Конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС «Чем отличаются друг от друга слова-омонимы»


Конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС
«Чем отличаются друг от друга слова-омонимы»
Цель урока: сформировать понятие об омонимах.
Задачи урока: Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий;
развить умение находить омонимы в тексте;
научить отличать омонимы и многозначные слова;
формировать умение использовать омонимы в речи;
развить умение различать омонимы в тексте;
определять виды омонимов;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
осуществление системно - деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;развитие умения формулировать проблему;
развитие умения групповой и парной работы.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку, уважительно относиться к слову.
метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля, сличать результат с эталоном; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; различать синонимы, антонимы, омонимы; подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли омонимов.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, коллективная.
Ход урока
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Подарите мне улыбку. А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Проверьте готовность к уроку. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Актуализация
знаний
Планирование - Ребята, сегодня наш урок обычный и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о вещах, вам хорошо знакомых. Особенный, потому что мы совершим путешествие по бескрайнему океану на нашем корабле «Бригантина». 4 года мы были юнгами, а в этом году мы стали более опытными членами нашего экипажа. И каким будет наш дальнейший путь, зависит только от нас. Дисциплина, взаимопонимание, взаимовыручка, поддержка, уважение должны быть нашими постоянными спутниками.
Всё будет на нашем пути: будут взлёты и падения, штиль и шторм. Но, ни какой шторм нам не страшен, если мы будем работать слаженно и дружно.
-Сегодня мы совершим круиз.
- Что значит круиз? Как вы думаете? (Путешествие по воде)
- Чтобы наш урок-круиз был удачным нам нужно составить маршрут нашего путешествия. Спланировать. Ваши предложения? Молодцы!
Постановка учебной задачи. - Откройте наши судовые журналы (тетради), разогрейте пальчики и давайте сделаем первую запись. Запишите число, «Классная работа».
- Океан ЛЕКСИКА удивительно богат. Его богатства дороже бриллиантов, дороже жемчуга и злата. В его глубинах хранятся все слова русского языка – от самых древних, до, только что родившихся. Этот океан бережно хранит все богатства нашего языка и с удовольствием разрешает пользоваться ими любому человеку, если, конечно, человек бережно и аккуратно обращается со словом. Сегодня мы продолжим этому учиться.
Введение в тему.
Выход в интернет.
Работа в парах.
Работа с карточками. - Послушайте внимательно.
- Мы не будем бить баклуши (бездельничать), а одним махом
и шутя (очень быстро) справимся со всеми препятствиями и трудностями. Мы не ударим в грязь лицом (покажем себя с лучшей стороны) и докажем, что мы не лыком шиты (не такие простаки, умеем не хуже других).
- Что вы, сейчас услышали? (Фразеологизмы)
- Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов).
- Фразеологизмы делают нашу речь красивой, выразительной
- вы, ребята, поработайте в парах, расскажите друг другу:
- Что такое антонимы? (слова противоположные по лексическому значению)
- Выполните задание «Найди пару», поменяйтесь карточками, оцените работу товарища.
- Что такое синонимы? (слова близкие или совпадающие по лексическому значению)
- Выполните задание «Третий лишний», проверьте, оцените свою работу.
А) шум, тишина, грохот
Б) тепло, жарко, холодно
В) ливень, дождь, буря
Г) хохотать, плакать, смеяться
Д) глупый, бестолковый, мудрый.
Физ. минутка. «Топайте-хлопайте»
-Если я называю пару синонимов – вы топаете, если пару антонимов – вы хлопаете…
С. - топ А.- хлоп
Весёлый - радостный весёлый – грустный
Нежный – ласковый тихо – громко
Друг – товарищ молодость – старость
Холод – мороз друг – враг
Определение темы и цели.
Закладка. - Отдохнули и с новыми силами к новой теме.
- Итак, мы переходим к изучению новой темы. Раз тема не написана на доске, мы её будем формулировать сами. Определитесь сами с теми языковыми явлениями, о которых мы будем сегодня говорить. А поможет вам в этом следующая сценка (диалог). Вы внимательно посмотрите, послушайте и постарайтесь определить, что такого необычного, а может даже странного в речи героев. Какие слова привлекут ваше внимание?
Встретились два друга: Серёжа и Денис. Серёжа сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Денис, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю овсянку! – добавил Серёжа
– И я люблю! – сказал Денис.
– Она жёлтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком!
– Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Серёжа.
– Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Серёжа.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Денис.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела?! – изумился Денис.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Серёжа и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Денис. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
- Оцените работу ребят. Спасибо.
