Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Предложения с обращениями».


  Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме:  «Предложения с обращениями».
Тип урока: введение нового знания.
Технология: деятельностный метод обучения.
Основные цели:
1) сформировать представление о предложениях с обращением, научить отличать обращение от подлежащего, определить роль обращений в речи;
2) закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;
3) тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.
I Организационный момент.
Мобилизующий этап.(Мотивация к учебной деятельности и определение темы урока)
Учитель приветствует детей и задает вопросы. Ученики отвечают.
-Сережа, какая сегодня погода?
- Полина, какой сегодня день недели?
-Егор, ты посещаешь секцию по волейболу?
Ребята, почему мне отвечали именно вы? Какие слова в предложениях вам помогли? Кого они называли?
Итак, о каких словах мы сегодня узнаем на уроке?
(Слова, которые называют того, к кому обращаются с речью.)
Табличка!!! На слайде.
II Целеполагание. 
(Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Дети формулируют, чему должны научиться.)На слайде №2 слова из стихотворения А.С.Пушкина «Няне».
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ребята, как звали няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна).
Какое значение имеют выделенные слова? (А.С.Пушкин обращается к няне)
А как называет ее поэт?
Выпишите основу предложения.(Одна ты ждешь).
В каком падеже стоят слова: подруга, голубка? (Им. п.)
Каким членом предложения они являются? (?)
Как подчеркнем? (?)
Имеют ли обращения пояснительные слова?
Какие знаки препинания вы увидели?
Прочитайте, обращая внимание на интонацию.
Итак, чему мы должны научиться? Что предстоит выяснить?
Дети высказываются:
- Отличать обращение от подлежащего.
- На письме выделять запятой или восклицательным знаком .- Предложения с обращениями произносить с особой интонацией.
III Актуализация знаний.
 Цель этапа: повторение изученного материала для «открытия нового знания».
Тест.
1Выбрать правильный ответ.
А)Подлежащее – главный член предложения, который называет действие, состояние или признак.
Б) Подлежащее – это главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком.
В)Подлежащее – это второстепенный член предложения.
2 В предложении Над цветами кружатся золотые пчелы, жадно пьют сладкий мед. подлежащим является:
А) пчелы
Б) над цветами
В) мед
IV Изучение нового материала.
(Формирование ориентировочной основы деятельности.)
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления, первичного закрепления и алгоритм.
           1 Исследование. Работают 2 группы. У 1 группы текст с обращением, у 2 группы текст без обращений.
Что изменилось в предложениях?
2 Сообщение подготовленного ученика «Звательный падеж в русском языке».
3 Отработка интонации предложений с обращениями.
Упражнение №213. Чтение по ролям.
 4 Алгоритм.
СЛОВО - НАЗЫВАЕТ - ЗВАТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ -НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - НА ПИСЬМЕ ВЫДЕЛЯЕМ , или ! – ПОДЧЕРКИВАЕМ VVVVV- МОЖЕТ ИМЕТЬ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА.
V Закрепление нового материала.
(Проговаривание и закрепление нового знания.)
           1Самостоятельная работа. Упражнение№215.Списать, подчеркнуть обращения, начертить схемы предложений.
Результатом этого этапа будет самоконтроль, каждый делает вывод, что он уже умеет. Оценить свою работу. Какие трудности возникли?
2 Выполнить упр.217 по образцу. Взаимопроверка.
3 Составить предложения по схемам. Учитель консультирует.
VI Подведение итогов.
Рефлексия деятельности.
Какую цель ставили? Достигли ее? Оцените свою деятельность.
Домашнее задание по выбору.
1 упр.217
2 Выписать из сказок А.С.Пушкина 4 предложения с обращениями.