Классный час «Леса — национальное богатство России»

6 класс
Викторина на тему: «Леса – национальное богатство России»
Цели:
Обсудить проблемы леса на современном этапе развития
Определить роль леса в жизни человека
Задачи:
Воспитательная
Формировать потребность и стремление учащихся бережно и внимательно относиться к природе
Развивающая
Расширение кругозора учащихся, в том числе в игровой форме
Обучающая
актуализация знаний о природе в игровой форме
формирование умения логически мыслить и прогнозировать
Оборудование – мультимедиа-проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями.
План проведения классного часа:
1. Деление на группы
2. Прослушивание с закрытыми глазами видеозаписи, посвященной лесу
3. Определение темы классного часа
4. Беседа с классом о цели мероприятия
5. Краткая информация о Международном дне леса
6. Презентация «Звуки леса»
7. Загадки
8. Названия грибов
9. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход классного часа:
1. Деление на группы
Организатор предлагает учащимся разделиться на группы согласно вытянутым номеркам
2. Прослушивание с закрытыми глазами видеозаписи, посвященной лесу
Организатор просит учащихся сесть удобно, закрыть глаза и послушать запись.
3. Определение темы классного часа
Организатор просит открыть глаза и выясняет у учащихся, какое место они себе представили при прослушивании записи и предлагает определить тему классного часа.
4. Краткая информация о Международном дне леса
Сегодня, 21 марта, на планете отмечается Международный День леса (Всемирный день защиты лесов). Эта дата была основана Продовольственной и сельскохозяйственной организацией при ООН (ФАО) по инициативе Европейской конфедерации сельского хозяйства в 1971 году. С тех пор, ежегодно 21 марта по инициативе ООН отмечается Международный день леса. Всемирный день лесов празднуется в день весеннего равноденствия в Северном полушарии, которое по традиции считается первым днем весны и является символом новой жизни и новых начинаний. Основная задача  Международного Дня леса - повышение осведомленности жителей нашей планеты о значимости лесных экосистем, их защиты, воспроизводства, и восстановления. Процессы сокращения площади лесов и их деградации стали международными проблемами, требующими совместного решения всеми странами мира. Леса имеют неоценимое экологическое, социальное и экономическое значение. Они помогают регулировать температуру на нашей планете, обеспечивают кислородом, поглощают вредные вещества, сохраняют водные ресурсы, являются средой обитания множества растений и животных, обеспечивают пищу и здоровую среду для людей.
В рамках борьбы с глобальным потеплением международное сообщество поставило перед собой цель до 2012г. на нашей планете покрыть 33% суши лесами. Страны-члены ООН достигли соответствующих договоренностей и теперь осуществляют международные соглашения - рамочную конвенцию "Об изменении климата", конвенцию "О сохранении биоразнообразия" и конвенцию "О борьбе с опустыниванием". Площадь лесов на нашей планете давно и неуклонно сокращается. Исторически сведение лесов тесно связано с ростом численности населения и преобразованием лесных территорий для различных нужд. По некоторым оценкам, за последние десять тысяч лет человек уничтожил 26 млн. км.кв. лесов. Наряду с этим леса гибнут от воздействия пожаров, насекомых-вредителей и болезней, неблагоприятных погодных условий и других причин. Уменьшение площади лесных массивов ведет к негативным процессам, имеющим глобальное значение: эрозии почв, сокращению разнообразия растительного и животного мира, деградации водных бассейнов, увеличению содержания углекислого газа в атмосфере, снижению количества промышленной и топливной древесины, а в конечном итоге - к уменьшению потенциала жизнедеятельности человечества. Международный день леса активно отмечается и в России. Лес - национальное богатство России. По данным международных экспертов, на долю России приходится 2/9 площади мировых лесов и примерно такая же часть мировых запасов древесины. Это определяет глобальное значение лесов России не только как источника ценнейшего сырья, но и как неотъемлемого компонента биосферы, влияющего на кислородный и углеродный балансы планеты и