Конспект урока Русский язык — наше национальное богатство


ЦЕЛЬ УРОКА:
1. Обучать школьников видеть богатство русского языка, его духовный смысл, историческое и культурное значение в развитии общества.
2. Формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетические вкусы силой воздействия русского слова.
3. Развивать речь учащихся, художественный вкус и вырабатывать навык использования только нормативной лексики.
Ход урока:
Слово учителя:
Русский язык! Какая буря чувств, эмоций, мыслей, переживаний нахлынет на каждого из нас при вдумчивом произнесении этого словосочетания! На родном русском языке мы сказали первые в жизни слова, услышали первые колыбельные песни, сказки, стихотворения лучших Российских поэтов, прочитали первые строки произведений тоже на русском языке. 
Русский язык - это наше национальное достояние, наша ценность, и наша задача - передать эту драгоценность последующим поколениям в чистоте, её красоте и богатстве. О таком высоком назначении слова и стихотворение Ивана Бунина. Послушаем его.
Выразительное чтение стихотворения И. Бунина «Слово»:
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена.
 
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.
Пословицы и поговорки
Ребята, а какие вы знаете высказывания, пословицы, цитаты, поговорки о русском языке?
Мудра голова - короткий язык. 
Болтуна видать по слову, а рыбака по улову
Языком не спеши, а делом не ленись. 
Грудь нараспашку, язык на плечо. 
Ни ткаха, ни пряха, а язык, как плаха. 
Болтливому молчание в тягость. 
Язык враг: прежде ума глаголет. 
Не пройми копьем, пройми языком. 
Языком болтай, а рукам воли не давай. 
Мимо рта суется, а на язык не попадается. 
Когда голова думает, язык отдыхает. 
Чего глаз не видит, того и язык не бредит. 
Справка о русском языке
Рубрика «Знаете ли вы, что…» (сопровождается показом слайдов):
- Русский язык входит в число наиболее распространённых языков мира. На земле на нём говорят около 254 млн. человек. По степени распространённости русский язык занимает 5-е место в мире, уступая лишь китайскому, английскому, хинди, и испанскому.

- Русский язык тесно связан с другими языками мира. Для некоторых языков русский язык является близким родственникам, для других языков - отдалённым. Наибольшее родство русский язык имеет с украинским и белорусским языками. Эта близость неслучайна: до 14 века предки русских, украинцев и белорусов составляли единый народ, говоривший на так называемом древнерусском языке. И русский, и украинский, и белорусский языки входят в группу восточнославянских языков.

- В более отдалённом родстве с русским языком состоят польский, чешский, словацкий, болгарский, македонский и сербскохорватский. Все перечисленные языки называют славянскими языками.
 И даже английский, немецкий, французский, испанский и итальянский языки имеют сходства с русским и другими славянскими языками, но находятся в отдалённом родстве. Все эти языки образуют большую семью индоевропейских языков.
С 2010 года  Днём русского языка принято считать дату 6 июня. В этот день родился А.С.Пушкин.
Физкультминутка.
– Покажите часть тела:
их нельзя класть в рот (пальцы);
они могут встать дыбом, когда страшно (волосы);
ими машут, как мельница (руки);
он длинный и без костей (язык);
ими щелкают от голода (зубы);
его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос);
не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши);
с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги);
её можно потерять (голову);
их нужно держать на макушке (уши).
VI. Игры с русским языком
1.«Прятки»
В каждом предложении спряталось ещё одно. Найдите его. Нельзя убирать и добавлять буквы, переставлять их метами.
Ты жеребёнок ещё./ Ответ: Ты же ребёнок ещё.
Несуразные вещи./ Ответ: Несу разные вещи.
Покалечилась она./ Ответ: Пока лечилась она.
И дико мне сейчас./ Ответ: Иди ко мне сейчас.
Ябеду не ждал./ Ответ: Я беду не ждал.
Ведь мы летали на метле./ Ответ: Ведьмы летали на метле.
2.«Беглянка»
Беглянка – это запятая. Поймай и поставь её на место. Прочитай, что у тебя получилось. А теперь попробуй при помощи запятой изменить смысл фразы на противоположный.
Казнить пленника нельзя помиловать!
Ответ: Казнить, пленника нельзя помиловать!/Казнить пленника нельзя, помиловать!
Строить здесь нельзя сносить!
Ответ: Строить, здесь нельзя сносить!/ Строить здесь нельзя, сносить!
Говорить на уроке нельзя молчать!
Ответ: Говорить, на уроке нельзя молчать!/ Говорить на уроке нельзя, молчать!
Подведение итогов.
Продолжите фразы:
Сегодня я понял ….
Сегодня я узнал ….
Сегодня я вспомнил…
Сегодня я поучился…