- Что имел в виду каждый мальчик? (Овсянка каша и овсянка птичка).
- Почему они запутались?
- Есть такие слова в русском языке, которые пишутся и слышатся одинаково.
- Может быть, кто-то знает, как они называются? (омонимы)
- Пишутся одинаково, слышаться одинаково, но …… различия есть. Возникает вопрос, а чем же они различаются? (лексическим значением)
- Сформулируйте тему урока.
- Итак, как же звучит тема нашего сегодняшнего урока? («Чем отличаются друг от друга слова-омонимы»). Откройте учебники на стр. 114. Посмотрите, правильно? Молодцы! - Запишите тему урока.
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? Сравните, совпадают ли ваши цели с моими?
- Правильно, в конце этого урока мы должны:
1). Узнать, что такое слова-омонимы.
2). Находить омонимы в тексте.
3). Научиться отличать друг от друга слова-омонимы.
4). Пополнить наш словарный запас.
5). Учиться грамотно писать.
Открытие новых знаний - Ребята, кто-нибудь, может ответить на вопрос, что такое омонимы? (разные по значению слова, но одинаковые по звучанию и написанию).
- Скажите, что значит в переводе с греческого омонимы? (одинаковый). Дома обязательно запишите определение в справочник.
- А сейчас выполним упр. 320. - Почему возникает комическая ситуация
Зарядка для глаз. - Главное различие – это ЗНАЧЕНИЕ. Чуть позже мы узнаем, чем же ещё различаются слова-омонимы, а сейчас дадим возможность отдохнуть нашим глазкам.
- Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, затем первую букву своего имени, закройте глазки, откройте, быстро поморгайте.Закрепление знаний. - Так, что же такое омонимы?
- Мы выяснили, что главное различие – ЗНАЧЕНИЕ.
- Оказывается, слова-омонимы могут различаться не только значением, но и… чем ещё отличаются слова-омонимы друг от друга мы узнаем, когда выполним упр. 322.
Д/з. - Чтобы лучше усвоить полученные знания, нужно выполнить д.з. Упр. 323.
Выполните аналогично упр. 322. (иллюстрацию на отдельном листочке)
Хотя вопросы в дополнительном задании и шуточные, работа предстоит нешуточная. Образец выполнения задания приведён ниже.
Д. Хотя вопросы в дополнительном задании и шуточные, работа предстоит нешуточная. Образец выполнения задания приведён ниже.
Ответьте на шуточные вопросы.
Каким ключом нельзя открывать двери?
Какую ноту кладут в суп?
Из какого крана нельзя брать воду?
Из каких ноготков не соберешь букета?
Образец выполнения задания.
Вопрос: Какой лук не кладут в суп?
Толкование значений омонимов, например:
лук¹ - оружие лук² - растение
Сделать рисунок.
Контроль знаний Работа с ИД ( электронное приложение к учебнику).
Тест.
Работа в группе.
- В любом океане есть айсберги. Что такое айсберги? (отколовшийся от ледника массив с глубоко погружённой подводной частью). В нашем океане для меня айсберги – это слова-омонимы.
- Существуют различные разновидности омонимов. Сегодня мы поговорили лишь о небольшой части омонимов (которые, как у айсберга, находятся над водой). А ещё много секретов слова-омонимы хранят под водой. ОМОФОНЫ, ОМОФОРМЫ, ОМОГРАФЫ. О них мы поговорим в старших классах. Если кого-то заинтересует данная тема, (информация есть на стенде) подходите, задавайте вопросы. Мы вместе найдём ответы на все ваши вопросы.
Итог урока.
Выставление оценок. Подведение итогов урока.
-Ребята, закрываем наши тетради.
К концу подходит наш урок –
Пора нам подвести итог.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие задания у вас вызвали наибольший интерес?
- Достигли ли поставленной цели?
Рефлексия.
- Ребята, помните: в наш современный век нанотехнологий как никогда нужно быть образованным человеком. Но путь к знаниям труден и тернист: он потребует от вас упорства, настойчивости и трудолюбия. Вы не должны останавливаться на достигнутом, вы должны идти дальше и дальше, узнавать новое, интересное и, конечно же, открывать для себя неизведанные страны и острова. Пришло время завершать наше путешествие.
Ребята, спасибо вам за урок.
Контрольный тест
1. Какое слово является многозначным:
а) топор
б) кисть
в) человек
2. В каком словосочетании слово "горят" употреблено в переносном значении:
а) щеки горят
б) дрова горят
3. Синонимы - это:
а) слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по смыслу.
