Рабочая программа по биологии для 8 класса . Программа составлена на основе авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, Цехмистренко Т.А., . 6-9 класс (УМК «Сферы»). — М.: Просвещение, 2010,


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старокрымская средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено:
Руководитель МО
Естественно-матем. цикла
___________ З.Ю.Муртазаева
Протокол № _______
От « _____» ________2015
Согласовано:
заместитель директора
по УВР
_____Э.К. Хайретдинова
« _____» ________2015 г

Утверждаю:
директор МБОУ
«Старокрымская ОШ №2»
_________ Л.М. Аметова
приказ № ________
« _____» ________2015 г

Рабочая программа по биологии для 8 класса на 2015-2016 учебный год.
Разработала:
Муртазаева Зарема Юсуфовна,
учитель биологии и химии,
высшая категория
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, Цехмистренко Т.А., . 6-9 класс (УМК «Сферы»). - М.: Просвещение, 2010, которая разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. На изучение курса биологии в 8-ом классе автором предусматривается 68 часов. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения курса биологии в 8-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Выбор авторской программы связан с тем, что при изучении курса биологии в 8-ом классе учащиеся получают знания о строении и функциях организма человека, изучают санитарно- гигиенические правила, знакомятся с методами самоконтроля. Особенность реализации авторской программы в школе: применение современных педагогических технологий и организация поисково- исследовательской и проектной деятельности. Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания федерального компонента государственного стандарта. Авторский порядок тем сохранён.
Цель данной рабочей программы: изучение человека как биосоциального существа.
Задачи данной рабочей программы:
сформировать знания о взаимосвязи строения и функций систем органов человека;
выделять существенные признаки организма человека и его социальной сущности;
выявлять значение физических упражнений и состояния окружающей среды на здоровье человека.
Содержание учебного курса
№ Раздел Количество
часов
1 Введение 2
2 Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья 7
3 Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности 7
4 Опорно-двигательная система. Физическое здоровье 7
5 Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья 28
6 Репродуктивная система и здоровье 3
7 Системы регуляции жизнедеятельности 7
8 Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы 6
9 Резерв 1
Содержание программы
Введение (2 ч)
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена, медицина, эмбриология, генетика, экология. Краткая история развития, предмет изучения и методы исследования. Знания о строении и жизнедеятельности организма человека – основа для сохранения его здоровья, благополучия окружающих людей. Роль гигиены и санитарии в поддержании экологически чистой природной среды. Культура здоровья – основа полноценной жизни.
Демонстрация: репродукции картин, изображающие тело человека; красочные рисунки об основных составляющих здорового образа жизни.
Самонаблюдения: 1. Определение оптимальности веса. 2. Исследование ногтей.
Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (7ч)
Клетка – структурная единица организма человека. Основные неорганические и органические вещества клетки. Органоиды цитоплазмы и их значение в обеспечении жизнедеятельности клетки. Ядро – хранитель наследственной информации, его основные компоненты. Постоянство числа и формы хромосом – видовой признак организмов. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.
Соматические и половые клетки. Процессы, обеспечивающие развитие потомства и сохранение вида: деление клеток, образование гамет, оплодотворение.
Реализация наследственной информации и здоровье. Гены – материальные единицы наследственности, участки молекулы ДНК. Хромосомы – носители генов. Доминантные и рецессивные признаки человека. Генотип и фенотип.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы мутаций у человека. Хромосомные и генные болезни.
Наследственная предрасположенность к определенным заболеваниям. Медико-генетическое консультирование, его значение. Роль генетических знаний в планировании семьи.
Здоровье человека и факторы окружающей природной и социальной среды.
Образ жизни и здоровье.
Демонстрация: таблицы, схемы, слайды, видеофильмы, фильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), модели, иллюстрирующие строение клетки, тканей, органов и систем органов, нервной системы, процесс обмена веществ, законы наследования, типы мутаций, методы исследования генетики человека, дородовой диагностики.
Практическая работа:
1. Состав домашней аптечки.
Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 ч)
Организм человека как сложная биологическая система: взаимосвязь клеток, тканей, органов, систем органов в организме. Основные ткани организма человека: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная.
Строение и принципы работы нервной системы.
Основные механизмы нервной и гуморальной регуляции. Рефлекс. Условные и безусловные рефлексы, их значение.
Внутренняя среда организма – основа его целостности.
Кровь, ее функции. Форменные элементы крови Свертывание крови, гемолиз, СОЭ. Группы крови, их наследуемость. Резус-фактор и его особенности. Влияние факторов среды и вредных привычек на состав и функции крови (анемия, лейкемия). Регуляция кроветворения.
Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет. Виды иммунитета. Иммунология на службе здоровья. ВИЧ-инфекция, пути передачи, «группы риска». Профилактика СПИДа.
Демонстрация: таблицы, иллюстрирующие строение тканей, компоненты внутренней среды, состав и функции крови.
Лабораторные работы:
1. Ткани организма человека
2. Строение крови лягушки и человека
Практическая работа:
2. Изучение результатов анализа крови.
Опорно-двигательная система. Физическое здоровье (7 ч)
Основные функции опорно-двигательной системы. Кости и их соединения – пассивная часть двигательного аппарата. Типы костей, их состав и строение. Соединение костей. Скелет, основные отделы: череп, позвоночник, скелет свободных конечностей и их функциональные особенности. Влияние наследственности, факторов среды и образа жизни на развитие скелета.
Мышцы – активная часть двигательного аппарата. Типы мышц, их строение и функции. Основные группы скелетных мышц. Мышечная активность и ее влияние на развитие и функции других органов. Влияние наследственности и среды на развитие мышц. Регулярные физические упражнения – залог здоровья. «Накаченные» мышцы и здоровье.
Правильная осанка, ее значение для здоровья. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей (травмах скелета). Предупреждения нарушения осанки и плоскостопия.
Демонстрация: таблицы, слайды, муляжи, иллюстрирующие строение скелета и мышц; открытки и репродукции произведений искусства, изображающие красоту и гармонию спортивного тела; схемы, таблицы, иллюстрирующие правильную осанку, сутулость, плоскостопие, влияние на работу мышц ритма и нагрузки, упражнения для корректировки осанки.
Лабораторные работы:
3. Химический состав костей.
4. Строение и функции суставов.
5. Утомление мышц.
Самонаблюдения:
3. Определение гибкости позвоночника
4. Оптимальные условия для отдыха мышц
5. Выявление снабжения кровью работающих мышц
6. Координация работы мышц
7. Выявление плоскостопия
Обобщение №1 по теме «Опорно-двигательная система. Физическое здоровье»
Системы жизнеобеспечения. Сердечно-сосудистая и лимфатическая системы. Система дыхания. (11 ч)
Основная функция сердечно-сосудистой системы – обеспечение движения крови по сосудам. Сердце, его строение. Роль предсердий и желудочков. Клапаны сердца, фазы сердечной деятельности. Проводящая система сердца. Врожденные и приобретенные заболевания сердца. Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Артериальное давление крови. Гипертония и гипотония. Регуляция работы сердца и сосудов: рефлекторная и гуморальная. Влияние наследственности, двигательной активности, факторов среды на сердечно-сосудистую систему человека. Меры профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при артериальных, венозных, капиллярных кровотечениях, как проявление заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.
Лимфатическая система и ее компоненты: сосуды, капилляры и узлы. Лимфа, механизм образования и особенности движения.
Система дыхания. Основная функция: обеспечение поступления в организм кислорода и выведение углекислого газа. Органы дыхания: воздухоносные пути и легкие. Строение органов дыхания в связи с выполняемой функцией.
Этапы дыхания: внешнее, газообмен в легких, газообмен в тканях, окисление в клетках (высвобождение энергии из веществ, получаемых с пищей). Дыхательные объемы. Дыхательные движения и механизм вентиляции легких. Объем легочного воздуха, жизненная емкость легких и ее зависимость от регулярных занятий физкультурой и спортом.
