическое значение фенологических наблюдений.
Наблюдать за сезонными изменениями в природе, описывать, делать выводы.
Устанавливать взаимосвязь дыхания, фотосинтеза и почвенного питания растений.
Обосновывать участие процессов питания, дыхания, выделения в обмене веществ.
Понимать роль процесса деления клеток для роста и развития организма.
Находить черты сходства в размножении и развитии растений, животных.
Делать выводы о средообразующей роли живых организмов, единстве живого мира.
Сравнивать дыхание и фотосинтез, транспорт веществ у растений и животных, способы полового и бесполого размножения.
Понимать сущность и значение опыления и оплодотворения растений.
Обосновывать универсальность для всех живых организмов процессов дыхания, пищеварения, выделения, размножения, развития.
Применять знания о процессах жизнедеятельности живых организмов в практических ситуациях.


7 класс

1
Организация живой природы.
5
Называют основные царства живых организмов; основные уровни организации живой природы; естественные и искусственные природные сообщества родного края; черты приспособленности растений к совместному существованию в обществе.
Определять растения одного и разных видов.
Работать в группе при проведении наблюдений и обсуждении результатов.
Приводить примеры средообразующей деятельности живых организмов; близких видов.
Объяснять связи между особями одной популяции; роль ярусности в использовании живыми организмами ресурсов среды обитания; организмов производителей, потребителей и разрушителей органического вещества в экосистеме.
Устанавливать взаимосвязь между живыми компонентами экосистемы и неживой природы.
Прогнозировать последствия исчезновения доминирующих и средообразующих видов.
Оценивать значение видового разнообразия.
Сравнивать организменный и популяционно- видовой уровни организации живой природы.
Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе,
справочниках, мультимедийном приложении, Интернете.

2
Эволюция живой природы.
4
Называть движущие силы и резуль таты эволюции. Объяснять формирование приспособлений с позиций учения Дарвина. Использовать различные источники информации для подготовки сообщения, презентации доклада о жизни и деятельности Ч. Дарвина, его путешествии

3
Растения – производители органического вещества.
22
Определяют понятия: биомасса, продуценты, высшие, низшие растения, биом.
Рассматривают рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений.
Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Различают и описывают низшие и высшие растения
Определяют понятия: фотосинтез, пигменты, хлорофилл, каротиноиды, целлюлоза, фитогормоны, клеточная стенка, клеточный сок.
Различают и описывают низшие и высшие растения. Называют особенности жизнедеятельности растений.
Определяют понятия: таллом, слоевище, гаметы, зигота, спорофит, гаметофит.
Рассматривают схемы строения водорослей различных отделов.
Распознают и описывают строение водорослей. Различают и описывают низшие и высшие растения. Называют особенности жизнедеятельности растений. Выполняют лабораторную работу
Определяют понятия: фитопланктон, фитобентос, ризоиды, детрит.
Называют особенности жизнедеятельности водорослей, их значение в природе и жизни человека.
Определяют понятия: образовательная, покровная, проводящая, механическая, основная, запасающая ткани; вегетативные органы: корень, стебель, лист; генеративные органы: цветок, плод, спорангии; эмбриональный период, постэмбриональный период.
Рассматривают схемы строения и жизненных циклов мхо хвощей, плаунов и папоротниковидных, различных представителей мхов, плаунов, хвощей и папоротниковидных. Характеризуют основные признаки высших растений.
Определяют понятия: ризоиды, псилофиты, спорофит, гаметофит.
Характеризуют основные признаки высших растений. Распознают растения отдела Моховидные на таблицах.
Выполняют лабораторную работу
Определяют понятия: корневище, придаточные корни.
Распознают растения отделов Плауновидные и Хвощевидные.
Определяют понятия: заросток, микроспора, мегаспора.
Характеризуют основные признаки высших растений. Распознают и описывают строение папоротников на рисунке.
Выполняют лабораторную работу
Определяют понятия: семя, древесина, сердцевина, хвоя, кутикула, устьица, мужские шишки, пыльцевой мешок, спермии, женские шишки, семязачаток, мегаспора, яйцеклетка, эндосперм.
Распознают представителей отдела Голосеменные растения.
Распознают и описывают наиболее распространенные голосеменные.
Выполняют лабораторную работу
Определяют понятия: цветок, древесные, травянистые, цветоножка, цветоложе, чашелистики, чашечка, лепестки, тычинка, пестик, пыльца, завязь, столбик, рыльце, плод, соцветие, двойное оплодотворение. Рассматривают схему строения цветкового растения, строение цветка цикл развития цветковых растений, (двойное оплодотворение), представителей различных семейств покрытосеменных растений.
Распознают и описывают жизненные формы покрытосеменных растений.
Выполняют лабораторную работу.
Определяют понятия: однодольные, двудольные.
Распознают и описывают жизненные формы покрытосеменных растений.
Называют классы покрытосеменных растений
Определяют понятия: стержневая корневая система, семядоля.
Распознают и описывают наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные
Определяют понятия: мочковатая корневая система.
Распознают растения с семейств Лилейные, Злаки
Определяют понятия: однодольные, двудольные, стержневая корневая система,
мочковатая корневая система.
Распознают наиболее распространенные растения своей местности, определяют их систематическое положение.
Выполняют практическую работу
Выполняют тестовую контрольную работу в нескольких вариантах из заданий разного вида:
- с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных;
- на соответствие;
- на заполнение сравнительных таблиц;
- на нахождение ошибок в приведенном тексте;
- с выполнением развернутого ответа

4
Животные – потребители органического вещества.
28
Выявлять отличительные признаки царства Животные. Описывать основные симметрии многоклеточных животных, наиболее значимые события в эволюции животного мира. Использовать различные источники информации для подготовки сообщений и презентации учебных проектов о происхождении и развитии животного мира Выявлять характерные признаки подцарства Одноклеточные, типа Саркожгутиконосцы. Приводить примеры представителей типа. Распознавать представителей под