Конспект занятия по ИЗО на тему Рисование домашних животных по памтяти, представлению, с натуры


Рисование домашних животных по памяти,
представлению, с натуры.
Тема урока: Рисование домашних животных по памяти, представлению, с натуры. "Рыжий кот".
Цель урока: Совершенствование умения рисовать животных, углубление знаний об анатомическом строении, знакомство с анималистическим жанром в искусстве.
Задачи урока:
Обучающая: Познакомить с разнообразием пород кошек, их внешним видом, научить рисовать шерсть кошки сангиной.
Развивающая: Развивать наблюдательность, мышление учеников, умение работать в группе.
Воспитывающая: Воспитывать интерес, любовь к живой природе.
Оборудование учащихся: альбомный лист, сангина, фиксатив.
Оборудование для учителя: Методические таблицы, последовательность выполнения рисунка кошки, фотографии и репродукции пород кошек, словарная работа (анималистическое искусство, художники анималисты).
Ожидаемые результаты:
Усвоение полученных знаний и закрепление изученного материала,
Этапы урока:
I. Организация класса.
II. Вводная беседа.
III. Деятельность учащихся под руководством учителя.
IV. Итоги урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.
Учитель:
Сегодня мы поговорим о наших любимцах – домашних животных. Послушайте загадки и догадайтесь, о ком идет речь.
Острые ушки, На лапах подушки.Усы, как щеткиДугою спина.Днем спит,На солнышке лежит.Ночью бродит,На охоту ходит. (Кот)
Или вот еще:
Когда он в клетке, то приятен, На шкуре много черных пятен. Он хищный зверь, хотя немножко,Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)
Уж очень вид у них чудной: У папы - локоны волной, А мама ходит стрижено.За что она обижена?
Недаром часто злится На всех мамаша... (Львица)
Правильно! Так как можно сформулировать нашу тему урока?
Учащиеся: “Рисование домашних животных по памяти, представлению”.
Учитель:
Кошка - красивое, элегантное, удивительно смышленое создание с яркой индивидуальностью, нежное ласковое и преданное человеку. Кошка быстро привыкает к дому и становится милым и близким другом. Но стоит заметить, что только правильно воспитанная кошка не причиняет хозяину неприятных хлопот, а в тяжелые минуты жизни поможет снять нервное напряжение, избавит от стресса, отвлечет от грустных мыслей и повседневных забот.
Учитель рассказывает об анималистическом искусстве и художниках-анималистах:
    
Изображение животных - тема в искусстве самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер бизонов, сцены охоты. Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Этот жанр есть в живописи, графике и скульптуре. Анималист – художник, специалист по изображению животных. Они рисуют картины, лепят скульптуры о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе.
Учитель показывает работы Е. Чарушина.
Художники-анималисты хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.
1 марта во всем мире отмечается Международный день кошек
А какие книги о животных вы читали? Какие книги о кошках вы знаете?
Бleft0иблиотека КотоГалереи — это собрание книг, рассказов, стихотворений, посвященных кошкам и котам. Помимо основной коллекции — рассказов или стихотворений, в Библиотеке можно найти обзоры и рецензии новой литературы про кошек.

Поэзия
Агния Барто, " Ваши повадки не одинаковы..."
Анна Ахматова, "Мурка"
Афанасий Фет, "Кот поёт..."
Афанасий Фет, "Не ворчи, мой кот ..."
Борис Заходер, "Коты"
Борис Заходер, "Кошка Вьюшка"
Борис Заходер, "Странное происшествие"
Валентин Берестов, "Кот"
Валентин Гафт, "Кот"
Даниил Хармс, "Кошки"
Даниил Хармс, "Удивительная кошка"
Джон Вудсворт, "Кошка и кот"
Дмитрий Кедрин, "Кот"
Жиль Литтон Стрейчи, "Летний кот"
Иван Бунин, "Кошка в крапиве..."
Иван Бунин, "Пантера"
Марина Цветаева, "Кошки"
Михаил Яснов, "Кисуня и Крысуня"
Михаил Яснов, "Чучело-Мяучело"
Огден Нэш, "Кот"
Самуил Маршак, "Белый кот"
Самуил Маршак, "Два кота"
Самуил Маршак, "Кот и лодыри"
Самуил Маршак, "Львица"
Самуил Маршак, "По душе коту работа"
Самуил Маршак, "Приключение в дороге"
Самуил Маршак, "Усатый-полосатый"
Саша Чёрный, "Про кота"
Саша Черный, "Пробуждение весны"
Саша Чёрный, "Чуткая душа"
Эдуард Багрицкий, "Кошки"
Юлия Вдовиченко, "Костерок в очаге"
Юнна Мориц, "Букет котов"
Проза
Б.Житков, "Беспризорная кошка"
Карел Чапек, "Собака и кошка"
Карел Чапек. "С точки зрения кошки"
Кир Булычев, "Разум для кота"
Редьярд Киплинг, "Кошка, гулявшая сама по себе"
Сергей Коловоротный, "Котовасия"
Эрнест Хемингуэй, "Кошка под дождем"
Юлий Буркин, Сергей Лукьяненко, "Сегодня, мама!"
Рекомендации
"Беззвучное мяу", Пол Гэллико"Клео. Как одна кошка спасла целую семью", Хелен Браун
"Кот в шляпе", доктор Сьюз"Кот, который", Лилиан Дж. Браун
"Неро Корлеоне. Кошачья история", Эльке ХайденрайхОтрывки
А.С. Пушкин, "Руслан и Людмила"
Александр Кушнер, "Почему я от всего отказался"
Борис Корнилов (из поэмы "Моя Африка")
Саша Черный, "Парадокс"