б) слова, обозначающие одно и то же.
в) слова с противоположным лексическим значением.
4. Найдите синоним к слову огромный:
а) громадный
б) маленький
5. Подберите антоним к слову румяный:
а) бледный
б) краснощекий
6. С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы:
а) они помогают точно и образно выражать мысли.
б) используются для раскрытия значения частей слова.
7. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:
а) в толковом словаре.
б) в словаре антонимов русского языка.
в) в словаре морфем русского языка.
8. То, что обозначает слово, является его:
а) грамматическим значением.
б) лексическим значением.
9. Словарный состав - это:
а) все слова языка.
б) слова, которые даны в толковом словаре.
в) слова, которые я знаю.
Найдите лишнее слово:
А) Водный
Б) Водяной
В) Водитель
Г) Наводнение
11. Найдите устаревшее слово:  
                                             
А) врач;                                                     
Б) доктор;                                                  
В) лекарь.                                                                                  
Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. Поэтому в толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением значений.
Так в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н.Ушакова приводятся омонимы: соль- вещество, соль - нота.
- Итак, что же такое омонимы и чем они отличаются от многозначных слов? (Омонимы – это слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, они отличаются от многозначных слов тем, что обозначают предметы, признаки, действия, которые не имеют между собой никакого сходства)
Упражнение "Подбор омонимов" (групповая работа)
Омонимы - слова, одинаковые по написанию, но разные по лексическому значению.
Объясните смысл следующих омонимов: барашек, атлас, бокс, вал, валка, гусеница, ерш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык. 
Упражнение "Подбор омонимов" (групповая работа)
Омонимы - слова, одинаковые по написанию, но разные по лексическому значению.
Объясните смысл следующих омонимов: барашек, атлас, бокс, вал, валка, гусеница, ерш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык.Упражнение "Подбор омонимов" (групповая работа)
Омонимы - слова, одинаковые по написанию, но разные по лексическому значению.
Объясните смысл следующих омонимов: барашек, атлас, бокс, вал, валка, гусеница, ерш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык.Упражнение "Подбор омонимов" (групповая работа)
Омонимы - слова, одинаковые по написанию, но разные по лексическому значению.
Объясните смысл следующих омонимов: барашек, атлас, бокс, вал, валка, гусеница, ерш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык.Упражнение "Подбор омонимов" (групповая работа)
Омонимы - слова, одинаковые по написанию, но разные по лексическому значению.
Объясните смысл следующих омонимов: барашек, атлас, бокс, вал, валка, гусеница, ерш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык.Упражнение "Подбор омонимов" (групповая работа)
Омонимы - слова, одинаковые по написанию, но разные по лексическому значению.
Объясните смысл следующих омонимов: барашек, атлас, бокс, вал, валка, гусеница, ерш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык.Упражнение "Подбор омонимов" (групповая работа)
Омонимы - слова, одинаковые по написанию, но разные по лексическому значению.
Объясните смысл следующих омонимов: барашек, атлас, бокс, вал, валка, гусеница, ерш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык. 
Упражнение "Подбор омонимов" (групповая работа)
Омонимы - слова, одинаковые по написанию, но разные по лексическому значению.
Объясните смысл следующих омонимов: барашек, атлас, бокс, вал, валка, гусеница, ерш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык.Упражнение "Подбор омонимов" (групповая работа)
Омонимы - слова, одинаковые по написанию, но разные по лексическому значению.
Объясните смысл следующих омонимов: барашек, атлас, бокс, вал, валка, гусеница, ерш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык.Упражнение "Подбор омонимов" (групповая работа)
Омонимы - слова, одинаковые по написанию, но разные по лексическому значению.
Объясните смысл следующих омонимов: барашек, атлас, бокс, вал, валка, гусеница, ерш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык.Упражнение "Подбор омонимов" (групповая работа)
Омонимы - слова, одинаковые по написанию, но разные по лексическому значению.
Объясните смысл следующих омонимов: барашек, атлас, бокс, вал, валка, гусеница, ерш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык.Упражнение "Подбор омонимов" (групповая работа)
Омонимы - слова, одинаковые по написанию, но разные по лексическому значению.
Объясните смысл следующих омонимов: барашек, атлас, бокс, вал, валка, гусеница, ерш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык.Упражнение "Подбор омонимов" (групповая работа)
Омонимы - слова, одинаковые по написанию, но разные по лексическому значению.