Регуляция дыхания. Функции дыхательного центра продолговатого мозга. Влияние больших полушарий на работу дыхательного центра. Защитные рефлексы: кашель и чихание. Гуморальная регуляция дыхания: влияние содержания углекислого газа в крови на дыхательный центр. Дыхательная гимнастика. Болезни органов дыхания: грипп, туберкулез легких. Закаливание – важное условие гигиены органов дыхания. Флюорография как средство ранней диагностики легочных заболеваний. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Вредное влияние никотина на органы дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землей. Искусственное дыхание.
Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие состав крови, группы крови, свертывание крови, строение и функции сердечно-сосудистой системы; таблицы, муляжи, слайды, диафильмы, фильмы, иллюстрирующие строение органов дыхательной системы, комплекс упражнений, способствующих увеличению грудной клетки и тренирующих правильное дыхание, приемы искусственного дыхания; модель Дондерса, изображающая механизмы вдоха и выдоха.
Лабораторные работы:
6. Саморегуляция сердечной деятельности
7. Функциональные возможности дыхательной системы
Практические работы:
3. Приемы остановки артериального кровотечения
4. Изучение аннотаций к лекарственным препаратам от кашля
Самонаблюдения:
8. Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа
Обобщение №2 по темам «Сердечно-сосудистая система» и «Органы дыхания»
Системы жизнеобеспечения. Обмен веществ, питание, выделение (17 ч)
Обмен веществ. Питание. Органы пищеварительной системы. Экологическая чистота пищевых продуктов – важный фактор здоровья. Трансгенные продукты. Значение пищеварения.
Система пищеварительных органов.
Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Здоровые зубы – важное звено в процессе пищеварения. Пищевод, желудок и особенности их строения.
Пищеварение в желудке: отделение желудочного сока, механизм возбуждения желудочных желез. Переваривание пищи в тонком кишечнике, роль двенадцатиперстной кишки в процессе переваривания пищи. Всасывание.
Роль толстого кишечника в пищеварении. Печень и поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Барьерная роль печени для сохранения здоровья.
Нервная и гуморальная регуляция пищеварения. Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмен веществ.
Витамины: жирорастворимые и водорастворимые. Источники и функции основных витаминов, необходимых человеку. Авитаминозы и меры их предупреждения. Правильная обработка пищи – залог сохранения в ней витаминов.
Культура питания. Особенности питания детей и подростков. Опасные заболевания желудка, кишечника, печени, желчного пузыря. Воспаление аппендикса. Первая помощь при болях в животе, не вызванных отравлением
Различные пищевые отравления, вызванные болезнетворными бактериями, ядовитыми грибами. Первая помощь при отравлениях. Профилактика инфекционных желудочно-кишечных заболеваний. Соблюдение правил хранения и использования пищевых продуктов – основа здорового образа жизни.
Обобщение №3 по теме «Пищеварительная система» Система выделения. Основные функции: выведение из организма продуктов обмена веществ, избытка воды и солей, чужеродных и ядовитых веществ. Гомеостаз. Основные органы выделения: почки, кожа, легкие. Мочевыделительная система, строение, функции.
Регуляция водно-солевого баланса. Значение воды и минеральных веществ для организма. Причины заболеваний почек и меры их профилактики. Режим питья. Предупреждение водного отравления. Кожа, строение, барьерная роль. Внешний вид кожи – показатель здоровья. Потовые и сальные железы.
Участие кожи в терморегуляции. Тепловой и солнечный удары, меры их предупреждения. Ожог и обморожение кожи, признаки и меры профилактики. Придатки кожи: волосы и ногти. Наследуемость цвета кожи и волос. Косметические средства.
Уход за кожей, ногтями и волосами. Чистая кожа – основа здоровья. Чистота – основа красоты. Культура внешнего вида. Принципы хорошего тона в одежде.
Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие условия нормальной работы органов пищеварения, уход за зубами, слюнные железы и их роль; челюстной аппарат на черепе; опыт действия желудочного сока на белки; витаминные препараты; муляжи, таблицы, иллюстрирующие строение пищеварительной системы, профилактику ее заболеваний; влажный препарат строения почки млекопитающего; таблицы, схемы, муляжи, иллюстрирующие строение и функции мочевыделительной системы, кожи, влияние на них наследственности, факторов среды, образа жизни.
