Рабочая программа по биологии 9 класса на 2 часа. Авторы: Сухорукова Л.Н.. Кучменко В.С.


Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса составлена на основе программы основного общего образования по биологии. 5—9 классы / авторы Л.Н. Сухорукова и В.С. Кучменко. Москва. «Просвещение» 2011 год, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной программой основного общего образования МБОУ - лицей «В. к. ш».
В соответствии с учебным планом образовательной организации на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов (2 часаа в неделю, 34 учебные недели).

Предметные планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» в 9 классе.
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
1. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и
организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и
агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии,
питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,
наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма,
раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
3. особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей
нервной деятельности и поведения;
уметь
1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной
картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство,
общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примересопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и
собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты
окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и
роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость
собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины
наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний,
иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
2. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,
описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием
растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;
рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки,
органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы
цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных
отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенныерастения и животных своей местности, культурные растения и домашних
животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и
животные;
4. выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания,
типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
5. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы наоснове сравнения;
6. определять принадлежность биологических объектов к определеннойсистематической группе (классификация);
7. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов
риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние
собственных поступков на живые организмы и экосистемы;8. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте
учебника отличительные признаки основных систематических групп; вбиологических словарях и справочниках значения биологических терминов; вразличных источниках необходимую информацию о живых организмах (в томчисле с использованием информационных технологий);
использовать:
1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,
бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных
привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний;
2. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах
животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах,
спасении утопающего;
3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения вокружающей среде;
4. выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода заними;
5. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание учебного предмета «Биология»
Введение. Особенности биологического познания(2ч)
Биологические системы и экосистемы. Почему важно их изучать. Иерархия живых систем, их общие свойства. Методы биологического познания: эксперимент, наблюдение, моделирование. Научный факт, гипотеза, теория, их роль в биологическом познании.
Демонстрация: таблицы, рисунки, фрагменты учебных фильмов, иллюстрирующие разнообразие живых систем и экосистем, методы биологического познания.
РАЗДЕЛ I.
Организм (19 ч)
Организм – целостная саморегулирующаяся система. Связь организма с внешней средой. Удовлетворение потребностей – основа поведения организма. Размножение и развитие организмов. Определение пола. Возрастные периоды онтогенеза человека. Наследственность и изменчивость – свойства организма. Наследственная информация и ее носители. Гомологичные хромосомы, аллельные гены. Основные законы наследования (на примере человека): доминирования, расщепления, независимого комбинирования признаков. Взаимодействие генов. Наследование, сцепленное с полом. Закономерности наследственной изменчивости. Экологические факторы и их действие на организм. Ограничивающий фактор. Адаптация организма к условиям среды. Влияние природных факторов на организм человека. Негроидная, европеоидная и монголоидная расы, формирование расовых признаков как результат приспособления к условиям среды. Географические группы людей: арктическая, тропическая, пустынная, высокогорная. Биологические ритмы. Влияние суточных ритмов на жизнедеятельность человека. Годовые ритмы, фотопериодизм. Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс, его профилактика. Последствия влияния курения, употребления алкоголя, наркотиков на организм подростка.
Демонстрация: таблицы, рисунки, видеофрагменты, иллюстрирующие оплодотворение и развитие организмов, наследственность и изменчивость, действие экологических факторов, биологические ритмы.
Лабораторные работы:
1.Оценка температурного режима учебных помещений.
Проектная деятельность:
1.Суточные изменения некоторых физиологических показателей организма человека.
2.Гигиенические нормы сна подростков.
3.Влияние освещения на морфологию колеуса.
4.Действие экологических факторов.
5.Превращение наземной формы традесканции в водную.
РАЗДЕЛ II.
