Рабочая программа Технология контроля соответствия и надежности устройств и функциональных блоков мехатронных и автоматических устройств и систем управления специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств.

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий политехнический техникум»



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР Директор ГПОУ

________________ В.И.Якубенко _________________И.Г. Голос
Подпись Подпись

«____»____________2016 г. «____»____________2016 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММа



Учебной дисциплины МДК.05.02 Технология контроля соответствия и надежности устройств и функциональных блоков мехатронных и автоматических устройств и систем управления

специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)








Донецк 2016
Программа учебной дисциплины «Технология контроля соответствия и надежности устройств и функциональных блоков мехатронных и автоматических устройств и систем управления» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР
от ___________ 2015 г. № ____


Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение ДПТ


Разработчик: Юрьева И.Б. преподаватель дисциплин профессионального учебного цикла

Рецензенты:
1. Корощенко Лариса Николаевна, председатель цикловой комиссии электротехнических дисциплин и автоматики, преподаватель электротехнических дисциплин, специалист высшей квалификационной категории, Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий политехнический ______________________________________________________________________
2. Снагинская Людмила Викторовна,
преподаватель дисциплин профессионального учебного цикла, специалист высшей квалификационной государственного профессионального образовательного учреждение «Донецкий электрометаллургический техникум»
_____________________________________________________________________

Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель МК _______________________

Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель МК _______________________

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4

2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7

3.Условия реализации УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
15


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦиПЛИНЫ

МДК.05.02 Технология контроля соответствия и надежности устройств и функциональных блоков мехатронных и автоматических устройств и систем управления


Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалиста среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) входящей в состав укрупненной группы 15.00.00 Машиностроение в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Разработка и моделирование несложных систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК-5.1. Осуществлять контроль параметров качества систем автоматизации
ПК-5.2. Проводить анализ характеристик надежности систем автоматизации
ПК-5.3. Обеспечивать соответствие состояния средств и систем автоматизации требованиям надежности
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ГОС СПО по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) (базовый уровень), входящая в состав укрупненной группы специальностей по направлению подготовки 15.00.00 Машиностроение.

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины– требования к результатам освоения учебной дисциплины
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины должен:
иметь практический опыт:
расчета надежности систем управления и отдельных модулей и подсистем мехатронных устройств и систем;

уметь:
рассчитывать надежность систем управления и отдельных модулей и подсистем мехатронных устройств и систем
определять показатели надежности систем управления
осуществлять контроль соответствия устройств и функциональных блоков мехатронных и автоматических устройств и систем управления
проводить различные виды инструктажей по охране труда;

знать:
показатели надежности;
назначение элементов систем автоматизации и элементов мехатронных устройств и систем
нормативно-правовую документацию по охране труда

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение студентами видом профессиональной деятельности,разработка и моделирование несложных систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код
Наименование результата обучения

ПК 5.1
Осуществлять контроль параметров качества систем автоматизации

ПК 5.2
Проводить анализ характеристик надежности систем автоматизации

ПК 5.3
Обеспечивать соответствие состояния средств и систем автоматизации требованиям надежности

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной программы
всего – 135 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 135часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 90часов;
самостоятельной работы обучающегося – 45 часов;
2. СТРУКТУРА и содержание учебной программы

2.1 Тематический план учебной программы
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов учебной программы*
Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка студента
Самостоятельная работа студента
Учебная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов





Всего,
часов
в т. ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т. ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т. ч., курсовая работа (проект),
часов



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

ПК 1-3
МДК.05.02 Технология контроля соответствия и надежности устройств и функциональных блоков мехатронных и автоматических устройств и систем управления
135
90


45

-
-













Всего:
135
90


45












2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

МДК 05.02

Технология контроля соответствия и надежности устройств и функциональных блоков мехатронных и автоматических устройств и систем управления.

