Технологическая карта урока по коми языку на тему 95 — летие Республики Коми


Учитель: Леканова Валентина Александровна. МОУ «СОШ № 16» город Ухта
Тема: Коми мулы 95 воКласс: 9
Целеполагание: создать условия для составления словесной художественной картины о Республики Коми на коми языке
Задачи: 1. Познакомить учащихся с новыми словами на тему;
2. Учить использовать данные слова при составлении словосочетаний и предложений.
3. Развивать речь учащихся.
4. Воспитывать внимательное отношение к родной природе, культуре, народу
Краткое описание этапов урока
открытия нового знания в ТДМ Конспект урока Формируемые УУД
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни). - Послушайте два стихотворения и подумайте, что их объединяет?
Учитель читает стихотворение Ирины Чувьюровой «Чужан му» и Михаила Лебедева «Коми му»
Ответы детей.
- Правильно. Оба эти стихотворения о родной земле П: знакомство со стихотворениями коми поэтов; сравнение стихотворений, выделение общего
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; - Как каждый автор стихотворения относится к родной земле?
- Какие слова помогли вам определить их отношение к родине?
- Какая же тема урока?
- Какую цель урока поставим перед с собой?
Цель урока: составление словесной художественной картины о Республики Коми на коми языке
- А какой вы видите родную землю?
- А вот какой ее представляет В. Лисаускас (художник) «Сосновый бор», «Верхняя Омра», «Речка Седью»
слайд – беседа по картинам.
- Подберите художественные средства из прочитанных стихотворений к пейзажам (подбирают эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения)
- Наша школа в течение текущего года отмечает 95 – летие образования РК.
слайд – слова разных частей речи.
- Посмотрите на экран, что вы там видите? (видят слова)
- Как эти слова относятся к нашей теме? Докажите. П: знакомство с картинами В. Лисаускас «Сосновый бор», «Верхняя Омра», «Речка Седью»
Л: выражение личного отношения к родной земле; к произведениям искусства;
Р: постановка цели урока
3. Выявление места и причины затруднения. 4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.
Для этого они должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. - Приступаем к составлению рассказа. Текст должен быть на коми языке (дети затрудняются писать)
- Затруднение! Не можем написать текст.
Почему? Недостаточно слов для написания текста.
- Что делать? Р: выявление места и причины затруднения
4. Построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
ставят цель,
согласовывают тему урока,
выбирают способ,
строят план достижения цели;
определяют средства, ресурсы и сроки.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов. - Какая конечная цель у нас должна быть? Вспомните. (Составить рассказ)
- Подумайте, что для этого мы должны сделать?
План:
Вспомнить известные слова.
Узнать новые слова.
Научиться составлять словосочетания с новыми словами.
Научиться составлять предложения, используя дополнительный источник (на примере стихотворения А.Ванеева «Земля моя Коми»)
Р: построение плана выхода из затруднения; установление временных рамок
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.Различные варианты, предложенные учащимися,обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербальнои знаково.
Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. В группах подбираем слова на коми языке по теме. Слова выносятся на доску.
П: вспоминают и закрепляют изученные слова; знакомство с новыми словами; поиск информации в словаре
К: умение работать в группах;
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. слайд
Разучивание новых слов. Учащиеся соединяют стрелкой слова на коми языке с их переводом. Работа в группах.
Чужан вöрСьöд лун (и т.д.)
слайд
Проверка и анализ ошибок
- А теперь, используя слова и словосочетания, составьте предложения. И из них связный текст.
Для помощи детям учитель использует деформированный текст
слайд
Примерные предложения: Таво … … тырис 95 во.
(Коми мулы, ыджыд, зарни) К: умение работать в парах и группах
П: использование новых слов при составлении словосочетаний и предложений; умение работать с условными условными обозначениями
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.7. Само При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.
В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Для помощи детям учитель использует деформированный текст
слайд
Примерные предложения: Таво … … тырис 95 во.
(Коми мулы, ыджыд, зарни)
Учащимся раздаются заготовки с текстами.
Проверка коллективная по слайду. Обсуждение ошибок.
Р: умения работать самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности.
П: умение работать с полученной информацией, использовать ее в учебной деятельности
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания,в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. - А теперь самостоятельно составьте по одному предложению (в группах) к картинам

Идет работа с текстом. Анализ построения предложений. Корректировка Р: умения работать самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. У. Итак, какую цель мы ставили в начале урока. Что мы хотели сделать? (Составить рассказ)
- Что мы для этого должны были сделать?
Узнать новые слова.
Научиться составлять словосочетания с новыми словами.
Научиться составлять предложения, используя новые слова и словосочетания.
Работали по плану.
- Получился ли у нас рассказ? (мнение детей)
- Ребята, дайте оценку своей деятельности (у меня получилось, я много узнал, хотел бы продолжить на следующем уроке, мне помогли и т.д.)
- Перед вами лежат фрагменты. Чего?
(ребята предполагают: рога оленя, снежинка, орнамент, узор, римские пятёрки, цветы и т.д.)- Теперь по одному из группы прицепить к доске фрагменты.
- Что вы видите?
(ребята предполагают: цветок)
- Ребята, видели ли вы этот узор в нашем городе или где – то в другом?
- Имеет ли отношение данный узор к нашей теме?
(имеет, потому что это символ 95 – летия РК)
- Ребята, какими словами, хотели бы закончить данный урок. Предлагают разные варианты, в том числе фрагменты из стихотворений, использованных на уроке.
- А я хотела бы закончить урок песней на слова Михаила Лебедева«Коми му кузя ме муна» (звучит песня) Р: анализ и оценка учебной деятельности