Мастер класс по технике монотипия + система занятий по технике монотипия


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Мастер – класс. Тема: «Знакомство с видом графики – монотипия.» Пояснительная записка : Монотипия считается нетрадиционной техникой рисования. Именно такие техники создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат н е может быть плохим или хорошим, работа индивидуальна, неповторима. Зарождает новое желание, стремление к более творческому отражению ощущений. Техника монотипии существует давно - более 300 лет.. Распространение получила в 19 веке. Ею занимались англичани н Ульям Блейк , француз Эдгар Дега . В России Елизавета Кругликова и затем ученики еѐ школы. Цель : сформировать понятие о технике монотипия, научить выполнять два варианта этой техники. Задачи :  Заинтересовать детей данным видом графики.  Научить поэтапном у выполнению вариантов монотипии.  Побуждать использовать ранее приобретенные умения в рисовании для выполнения законченного образа.  Развивать фантазию, умение видеть в отдельных линиях целостное изображение. Возраст детей : 6 – 14 лет. Количество участников , занимающихся одновременно 4 – 5 человек. Время занятия – 20 минут. Используемые материалы и инструменты:  Бумага 15 х 10 см. (плотная, гладкая, фактурная).  Гуашь 12 цветов.  Рамки - паспарту из картона для готовых работ.  Скотч.  Стекло плотное р - р. 20 х 25 см. с безопасными краями, на каждого ребѐнка.  Бумага формата А - 4. (несколько листов).  Резиновые перчатки.(на каждого ребѐнка)  Заготовки, выполеннные заранее педагогом в технике «монотипия».  Кисти широкие, мягкие, тонкие.  Стаканы для воды.  Клей ПВА.  Салфетки.  Ручки цветные, фломастеры.  Клеѐнки. Наглядный материал : Образцы готовых работ в технике монотипия и в смешанных с ней техниках – флористикой, кляксографией, коллажем, живописью. Организация рабочего места : Столы должны быть застелены клеѐнкой. На столах разложены материалы, инструменты для работы. Стулья по количест ву участников. Ход занятия : 1) Знакомим или напоминаем ( в зависимости от возраста собравшихся ребят) что такое графика. «Графика – вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения ( гравюра, литографией , монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.» Педагог использует стенд с фотографиями различных образ ц ов графических работ – гравюрой, литографией, монотипией. Монотипия – вид печатной графики. Слово прои зошло от греческого «моно» - один и «типос» - отпечаток. Изобрѐл итальянский художник Джованни Кастельоне в 17 веке. Художники других стран так же занимались монотипией. В настоящее время к этому виду графики очень большой интерес. Так как в нем сочетают ся волнительное ожидание, элемент чуда, эффект неожиданности. Такими работами можно оформить интерьер человека любого возраста, профессии, интересов. Так же офисы, общественные помещения. Показ образов в технике монотипия и в смешанных техниках. 2) Показ педагогом этапов выполнения монотипии для начинающих. 1. Способ: Лист бумаги складывается пополам вертикально или горизонтально в зависимости от сюжета. На одной половине краскам и рисуется полное изображение ( например пейзаж) близ ко к сгибу. Затем чистую по ловинку листа намочить водой, промокнуть от избытка воды поролоном и аккуратно сложить по сгибу. Прогладить. После открывания на листе получится зеркальный отпечаток. Поэтому этот способ хорош при изображении пейзажа с водной поверхностью Далее педагог показывает способ изображения симметричного предмета. Лист складывается пополам и рисуется только половина предмета на одной стороне, так же близко к сгибу вторую сторону также наносим воды, складываем, проглаживаем рукой, осторожно открываем. Пр едмет окажется изображѐн целым. 2. Способ: На стекло (либо другой гладкий материал) в хаотичном порядке густо и ярко накладываются краски широкой кистью близко друг к другу. Наложить на стекло лист бумаги, прогладить еѐ, выдавив лишнюю краску по краям листа. Аккуратно снять бумагу. Полученный отп ечаток может быть с явным изображением предмета. А иногда надо покрутить рисунок в разных направлениях, присмотреться и увидеть изображение или его деталь. Можно доработать рисунок. 3) Творческий эта п Дети решают, каким способом воспользоваться. Берут нужные материалы. Поесле этого оставляют для высыхания свои работы, а в заготовках педагога ищут интересные для себя образы, берут и дорабатывают их с помощью красок, фломастеров, ручек, листьев, травинок. Оформляют готовый рисунок в рамку - паспарту . 