90


Введение
2



Раздел 1 Планирование испытаний и обработка экспериментальных данных
22


Тема 1.1
Общие вопросы контроля параметров средств автоматизации
Содержание учебного материала
10



1
Объекты контроля параметров технологических систем.


2


2
Основные определения и погрешности измерений средств контроля технологических параметров, терминология.

2


3
Классификация и обозначение средств контроля параметров средств автоматизациии

2


4
Общие характеристики средств контроля.

2


5
Выбор средств контроля параметров мехатронных систем .

2


Самостоятельная работа обучающихся
4
2


Основные параметры контроля мехатронных систем. Анализ выбора средств контроля.



Тема 1.2
Доэксплутационные методы обеспечения надежности

Содержание учебного материала
12



1
Программа обеспечения надежности

2


2
Выбор показателей надежности.

2


3
Расчет надежности. Прикидочный. Окончательный.

2


4
Методы повышения надежности на этапе проектирования.

2


5
Обеспечение режимов работы элементов




6
Испытание аппаратуры на надежность при изготовлении. Методика проведения и обработки данных.

2


Самостоятельная работа обучающихся
6
2


Документация для сбора первичной информации
Определительные испытания на надежность. Планирование и проведение испытаний , Методы обработки экспериментальных данных при определении статистических распределений Интервальная оценка показателей надежности.



РАЗДЕЛ 2
Оценка надежности при разработке , изготовлении и эксплуатации элементов и систем

30


Тема 2.1 Методологические основы технического диагностирования


Содержание учебного материала
4



1
Методы диагностирования систем автоматизации, управления и программно-технических средств

2


2
Алгоритмы диагностирования

2


Самостоятельная работа обучающихся
2
2


Анализ ощибок при техническом диагностировании.



Тема 2.2 Методы организации поиска отказавших элементов при основном соединении элементов


Содержание учебного материала


8



1
Структурная схема объекта диагностирования.

2


2
Методика оптимизации.

2


3
Способ построения и оптимизации программ поиска дефекта.

2


4
Метод половинного разбиения. Метод функциональных проб.

2


Самостоятельная работа обучающихся
4



Составление карт нормативной загрузки элементов. Применение методов переключения на резервную линию.

3










Тема 2.3 Принципы детерминированности в организации поиска дефекта
Содержание учебного материала

4
2


1
Характеристики надежности. Оценка достоверности параметров надежности

2


2
. Оценка надежности с учетом интенсивноси работы устройств.




Самостоятельная работа обучающихся
4



Расчет надежности с учетом постепенных отказов. Показатель информационных свойств объекта. Целевая функция

3

Тема 2.4 Влияние периодичности диагностических циклов на показатели надежности восстанавливаемых систем
Содержание учебного материала
4



1
Коэффициент готовности системы. 

2


2
Методика оценки влияния проверок, проводимых  в процессе диагностирования, на вероятность безотказной работы системы.

2


Самостоятельная работа обучающихся
2



Установка периодичности обслуживания на надежность работы системы



Тема 2.5 Обеспечение надежности в процессе эксплуатации
Содержание учебного материала
10



1
Принципы планирования эксплуатации для определения заданной надежности

2


2
Использование логических схем повышения надежности

2


3
Организация и планирование работы групп надежности

2


4
Структура сбора статистической информации о надежности

2


5
Кодирование и обработка информации

2


Самостоятельная работа обучающихся
2



Дополнительные источники информации для анализа надежности.

2

РАЗДЕЛ 3 Автоматизация процесса диагностирования технических систем
34


Тема 3.1 Автоматизация измерений

Содержание учебного материала
14



1
Основные направления автоматизации измерений

2


2
Автоматизация диагностирования технических систем

2


3
Комплексная технико-экономический система диагностики

2


4
Интеллектуальные системы диагностики программных средств и систем

2


5
Системы диагностики экологических надежностных показателей

2


6
Агрегатный принцип построения средств контроля соответствия параметров систем автоматизации технологических процессов.