Обобщение №4 по теме «Строение и функции выделительной системы»
Лабораторные работы:
8. Расщепление веществ в ротовой полости
Практические работы:
5. Составление суточного пищевого рациона
6. Определение качества пищевых продуктов
7. Измерение температуры тела
Самонаблюдения:
9. Определение достаточности питательных веществ
10. Температурная адаптация кожных рецепторов
Репродуктивная система и здоровье (3 ч)
Половые и возрастные особенности человека. Принципы формирования пола. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.
Женская половая система и ее строение. Развитие яйцеклетки, менструальный цикл, роль яичников и матки. Мужская половая система и ее строение. Сперматогенез и его особенности у человека. Оплодотворение, имплантация и ранние стадии эмбрионального развития. Внутриутробное развитие организма. Беременность и роды. Факторы, влияющие на развитие плода. Искусственное прерывание беременности и его последствия для здоровья. Особенности развития детского и юношеского организмов. Половое созревание юношей и девушек. Соблюдение правил личной гигиены – залог сохранения репродуктивного здоровья и здоровья будущего потомства. Биологическая и социальная зрелость. Ранняя половая жизнь и ранние браки. Планирование семьи, средства контрацепции.
Материнство. Ответственность мужчины и других членов семьи за здоровье матери и ребенка. Беременность и роды у несовершеннолетних, влияние на здоровье будущей матери и ребенка. Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на половую сферу молодого организма. Понятие о венерических заболеваниях, последствия для здоровья, их профилактика. Значение информированности, высокого уровня культуры, физических упражнений для сохранения репродуктивного здоровья.
Демонстрация: таблицы, схемы, рисунки, иллюстрирующие этапы развития зародыша и плода, генетику пола, возбудителей венерических заболеваний; снимок-плакат «Крик ребенка».
Системы регуляции жизнедеятельности (7 ч)
Основные функции: регуляция деятельности органов и систем, обеспечение целостности организма и его связи с внешней средой. Нервная система – основа целостности организма, поддержания здорового состояния всех органов и тканей. Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге. Условные и безусловные рефлексы. Процессы возбуждения и торможения, как необходимые условия регуляции. Отделы нервной системы: центральный, периферический, соматический, вегетативный.
Центральная и периферическая части нервной системы, строение и функции. Центральная нервная система (ЦНС): отделы, строение, функции. Спинной мозг, его значение, рефлекторная и проводящая функции. Головной мозг, отделы: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний и промежуточный мозг, большие полушария, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры. Наследственные и приобретенные нарушения функций нервной системы.
Соматический и вегетативный отделы нервной системы и их особенности.
Эндокринная система. Основные функции: регуляция роста, развития, обмена веществ, обеспечение целостности организма. Железы внутренней и внешней секреции и их особенности. Строение и функции желез внутренней секреции. Нервная регуляция работы желез внутренней секреции. Влияние гормонов на функции нервной системы. Различия между нервной и эндокринной регуляцией. Болезни, вызываемые гипер- и гипофункцией желез внутренней секреции и меры их предупреждения. Наследственные и приобретенные заболевания эндокринной системы. Забота о состоянии эндокринной системы – основа здорового образа жизни.
Демонстрация: таблицы, слайды, муляжи, иллюстрирующие различные отделы нервной системы, строение и функции желез внутренней секреции.
Лабораторные работы:
9. Строение головного мозга человека.
Обобщение №5 по теме «Системы регуляции жизнедеятельности»
Связь организма с внешней средой. Сенсорные системы (6 ч)
Основная функция: восприятие и анализ раздражителей внешней и внутренней среды. Органы чувств, виды ощущений. Анализаторы, их роль в познании окружающего мира.
Орган зрения, строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов. Наследственные (дальтонизм, близорукость) и приобретенные заболевания глаз. Повреждения глаз. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.