Объяснение практической работы.
left0Кот в сапогах из любимой сказки или любимая домашняя кошка часто становятся персонажами детских рисунков. К тому же такие картинки рисованные карандашом или красками могут стать хорошим украшением на стенке детской комнаты. Но чтобы правильно нарисовать кота, давайте вначале научимся точно сделать рисунок этого кота. Чтобы кот был с "настроением", нарисуем его с улыбкой. Если у вас получится этот рисунок, можете попробовать нарисовать свою любимую кошку.
Поэтапное рисунок кота
1. Начнем рисунок кота с нанесения контуров из окружностей
Чтобы точнее нарисовать кота, лучше учится делать это поэтапно.Начните рисунок с нанесения круга для головы, и добавьте чуть ниже еще один круг немного больше размером. Затем нарисуйте большой круг в самом низу рисунка. Чтобы сразу было видно, что это рисунок кота, нужно нарисовать маленькие кружочки для лап. Обычно глаза рисуются на 3 шаге, но давайте сделаем исключение и нарисуем контуры глаз сейчас.
2. Голова, ноги, ушки и хвостик кота
Чтобы вам не запутаться на этом шаге, нарисуйте вначале контур хвоста и ушки кота. Это совсем несложно, и теперь вы видите, что нужно-то всего на всего нарисовать четыре линии для лап и можно сказать, что рисунок кота "проявился".
3. Удалите с рисунка кота лишние контурные линии
Удалите осторожно ластиком лишние линии. И даже ничего не рисуя дополнительно кот сам "нарисуется". Лишь для хвоста добавьте еще одну короткую параллельную линию и пусть наконец- то кот улыбнется. На грудке поставьте "галочку".
4. Завершаем рисовать кота. Детализация рисунка
Это этап не сложный, но требует внимания. Начните с лапок. У каждой кошки есть когти, поэтому нужно нарисовать их на лапах. Кстати, а вы знаете, сколько когтей на передних лапках у кошки? Нет, не пять, а четыре. Начинайте рисовать всегда с того что легче, поэтому следящим рисуйте уши, всего две линии и ушки готовы. Что еще несложно рисовать у кота? Конечно же кошачьи усы, вот и нарисуйте их. Сложнее всего нарисовать коту глаза, нужно сделать "блики" в глазах, чтобы кот был как настоящий.
Кошки подвижные существа. Изобразить их в движении не просто, потому что они быстро передвигаются и принимают самые неимоверные позы.
А сейчас, послушайте, как нужно работать над Вашим рисунком сангиной. Сангина – это мягкий материал, на мокрой бумаге закрепления не требуется. Применяя различный нажим можно получить разнообразные оттенки от красновато-коричневого до нежно розового. Сегодня на занятии мы с Вами будем работать на сухом листке, в конце урока мы закрепим свои рисунки фиксативом (для этого используем лак для волос). Сангина хорошо ложится на шероховатую поверхность. Основное выразительное свойство – бархатистость.
Приступая к штриховке надо помнить, что штрихи всегда должны ложиться по форме предмета. Рисуя, шерсть кошки Вы должны отметить для себя, где более светлые места, где более темные. От того, как нарисована, шерсть у кошки зависит общий вид рисунка. Линиями слишком толстыми и чересчур прямыми изображать не надо.
Изображение длинной шерсти
Быстро наносите штрихи по направлению волос. Здесь штрихи будут длиннее и реже, большими пробелами. Эффект пушистости создается за счет объединения нескольких штрихов в от дельные группы. Делайте штриховку до тех пор пока не добьетесь "заполненности" и тона, которые необходимы. Обратите внимание на то, как отдельные волоски перекрывают друг друга.
Все это растушуйте, по-прежнему придерживаясь направления роста волос. Острой кромкой ластика слегка "осветлите" волосы. Это сделает их объемными и пушистыми.
Изображение короткой шерсти
Шерсть кошки необходимо показать частыми штрихами темного цвета. Можно закрасить все тело светлым тоном сангины. Штрихи накладывайте так, чтобы бумага просвечивала в самых светлых местах. Это придаст блеск кошачьей шерстке. Растушуйте. "Распушите".

5left0. Практическая работа.
Во время практической работы учитель проводит физкультминутку. Учащиеся выполняют имитационные движения за учителем.
Ведется индивидуальная и фронтальная работа.

В конце урока организуется выставка работ
Требования к работам:
анатомически верные (есть все части тела);
соблюдение пропорций;
достаточно крупный размер в листе;
работа над мелкими деталями (шерсть, глаза и др.);
общая выразительность, завершенность;
аккуратность.
6. Итог урока. 
Учащиеся рассказывают о своих кошках по вопросам:
1.Как зовут Вашу кошку?
2.Какая она?
3.Расскажите о повадках?

Учитель: Вот и заканчивается наш урок, вы сегодня очень хорошо поработали, надеюсь, что вы много интересного узнали: научились пользоваться сангиной, у вас получились прекрасные рисунки, индивидуальные, своеобразные. Это можно увидеть на выставке Ваших работ. А какие хорошие рассказы вы составили о своих кошках. Молодцы!
Учитель: Быть гуманным человеком без любви, без доброго и бережного отношения ко всему живому невозможно.
Спасибо за урок!