2


7
Автоматизация диагностирования технических систем

2


Самостоятельная работа обучающихся
6



Диагностика автоматизированных систем Методы технического диагностирования САУ.Влияние периодичности диагностических циклов на показатели надежности .

2

Тема 3.2 Тестирование цифровых схем и микропроцессорных систем

Содержание учебного материала
10



1
Логический анализ. Сигнатурный анализ.

2


2
Тестеры для цифровых устройств. Принципы самотестирования.

2


3
Изучение механизма работы и особенности эксплуатации средств самодиагностики сложных мехатронных систем .

2


4
Комплексная технико-экономическая система диагностики

2


5
Интеллектуальные системы диагностики программных средств и систем

2


Самостоятельная работа обучающихся
3
2


Анализ успешности тестирования для увеличения надежности систем.




Тема 3.3
Оценка эффективности повышения надежности
Содержание учебного материала
8



1
Критерии эффективности.

2


2
Анализ влияния отказов на ущерб.

2


3
Эффективность повышения надежности.

2


4
Эффективность обслуживания.

2


Самостоятельная работа обучающихся
2



Эффективность повышения надежности для предприятий металлургического комплекса.

2

Тема3.4 Нормативно-правовая документацию по охране труда
Содержание учебного материала
2



1
Нормативно-правовая документация по охране труда.


2


Итоговая контрольная работа
2
3


ВСЕГО (АУДИТОРНАЯ РАБОТА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА)
90/35



ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Дифф. зачет




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных заданий 3. условия реализации учебной программы

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов:
комплекты учебно-методической документации;
наглядные пособия (стенды, макеты).
Технические средства обучения: интерактивная доска, проектор, компьютер, калькулятор


3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:
Надежность технических систем.В.Ю.Шишмарев-М.:Академия,2010-304с
Проектирование систем автоматизации технологических процессов. Справочное пособие./Под ред.А.С. Клюева.-М.:Энергоатмиздат,1990-464 с.
Правила устройства электроустановок. Седьмое издание – Ч.: ООО «ИСЦ Дизайн-бюро», 2007.
Дополнительные источники:
1.Надежность АСУТП /М.А.Ястребенецкий.-М.:Энергоатомиздат,1989.-264с
2.Надежность автоматизированных производственных систем/ Г.В.Дружинин -М.: Энергоатомиздат,1986.-480с

Отечественные журналы:
1.Автоматизация и производство
2.Современные технологии автоматизации

Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

3.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Дисциплины, изучение которых должно предшествовать освоению данного модуля:
математика
электротехника
электронная техника
электротехнические измерения
электрические машины
- метрология

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю учебной дисциплины.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты общепрофессиональных дисциплин и специальных курсов.







































4.Контроль и оценка результатов освоения профессионального
модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки

ПК 5.1 Осуществлять контроль параметров качества систем автоматизации

-уверенное пользование технической и справочной литературой
- владение знаниями по устройству, функциональным возможностям технических средств автоматизации;
-грамотное проведение расчетов ,необходимых для определения надежности систем автоматизации;

Оценка в рамках текущего контроля: - результатов работы на практических занятиях,
- результатов выполнения индивидуальных домашних заданий;

ПК 5.2. Проводить анализ характеристик надежности систем автоматизации
-уверенное пользование технической и справочной литературой
- владение знаниями по устройству, функциональным возможностям технических средств автоматизации;
-грамотное проведение расчетов ,необходимых для определения надежности систем автоматизации;
-использование информационных технологий при исследовании систем автоматизации и составлении типовой модели автоматической системы управления;

Оценка в рамках текущего контроля: - результатов работы на практических занятиях,
- результатов выполнения индивидуальных домашних заданий;




.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- обоснование выбора и применение методов и способов решения профессиональных задач в области автоматизации технологических процессов;
- демонстрация эффективности и качества выполнения работ.
Экспертное наблюдение и
оценка деятельности
учащегося в процессе
освоения образовательной
программы на практических
занятиях, при выполнении
работ по учебной и
производственной практике.