во многом определяющего условия жизни на Земле. Леса России давно нуждаются в эффективной защите, охране и восстановлении. Ситуация с незаконной вырубкой леса в России до сих пор остается острой. Серьезно страдают российские леса и от лесных пожаров, которые практически каждый год выжигают огромные площади. Во многих странах мира вместе с Международным днем леса отмечается также День дерева. Так, например, с конца XIX в. в Италии установился обычай: 21 марта ученики каждой средней школы должны были посадить во дворе хотя бы одно деревце. С тех пор 21 марта отмечается День дерева как праздник обновления и единения человека с природой. Почему лес называют другом? Какое значение имеет он в жизни человека и всей планеты? На сегодняшнем занятии нам это предстоит выяснить и познакомиться с некоторыми обитателями нашего леса.
5. Конкурс первый «Звуки леса»
Отгадать по звукам обитателей леса.
6. Конкурс второй: загадки о лесе. (группам по очереди учитель загадывает загадку, за правильный ответ 1 балл, если группа не знает соперники могут заработать 0,5 балла). Лесные загадки.
Город этот не простой, он дремучий и густой. (Лес)
Стоит в белой одёжке, свесив серёжки. (берёза)
Зимой и летом одним цветом (сосна).
Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит? (осина).
Стройная и прекрасная, на ней ягода красная (рябина).
Маленький Иван - костяной кафтан, (орех)
Богатырь стоит богат, угощает всех ребят: Ваню земляникой, Таню костяникой, Машеньку орешком, Петю сыроежкой, Катеньку малиной, А Васю -хворостиной. (Лес) 
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос. (Береза)
У какого дерева не растут сучья? (У сухого)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Лежало я на свету, просилось в темноту, да и там покоя нет: как бы вырваться на свет! (Семя)
Кто четыре раза в год переодевается? (Земля, лес)
За тобою он плетется, хоть на месте остается. (След)
Все меня топчут, а я всем в пути помощник. (Тропинка)
Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Подснежник)
Что это: убавишь – будет больше, добавишь – будет меньше? (Яма)
Под каким кустом в лесу сидит заяц, когда идет дождь? (Под мокрым)
На привале нам помог: суп варил, картошку пек. Для похода хорошо, Но с собой не понесешь. (Костер)
По чему в лес ходят? (По земле)
Стоят под березкой Березкины тезки. (Подберезовики)
Стоит в лесу кудряшка – Белая рубашка. (Береза)
В золотой клубочек cпрятался дубочек. (Желудь)
С ветки в речку упадет – и не тонет, а плывет. (Лист)
Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? (Ель, сосна)
Стоит Алена платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
Синенький звонок висит, никогда он не звонит. (Колокольчик)
Эту травку ты не тронь: жжется больно, как огонь. (Крапива)
Непоседа птица эта, одного с березой цвета: верещунья, белобока, а зовут ее (Сорока)
Плотник острым долотом строит дом с одним окном. «Я по дереву стучу, Червяка добыть хочу!» (Дятел)
Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло. (Сова).
Нос-то долог, голос-то звонок, пищит тоненько, кусается больненько. (Комар)
Что за пуля – летит и жужжит? (Жук)
Народ рабочий весь день хлопочет, возле пня дом строит. Вот так дом – в тысячу окон! (Муравейник)
Возле елок из иголок летним днем построен дом. 3а травой не виден он, а жильцов в нем миллион. (Муравейник)
В лесу у пня беготня, суетня: народ рабочий весь день хлопочет, дом повыше построить хочет. (Муравьи)
Не солнце, не огонь, не лампочка, а ночью светится. (Светлячок)
Под землей он роет ход, но не крот! (Червяк)
Он без рук и без станка выткет тонкие шелка. (Паук)
Красненькие крылышки, черные горошки. Кто это гуляет по моей ладошке? (Божья коровка)
Что за зверь как вертолет отправляется в полет, в воздухе висит легко, улетает далеко? (стрекоза).
Конкурс третий: грибное лукошко.
Отгадайте зашифрованные грибы.
КА – РО – МАС – ЛЕ – СЫ –ЕЖ – НОК –ВИК,
ПОД – ОСИ – ВИК – РЫ – НО – ЖИК,
КА – СИЧ –ЛИ – ПОД – РЕ – БЕ – ЗО,
НУШ – КА – ПЕ – НОК –ВОЛ- О.
1. Масленок
2. Сыроежка
3. Подосиновик
4. Рыжик
5. Лисичка
6. Подберезовик
7. Волнушка
8. Опенок

8. Подведение итогов
 
В заключение нашего занятия посмотрим презентацию о правилах поведения в лесу и всегда будем беречь лес и его обитателей.