4) Подведение итогов мастер - класса: На этапе завершения работы педагог задаѐт детям вопросы: А) что нового вы узнали? Б) Чему научились? В) Понравилась ли эта техника работы? В конце занятия дети забираю т домой свою заготовку и оформленную в рамку готовую работу. Используемая литература: 1. Третье издание «Большой советской энциклопедии». Издательство «Советская энциклопедия» 2. В. С. Кузина « Изобразительное искусство 5 класс поурочные планы». 3. Ячмен ева. В.В. «Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7 - 14 лет». Гуманитарный издательский центр «Владос». 4. http://tigelclub.ru/index.php?id=204 5. http://www.ashram.star - transform.org/letopisi/seminary/529 - master - klass - po - sozdaniyu - monotipiy Методическая разработка к теме «Монотипия». Занятие 1. Продолжительность 30 минут. Возраст 6 – 7 лет. Тема : Знакомство с видом графики «Монотипия». Задачи :  Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, закрепить и поддерживать к ней интерес .  Развивать желание продолжать работать в этой техникой.  Закреплять умение передавать форму предмета. Материалы : Схема «Графика». Виды графики на фото. Гуашь , кисти широкие, узкие. Бумага А4. Диск с легкой инструментальной музыкой. Фото насекомых (несколько видов бабочек, стрекоз, жуков). Ход занятия: Педагог говорит о графике как виде изобразительного искусства. Показывает схему с вариантами графики (литографией, гравюрой, эстампом, монотипией). Монотипия – вид печатной графики. Изобрѐл еѐ более 300 лет назад итальянский художник Джованни Кастальоне. Затем в 19 веке она получила широкое распространение во Франции, Италии, России. Когда вы попробуете себя в этой технике , поймете насколько она интересна тем , что неожиданна, завораживает, нацеливает на продолжение. Начинающим художника нужно попробовать ри совать гуашью или акварелью, использовать бумагу. Показывает готовые работы монотипии. Сегодня мы будем получать изображение с помощью складывания листа пополам . М ы можем нарисовать половину предмета, а за тем получить его целиком с помощью кисти и воды . Итак , начнѐм. Перед вами фото насекомых, рассмотрим их. Мы видим, что изображение состоит из двух одинаковых половинок, если согнуть лист пополам или закрыть одну половину чистым листом. Выберем любое насекомое для своего рисунка. Согнѐм лист пополам, нарисуем одну половинку жука. Затем намочим вторую половину листа водой. Промокнѐм лишнюю воду губкой, и сложим по сгибу снова. Прогладим рукой тщательно, откроем аккуратно и получим целое изображение насекомого. Пока изображение высыхает мы проведѐм игр у. После высыхания рисунка дети дорисовывают детали насекомого. По желанию могут нарисовать фон, то что окружает жучка. Занятие 2. Продолжительность 30 минут. Возраст 7 – 9 лет. Тема : Использование техники «монотипия» в изображении пейзажа. Задачи :  Учить детей самостоятельно определять замысел рисунка, способы и формы его воплощения.  Развивать детской творчество и творческое воображение путем создания творческих ситуаций в художественно - изобразительной деятельности. Умение ориентироваться на листе бумаги.  Создавать в группе благоприятные психо - эмоциональные условия для творческой самореализации каждого ребѐнка . Материалы : Бумага А4. Кисти разные. Гуашь. Губка для прома к ивания воды. Фото с изображением пейзажей разного времени года с наличием реки, озера, моря ( водной поверхности) . Репродукции картин Маковского, Левитана. Ход занятия: Педагог объясняет детям что при монотипии можно получить интересные пейзажи любого времени года с изображением реки, оз ера, моря. Причем рисовать нужно только того, что находится на берегу, т оесть на верхней половине листа. А отражение в воде, мы получим с помощью сложенного пополам листа бумаги, и смачивания его водой. Рассмотрим пейзажи разные времѐн года и фотографии. М ы видим, что изображения на берегу, то есть верхняя половина листа , четкие, яркие, с большим количеством тонко прорисованных деталей, а нижняя половина листа, там где изображена вода, все более расплывчато, бледно, не четко. Вот у меня нарисован пейзаж, на верхней половине листа я заранее согнула лист пополам, теперь намочу нижнюю половину листа и лишнюю воду сниму губкой. Сгладываю лист по сгибу. Сильно, но аккуратно проглаживаю его, открываю лист и вижу полное изображение пейзажа. Выбирайте сюжет с « водой» для себя, с изображением любого времени года и рисуйте. По окончании работы дети разглядывают то, что получилось. Если изображение не очень четкое, то дети по желанию могут добавить детали. Занятие 3. Продолжительность 40 минут. Возраст 7 – 10 лет. Тема : Знакомство с фрактальной «монотипией». Задачи :  Учить детей технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования.  