Объясните смысл следующих омонимов: барашек, атлас, бокс, вал, валка, гусеница, ерш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык.«Третий лишний»
А) шум, тишина, грохот
Б) тепло, жарко, холодно
В) ливень, дождь, буря
Г) хохотать, плакать, смеяться
Д) глупый, бестолковый, мудрый.
«Третий лишний»
А) шум, тишина, грохот
Б) тепло, жарко, холодно
В) ливень, дождь, буря
Г) хохотать, плакать, смеяться
Д) глупый, бестолковый, мудрый.
«Третий лишний»
А) шум, тишина, грохот
Б) тепло, жарко, холодно
В) ливень, дождь, буря
Г) хохотать, плакать, смеяться
Д) глупый, бестолковый, мудрый.
«Третий лишний»
А) шум, тишина, грохот
Б) тепло, жарко, холодно
В) ливень, дождь, буря
Г) хохотать, плакать, смеяться
Д) глупый, бестолковый, мудрый.
«Третий лишний»
А) шум, тишина, грохот
Б) тепло, жарко, холодно
В) ливень, дождь, буря
Г) хохотать, плакать, смеяться
Д) глупый, бестолковый, мудрый.
«Третий лишний»
А) шум, тишина, грохот
Б) тепло, жарко, холодно
В) ливень, дождь, буря
Г) хохотать, плакать, смеяться
Д) глупый, бестолковый, мудрый.
«Третий лишний»
А) шум, тишина, грохот
Б) тепло, жарко, холодно
В) ливень, дождь, буря
Г) хохотать, плакать, смеяться
Д) глупый, бестолковый, мудрый.
«Третий лишний»
А) шум, тишина, грохот
Б) тепло, жарко, холодно
В) ливень, дождь, буря
Г) хохотать, плакать, смеяться
Д) глупый, бестолковый, мудрый.
«Третий лишний»
А) шум, тишина, грохот
Б) тепло, жарко, холодно
В) ливень, дождь, буря
Г) хохотать, плакать, смеяться
Д) глупый, бестолковый, мудрый.
«Третий лишний»
А) шум, тишина, грохот
Б) тепло, жарко, холодно
В) ливень, дождь, буря
Г) хохотать, плакать, смеяться
Д) глупый, бестолковый, мудрый.
«Третий лишний»
А) шум, тишина, грохот
Б) тепло, жарко, холодно
В) ливень, дождь, буря
Г) хохотать, плакать, смеяться
Д) глупый, бестолковый, мудрый.
«Третий лишний»
А) шум, тишина, грохот
Б) тепло, жарко, холодно
В) ливень, дождь, буря
Г) хохотать, плакать, смеяться
Д) глупый, бестолковый, мудрый.
«Найди пару»
Сильный слабый
Чистый мокрый
Молодой старый
Тёмный грязный
Вверх вниз
Сухой светлый «Найди пару»
Сильный слабый
Чистый мокрый
Молодой старый
Тёмный грязный
Вверх вниз
Сухой светлый«Найди пару»
Сильный слабый
Чистый мокрый
Молодой старый
Тёмный грязный
Вверх вниз
Сухой светлый«Найди пару»
Сильный слабый
Чистый мокрый
Молодой старый
Тёмный грязный
Вверх вниз
Сухой светлый«Найди пару»
Сильный слабый
Чистый мокрый
Молодой старый
Тёмный грязный
Вверх вниз
Сухой светлый«Найди пару»
Сильный слабый
Чистый мокрый
Молодой старый
Тёмный грязный
Вверх вниз
Сухой светлый«Найди пару»
Сильный слабый
Чистый мокрый
Молодой старый
Тёмный грязный
Вверх вниз
Сухой светлый«Найди пару»
Сильный слабый
Чистый мокрый
Молодой старый
Тёмный грязный
Вверх вниз
Сухой светлый«Найди пару»
Сильный слабый
Чистый мокрый
Молодой старый
Тёмный грязный
Вверх вниз
Сухой светлый«Найди пару»
Сильный слабый
Чистый мокрый
Молодой старый
Тёмный грязный
Вверх вниз
Сухой светлый«Найди пару»
Сильный слабый
Чистый мокрый
Молодой старый
Тёмный грязный
Вверх вниз
Сухой светлый«Найди пару»
Сильный слабый
Чистый мокрый
Молодой старый
Тёмный грязный
Вверх вниз
Сухой светлый«Найди пару»
Сильный слабый
Чистый мокрый
Молодой старый
Тёмный грязный
Вверх вниз
Сухой светлый«Найди пару»
Сильный слабый
Чистый мокрый
Молодой старый
Тёмный грязный
Вверх вниз
Сухой светлый