Вид. Популяция. Эволюция видов (25 ч)
Вид и его критерии. Популяционная структура вида. Динамика численности популяций. Саморегуляция численности популяций. Структура популяций. Теория Ч. Дарвина об эволюции видов. Современная эволюционная теория. Популяция – единица эволюции. Факторы эволюции, поставляющие материал для отбора. Естественный отбор, его формы. Формирование приспособлений – результат эволюции. Видообразование – результат действия факторов эволюции. Экологическое и географическое видообразование. Селекция – эволюция, направляемая человеком. Искусственный отбор и его творческая роль. Гибридизация. Искусственный мутагенез. Систематика и эволюция. Принципы классификации. Доказательства и основные этапы антропогенеза. Биологические и социальные факторы эволюции человека. Высшая нервная деятельность. Рефлекторная теория И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Возбуждение, торможение. Взаимная индукция. Доминанта. Особенности высшей нервной деятельности человека. Слова – сигналы сигналов. Динамический стереотип. Сознание – высший уровень развития психики, свойственный человеку. Рассудочная деятельность животных. Бессознательные и сознательные процессы. Мышление и воображение. Речь и ее значение. Развитие и виды речи. Память, ее виды и формирование. Эмоции, их виды и значение. Типы эмоциональных состояний. Чувство любви – основа брака и семьи. Темперамент. Типы высшей нервной деятельности.
Демонстрация: коллекции, гербарные материалы для иллюстрации морфологического критерия вида, изменчивости, наследственности, межвидовых взаимодействий, приспособленности организмов, многообразия видов, направлений и путей эволюции; модели происхождения человека, останки материальной культуры предшественников современного человека, таблицы, рисунки, иллюстрирующие высшую нервную деятельность и ее особенности у человека, взаимоотношения человека с окружающей средой.
Лабораторные работы:
2.Изучение критериев вида.
3.Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания.
4.Искусственный отбор и его результаты.
5.Приспособленность руки человека к трудовой деятельности.
6.Закономерности восприятия.
7.Устойчивость внимания.
8.Выработка навыка зеркального письма
9.Типы высшей нервной деятельности.
Практические работы:
1.Определение ведущей руки.
2.Логическое мышление.
3.Объем смысловой памяти.
4.Выявление объема кратковременной памяти.
5.Выявление точности зрительной памяти.
6.Определение типа темперамента.
Экскурсии:
1.Разнообразие видов в природе – результат эволюции.
РАЗДЕЛ III.
Биоценоз Экосистема. (13ч)
Видовая и пространственная структура биоценоза. Конкуренция – основа поддержания видовой структуры биоценоза. Принцип Ф. Гаузе. Неконкурентные взаимоотношения между видами в биоценозе, их значение. Организация и разнообразие экологических систем. Функциональные группы организмов в экосистеме: продуценты, консументы, редуценты. Природные и искусственные, наземные и водные, с богатым и бедным видовым составом экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Экологические пирамиды. Разнообразие и ценность естественных биоценозов суши: лесов, степей, лугов. Разнообразие и ценность естественных водных экосистем. Морские и пресные экосистемы. Развитие и смена сообществ и экосистем. Практическое значение знаний о развитии сообществ. Агроценоз. Агроэкосистема. Пути повышения продуктивности и устойчивости агроценозов. Биологическое разнообразие и пути его сохранения.
Демонстрация: гербарные материалы; таблицы, схемы, видеофрагменты, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биоценозе, цепи питания; разнообразие экосистем, аквариум как модель экологической системы.
Лабораторные работы:
10.Цепи питания обитателей аквариума.
Экскурсии:
2.Фитоценоз естественной пресноводной экосистемы.
3.Парк как искусственная экосистема.
РАЗДЕЛ IV.
Биосфера(7ч)
Биосфера, ее границы. Среды жизни. Живое вещество биосферы и его функции. Средообразующая деятельность живого вещества. Круговорот веществ – основа целостности биосферы. Последствия нарушения круговорота углерода. Биосфера и здоровье человека.
Демонстрация: таблицы, видеофрагменты, иллюстрирующие границы биосферы и ее структуру, схемы круговоротов веществ и превращения энергии в биосфере; фрагменты учебных фильмов «Биосфера», «Биосфера и человек».
Проектная деятельность:
6.Актуальные экологические проблемы региона.
Резерв. 2 часа
Календарно-тематический план
по учебному предмету «Биология»
для 9 класса
на 2016-2017 учебный год.