Орган слуха и слуховой анализатор. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Отрицательные последствия влияния сильного шума на организм человека. Борьба с шумом. Болезни органов слуха, их предупреждение. Соблюдение правил гигиены органа слуха, забота о здоровье своем и окружающих – основа сохранения психического и физического здоровья молодого поколения. Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.
Гигиена органов чувств и здоровье
Демонстрация: таблицы, слайды, схемы, муляжи, иллюстрирующие строение различных анализаторов.
Лабораторные работы:
10. Значение органов осязания
Самонаблюдения:
11. Выявление слепого пятна на сетчатке глаза
12. Работа хрусталика
13. Влияние давления в ротовой и носовой полостях на давление в среднем ухе.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны знать/понимать
1. Строение и жизнедеятельность организма человека. 2. Роль ферментов и витаминов в организме. 3. Значение иммунитета в жизни человека, профилактику СПИДа. 4. Особенности размножения и развития человека. 5. Родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас. 6. Особенности высшей нервной деятельности человека. 7. Влияние экологических и социальных факторов на здоровье человека. 8. Меры профилактики появления вредных привычек.
Учащиеся должны уметь:
1. Распознавать органы и системы органов человека. 2. Применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни. 3. Делать выводы о происхождении человека от животных. 4. Соблюдать правила здорового образа жизни, личной и общественной гигиены. 5. Оказывать меры первой помощи при отравлении, повреждении органов. 6. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Календарно-тематическое планирование
№ урока Наименование разделов и тем Лабораторные и практические работы, экскурсии. Плановые сроки прохождения темы Скорректи-рованные сроки прохожде-ния темы
Введение (2 ч)
1 Науки об организме человека 2 Культура здоровья – основа полноценной жизни С/н 1, 2 «Определение оптимальности веса», «Исследование ногтей» Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (7 ч)
3 Клетка – структурная единица организма 4 Соматические и половые клетки. Деление клеток 5 Наследственная информация и ее носители 6 Наследственная и ненаследственная изменчивость 7 Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование 8 Факторы окружающей среды и здоровье П/р 1 «Состав домашней аптечки» 9 Образ жизни и здоровье Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 ч)
10 Компоненты организма человека Л/р 1 «Ткани организма человека»
11 Строение и принципы работы нервной системы 12 Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция 13 Внутренняя среда организма. Состав крови 14 Форменные элементы крови. Кроветворение Л/р 2 «Строение крови лягушки и человека».
П/р 2 «Изучение результатов анализа крови» 15 Иммунитет 16 Иммунология и здоровье Опорно-двигательная система. Физическое здоровье (7 ч)
17 Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Л/р 3 «Химический состав костей» 18 Общее строение скелета. Осевой скелет С/н 3 «Определение гибкости позвоночника» 19 Добавочный скелет. Соединение костей Л/р 4 «Строение и функции суставов» 20 Мышечная система. Строение и функции мышц Л/р 5 «Утомление мышц»
С/н 4, 5 «Оптимальные условия для отдыха мышц», «Выявление снабжения кровью работающих органов» 21 Основные группы скелетных мышц С/н 6 «Координация работы мышц» 22 Осанка. Первая помощь при травмах скелета
С/н 7 «Выявление плоскостопия»
23 Контрольная работа №1 Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья (28 ч)
24 Строение сердечно-сосудистой системы 25 Работа сердца Л/р 6 «Саморегуляция сердечной деятельности» 26 Движение крови по сосудам С/н 8 «Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа» 27 Регуляция кровообращения 28 Первая помощь при обмороках и кровотечениях П/р 3 «Приемы остановки артериального кровотечения» 29 Лимфатическая система 30 Строение и функции органов дыхания 31 Этапы дыхания. Легочные объемы 32 Регуляция дыхания Л/р 7 «Функциональные возможности дыхательной системы» 33 Гигиена органов дыхания. Первая помощь при нарушениях дыхания П/р 4 «Изучение аннотаций к лекарственным препаратам» 34 Обобщающий урок по темам «Сердечно-сосудистая система» и «Органы дыхания» 35 Обмен веществ. Питание. Пищеварение 36 Органы пищеварительной системы 37 Пищеварение в ротовой полости Л/р 8 «Расщепление веществ в ротовой полости»
38 Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке 39 Пищеварение в кишечнике. Барьерная роль печени 40 Регуляция пищеварения 41 Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмен 42 Витамины и их значение для организма 43 Культура питания. Особенности питания детей и подростков П/р 5 «Составление суточного пищевого рациона»
С/н 9 «Определение достаточности питательных веществ» 44 Пищевые отравления и их предупреждение П/р 6 «Определение качества пищевых продуктов» 45 Обобщающий урок по теме «Пищеварительная система» 46 Общая характеристика выделительной системы. Мочевыделительная система. Строение почек 47 Мочеобразование и его регуляция 48 Строение и функции кожи 49 Культура ухода за кожей. Болезни кожи 50 Роль кожи в регуляции температуры тела. Закаливание П/р 7 «Измерение температуры тела».