Развивать у детей чувство значимости своей работы, испытывать радость и удовольствии от своего творчества.  Вос питывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру с помощью умения понимать и создавать художественные образы. Материалы : Стекл о с безопасными краями. Б умага плотная (фактурная или гладкая). Кисти разные. Гуашь или акварель . Ход занятия: Педагог напоминает, что на прошлом занятии мы познакомились с «волшебной» техникой монотипией. Чем она запомнилась? Понравилась? Хотели бы еще узнать о других способах выполнения монотипии? Тогда берѐм стекло, накладываем любые цвета красок, на стекло. Ка к хотите, по желанию, стараемся без просветов. Накладываем на стекло бумагу, прижимаем руками, разглаживаем, выдавливая краску за края. Теперь можно аккуратно снять лист и посмотреть что получилось. А можно резким рывком снять. Или даже так – слегка припод нять краешек бумаги, затем снова чуть прислонить к стеклу, затем дальше приподнять. То есть попробовать разные варианты. Итак, начнѐм. Я попробую плавным движением снять лист. Давайте заглянем и увидим что - то. Дети вглядываются в отпечаток и решают, что ж е они увидели. А что получится у вас? Дети самостоятельно пробую т получать отпечатки, вглядываются, помогают друг другу увидеть изображения или его деталь. Педагог предлагает с помощью разны изо материалов дополнить изображение которое увидели дети, дел ая его узнаваемым. Занятие 4. Продолжительность 40 минут. Возраст 8 – 14 лет. Тема : Смешанная техника «Мы - волшебники». Задачи :  Продолжать учить детей сочетать различные способы и техники рисования. Применять элементы, флористики, кляксографии, живописи дл я создания полноты и завершѐнности композиции.  Воспитывать чувство взаимопомощи в группе – умение помочь словом и делом. Материалы : Стекл о с безопасными краями. Б умага плотная (фактурная или гладкая). Кисти разные. Гуашь или акварель. Соломинки для сока, травинки, листочки. Фломастеры, шариковые ручки. Ход занятия: Педагог напоминает, что дети уже знакомы с вариантом монотипии, выполненной с помощью стекла. Педагог и дети вспоминают об интересных отпечатках. Педагог предлагает снова выполнить отпечатки. В ключает лѐгкую инструментальную мелодию, просит детей закрыть глаза и пофантазировать. Мелодия будет продолжаться в течени е всего занятия. Педагог просит детей взять стекло и бумагу, брать краски по настроению. Дети выполняют отпечатки, вглядываются, расск азывают об увиденном. Если дети не довольны изображением, они могут выполнить еще несколько отпечатков. Педагог предлагает в зависимости от того, что увидели дети, дополнить отпечаток травинками, листочками, а может быть кляксографией. На своѐм отпечатке педагог показывает способ выдувания через соломинку жидкой краски, делая корявые деревья. Беседует с детьми о вариантах дополнения своего отпечатка. Кто - то пробует выдувание и получает коралловые рифы, кто - то лес из крючковатых деревьев, кто - то используе т элементы флористики, живописи, графики. Таким образом, в занятии используются смешанные с монотипией техники. Занятие 5. Продолжительность 40 минут. Возраст 8 – 14 лет. Тема : Изготовление рамочки для фото в технике монотипия. Задачи : Продолжать знакомить детей с многообразием вариантов в технике монотипия. Учить с помощью мятого листа бумаги получать оригинальный вариант подарка. Воспитывать у детей аккуратность. Развивать глазомер. Материалы : Картон А 4. Простой карандаш Гуашь, акварель. Кист и широкие. Канцелярский нож. Клей ПВА. Ход занятия: Педагог показывает оригинальную рамочку. Задаѐт вопросы о том, что известно детям по технике монотипия. Спрашивает у детей для чего может пригодятся такая рамочка. Рассказывает, как выполняется рамочка. Э тапы выполнения: В ырезается из картона по шаблону заготовка для рамочки, она может быть разной формы (овал, круг, прямоугольник, квадрат). В зависимости от того, какого размера картинка будет вставлена в рамочку , мы делаем толщину рамки. Не забываем прибавить 0,5 см с внутренних сторон. Далее берѐм лист бумаги немного большего формата, чем размер рамки. Очень хорошо сминаем бумагу, получая шар, затем разглаживаем бумагу. Сгибаем еѐ пополам. Разворачиваем. По - своему желанию густо, ярко, близко друг к другу наносим гуашь либо акварель, следя за тем, чтоб было побольше воды на обе половины листа. Сгибаем, разглаживаем, выдавливаем всю краску по краям. Разворачиваем. Благодаря сминанию бумаги получились оригинальные результаты - «эффект мозаики», « ти сненой кожи», «рисунок мрамора» . Во время высыхания бумаги, дети могут заняться вырезанием картонной основы по шаблону , за тем педагог показывает, как аккуратно наклеить, мятую бумагу на картонную основу.