Номера уроков по порядку
№ урока
в разделе
темы Тема урока Плановые сроки изучения учебного материала Скорректированные сроки изучения учебного материала
Введение (2 ч)
1 1 Живые системы и экосистемы. 05.09-09.09 2 2 Методы биологического познания РАЗДЕЛ I. Организм (19 ч)
3 1 Организм - целостная саморегулирующаяся система 12.09-16.09 4 2 Размножение и развитие организмов 5 3 Способы размножения растений. 19.09-23.09 6 4 Определение пола. Общая характеристика возрастных периодов онтогенеза человека 7 5 Возрастные периоды развития детей 26.09-30.09 8 6 Наследственность и изменчивость. 9 7 Основные законы наследования признаков 10 8 Основные законы наследования признаков 11 9 Решение генетических задач 12 10 Закономерности наследственной изменчивости 13 11 Обобщение: Наследственность и изменчивость. 14 12 Экологические факторы.
Л.р. 1 «Оценка температурного режима учебных помещений» 15 13 Адаптация организмов к условиям среды 16 14 Влияние природных факторов на организм человека 17 15 Ритмичная деятельность организма 18 16 Ритмы сна и бодрствования. Значение сна 19 17 Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс. 20 18 Влияние курения, употребления алкоголя, наркотиков на организм человека 21 19 Письменный зачет на тему: Экологические факторы. РАЗДЕЛ II. Вид. Популяция. Эволюция видов (25 ч)
22. 1 Вид и его критерии.
Л.р. 2 «Изучение критериев вида» 23. 2 Популяционная структура вида 24. 3 Динамика численности популяций 25. 4 Саморегуляция численности популяций 26 5 Структура популяций 27. 6 Учение Дарвина об эволюции видов 28. 7 Современная эволюционная теория 29 8 Современная эволюционная теория 30 9 Формирование приспособлений.
Л.р. 3 «Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания» 31 10 Видообразование — результат действия факторов эволюции 32. 11 Селекция — эволюция, направляемая человеком. Л.р. 4 «Искусственный отбор и его результаты» 33 12 Систематика и эволюция 34. 13 Доказательства и основные этапы антропогенеза 35. 14 Доказательства и основные этапы антропогенеза 36. 15 Биологические и социальные факторы эволюции человека.Л.р. 5 «Приспособленность руки человека к трудовой деятельности» 37 16 Высшая нервная деятельность. 38. 17 Высшая нервная деятельность 39. 18 Особенности высшей нервной деятельности человека. Л.р. 6 «Закономерности восприятия»,
Л.р.7 «Устойчивость внимания»,
Л.р. 8 «Выработка навыков зеркального письма» 40. 19 Мышление и воображение 41. 20 Речь 42. 21 Память 43. 22 Эмоции 44. 23 Чувство любви — основа брака и семьи 45. 24 Типы высшей нервной деятельности. Л.р. 9 «Типы высшей нервной деятельности» 46. 25 Тестовая письменная работа на тему: Высшая нервная деятельность. РАЗДЕЛ III. Биоценоз. Экосистема (13 ч)
47 1 Биоценоз. Видовая и пространственная структура 48 2 Конкуренция — основа поддержания видовой структуры биоценоза 49. 3 Неконкурентные взаимодействия между видами 50 4
Разнообразие видов в природе — результат эволюции 51 5 Организация и разнообразие экосистем 52 6 Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Л.р. 10 «Цепи питания обитателей аквариума» 53. 7 Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши 54. 8 Разнообразие и ценность естественных водных экосистем. 55. 9 Фитоценоз естественной пресноводной экосистемы 56. 10 Развитие и смена сообществ и экосистем 57. 11 Агроценоз. Агроэкосистема58. 12 Парк как искусственная экосистема
59. 13 Биологическое разнообразие и пути его сохранения РАЗДЕЛ IV. Биосфера (7 ч)
60. 1 Среды жизни. Биосфера и её границы 61. 2 Живое вещество биосферы и его функции 62. 3 Средообразующая деятельность живого вещества 63. 4 Круговорот веществ — основа целостности биосферы 64. 5 Биосфера и здоровье человека 65. 6 Обобщение: Биосфера. 66. 7 Письменный зачет: Биосфера. Резерв. 2 часа
67 1 Резерв. 68. 2 Резерв. итого часов В том числе:
уроков повторения контрольных работ лабораторных работ по программе 10 выполнено СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО , рекомендуется к утверждению
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Руководитель ШМО _____________ /Фролова Е.А./