С/н 10 «Температурная адаптация кожных рецепторов» 51 Обобщающий урок по теме «Строение и функции выделительной системы» Репродуктивная система и здоровье (3 ч)
52 Строение и функции репродуктивной системы 53 Развитие ребенка. Рождение 54 Репродуктивное здоровье
Системы регуляции жизнедеятельности (7 ч)
55 Центральная нервная система. Спинной мозг 56 Головной мозг: задний и средний мозг 57 Промежуточный мозг. Конечный мозг Л/р 9 «Строение головного мозга» 58 Соматический и вегетативный отделы нервной системы 59 Эндокринная система. Гуморальная регуляция 60 Строение и функции желез внутренней секреции 61 Контрольная работа №2 Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы (6 ч)
62 Органы чувств. Анализаторы 63 Зрительный анализатор С/н 11, 12 «Выявление слепого пятна на сетчатке глаза», «Работа хрусталика» 64 Слуховой и вестибулярный анализаторы С/н 13 «Влияние давления в ротовой и носовой полостях на давление в среднем ухе» 65 Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы Л/р 10 «Значение органов осязания» 66 Гигиена органов чувств 67 Учетно-проверочный Итоговая проверка 68 Повторение ИТОГО: лабораторных работ-10 , практических работ - 7
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса.Для учителя:
Программа. 5-9 классы. УМК "Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс" Авторы:Авторы:Сухорукова Л.Н, Кучменко В. С.
Учебник Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, Т.А. Цехмистренко «Биология. Человек. Культура здоровья», Москва « Просвящение» 2013
Тетрадь-тренажер — «Биология. Человек. Культура здоровья» для 8 класса линии «Сферы». Авторы:Сухорукова Л.Н. В.С Кучменко, Дмитриева Е. А.
Тетрадь-практикум — «Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс» линии «Сферы». Авторы:Сухорукова Л.Н, Кучменко В. С.
Тетрадь-экзаменатор. УМК "Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс" Авторы:Авторы:Сухорукова Л.Н, Кучменко В. С.
Электронное приложение к учебнику авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко «Человек. Культура здоровья. 8 класс»
Методические рекомендации. УМК "Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс" Авторы:Сухорукова Л.Н. Кучменко В. С.,
Для учащихся:
Учебник Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, Т.А. Цехмистренко «Биология. Человек. Культура здоровья», Москва « Просвящение» 2013
Тетрадь-тренажер — «Биология. Человек. Культура здоровья» для 8 класса линии «Сферы». Авторы:Сухорукова Л.Н. В.С Кучменко, Дмитриева Е. А.
Тетрадь-практикум — «Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс» линии «Сферы». Авторы:Сухорукова Л.Н, Кучменко В. С.
Тетрадь-экзаменатор. УМК "Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс" Авторы: Сухорукова Л.Н, Кучменко В.
Цифровые образовательные ресурсы
1. Учительский портал http://www.uchportal.ru 2. Портал готовых презентаций http://prezentaci.com/ 3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru 4. Завуч-инфо http://www.zavuch.info/