ОК 3.Решать проблемы,оценивать риски и принимать решения в  нестандартных ситуациях
- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных профессиональных ситуациях при монтаже ремонте и наладке систем автоматизации;

Экспертное наблюдение и
оценка деятельности
учащегося в процессе
освоения образовательной
программы на практических
занятиях, при выполнении
индивидуальных домашних
заданий, работ по учебной и
производственной практике.
.
Экспертное наблюдение и
оценка активности
учащегося при проведении
учебно-воспитательных
мероприятий различной
тематик

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- нахождение и использование информации.необходимой для решения профессиональных задач;
- использование различных источников, включая электронные.
Экспертное наблюдение и
оценка деятельности
учащегося в процессе
освоения образовательной
программы на практических
занятиях, при выполнении
индивидуальных домашних
заданий, работ по учебной и
производственной практике.


ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
- умение работать с
диагностическими и измерительными компьютеризированными приборами и устройствами;
-грамотное применение программного обеспечения при эксплуатации и ремонте систем автоматизации.
Экспертное наблюдение и
оценка деятельности
учащегося в процессе
освоения образовательной
программы на практических
занятиях, в ходе
компьютерного
тестирования, подготовки
электронных презентаций,
при выполнении
индивидуальных домашних
заданий, работ по учебной и
производственной практике.
Экспертное наблюдение и
оценка использования
учащимся информационных
технологий при подготовке
и проведении учебно-
воспитательных
мероприятий различной
тематики

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- взаимодействие с
обучающимися, преподавателями, мастерами, руководителями практик от предприятия в ходе обучения
-внесение аргументированных предложений по поводу решения задачи;
-объективная оценка вклада других;
предотвращение или продуктивное урегулирование конфликтов
Экспертное наблюдение и
оценка коммуникативной
деятельности учащегося в
процессе освоения
образовательной программы
на практических занятиях,
при выполнении
индивидуальных домашних
заданий, работ по учебной и
производственной практике.
Экспертное наблюдение и
оценка использования
учащимся
коммуникативных методов
и приёмов при подготовке и
проведении учебно-
воспитательных
мероприятий различной
тематики

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
-ответственность за результат выполнения заданий.
-способность к самоанализу и коррекции результатов
собственной работы
Экспертное наблюдение и
оценка деятельности
учащегося в процессе
освоения образовательной
программы на практических
занятиях при работе в
малых группах, работ по
учебной и
производственной практике.
Экспертное наблюдение и
оценка уровня
ответственности учащегося
при подготовке и
проведении учебно-
воспитательных
мероприятий различной
тематики (культурных и
оздоровительных
групповых мероприятий,
соревнований, походов,
профессиональных
конкурсов и т.п.)
Экспертное наблюдение и
оценка динамики
достижений учащегося в
учебной и общественной
деятельности

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Способность к организации и планированию самостоятельных занятий при изучении профессионального
модуля
Экспертное наблюдение и
оценка использования
учащимся методов и
приёмов личной
организации в процессе
освоения образовательной
программы на практических
занятиях, при выполнении
индивидуальных домашних
заданий, работ по учебной и
производственной практике.
Экспертное наблюдение и
оценка использования
учащимся методов и
приёмов личной
организации при подготовке
и проведении учебно-
воспитательных
мероприятий различной
тематики.
Экспертное наблюдение и
оценка динамики
достижений учащихся в
учебной и общественной
деятельности

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Проявление интереса к инновациям в области профессиональной
Деятельности






Экспертное наблюдение и
оценка деятельности
учащегося в процессе
освоения образовательной
программы на практических
занятиях, при выполнении
индивидуальных домашних
заданий, работ по учебной и
производственной практике.
















13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14315


13PAGE 15


13PAGE 141915