Рабочая программа по русскому языку 11 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса русского языка для 11 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Примерной государственной программы по русскому языку и программы курса русского языка для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) авторов Н.Г. Гольцовой, М.А. Мищериной (2008 года). Календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) составлено по учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной «Русский язык. 10-11 классы» (2008-2011 гг.).
Предлагаемый курс представляет современный русский язык как систему. Особенностью данного курса является то, программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии.
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания ЕГЭ, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.
Основные цели курса:
1. Повторить и углубить знания по основам науки о русском языке и совершенствовать соответствующие умения в области фонетики, орфограмм, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики, синтаксиса и пунктуации;
2. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
Основные задачи курса в 11 классе по данной программе:
закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
формировать у учащихся орфографическую зоркость, поэтому на уроках предусматривается попутное повторение орфографических тем;
закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования.
Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор старшеклассников, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся.


Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание обучения русскому структурировано на основе компетентностного подхода: в классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, Интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из трех тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков.
Программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.




Содержание программы учебного курса
Базовый уровень (68 часов)

ПОВТОРЕНИЕ (2 часа)

2. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (44 часа)
Введение (2 часа)
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Словосочетание (2 часа)
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение (2 часа)
Понятие о предложении. Классификация предложений.
Предложения простые и сложные.

Простое предложение (7 часов)
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения.
Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.

Простое осложненное предложение (17 часов)
Однородные члены предложения (6 часов)
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.
Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения (11 часов)
Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением
Знаки препинания при обращениях.
Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях.
Знаки препинания при вставных конструкциях
Знаки препинания при междометиях.
Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

Сложное предложение (10 часов)
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Тире в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Сложные предложения с разными видами связи.
Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью (4 часа)
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

3. КУЛЬТУРА РЕЧИ (4 часа)
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи. Норма литературного языка.
Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические,
Словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

4. СТИЛИСТИКА (4 часа)
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Анализ текстов разных стилей и жанров.

5. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ (12 часов)
Система практических и контрольных работ, включающих задания ЕГЭ, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.

РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ (2 часа)

Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. На изучение русского языка в 11 классе добавлен 1 час в неделю из школьного компонента учебного плана школы. В связи с этим данная рабочая программа рассчитана на 68 часов. При разработке программы использовано примерное планирование при 2-х часах в неделю, предложенное авторами учебной программы курса.







Учебно-тематический план (календарно-тематическое планирование)


Тема раздела/ урока
Всего часов
В том числе
Практические навыки




Теория / практика
Контроль


Тема 1. ПОВТОРЕНИЕ
2 часа





Повторение и обобщение пройденного по фонетике, графике, орфоэпии и орфографии. Выполнение заданий ЕГЭ.
2
2

Уроки обобщения и систематизации знаний








Тема 2. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
44 часа





ВВЕДЕНИЕ. К/Р: Входной контроль знаний.
1

1



Синтаксис. Пунктуация. Основные принципы русской пунктуации.
1
1

Пунктуационный анализ предложений


СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. Понятие о словосочетании
2
2

Порядок синтаксического разбора словосочетаний


Виды синтаксической связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание).






ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Комплексный анализ текста по материалам ЕГЭ.
2
2
Дом. К/Р: сочинение по исходному тексту.
Применение умений на практике


Структура сочинения.
Р/Р: Сочинение по материалам ЕГЭ.






ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Понятие о предложении. Предложение как единица синтаксиса.
1
1

Порядок синтаксического разбора предложения


Классификация предложений (Типы предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске и др.)
1
1




ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Двусоставные и односоставные предложения.
1
1

Выявление структуры грамматической основы, выявление структуры предложения.


Тире между подлежащим и сказуемым.
1
1




Распространенные и нераспространенные предложения.
1
1




Полные и неполные предложения.
1
1




Тире в неполном предложении. Соединительное и интонационное тире.
1
1




ПР/Р: Проверочная работа по теме «Постановка тире в простом предложении»
1

1



Практикум. Синтаксический разбор простого предложения.
1
1




ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Тест по материалам ЕГЭ по теме «Простое предложение»
1

1
Применение умений на практике


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. К/Р: Контрольная работа в формате ЕГЭ. Р/Р: Сочинение-рассуждение по исходному тексту
2

2










ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
1
1
Дом. К/Р по теме «Простое осложнённое предложение».
Синтаксический разбор простого осложненного предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.


Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.
1
1




Однородные и неоднородные определения и приложения, знаки препинания.
1
1




Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами.
1
1




Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
1
1




Обобщающие слова при однородных членах, пунктуация.
1
1

Подготовка к контрольной работе за 1 полугодие.


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. К/Р: Тест в формате ЕГЭ (180 минут)
2

2
Применение умений на практике









Анализ теста в формате ЕГЭ
1
1

Применение умений на практике


Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения и приложения.
1
1

Пунктуация. Анализ структуры простого предложения.


Обособленные обстоятельства.
1
1
Дом. К/Р: контрольное упражнение
Пунктуация. Анализ структуры простого предложения


Обособленные дополнения.
1
1




Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения.
2
2











Знаки препинания при сравнительных оборотах.
1
1




К/Р: Диктант
1

1
Применение умений на практике


Знаки препинания при обращениях.
1
1

Пунктуация. Анализ структуры простого предложения


Вводные слова и вставные конструкции.
1
1




Междометия.
1
1




Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова
1
1




ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Решение заданий типа ЕГЭ. Тест по материалам ЕГЭ.
2

2
Применение умений на практике









Сложное предложение. Типы сложных предложений.
1
1

Синтаксический разбор сложного предложения. Анализ структуры СП. Типы сочинительных и подчинительных союзов.


Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
1
1




Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
1
1




ПР/Р: проверочная работа по теме «Пунктуация в ССП и СПП, типы сочинительных и подчинительных союзов, виды придаточных»
1

1



Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.
1
1




Практикум по теме «Последовательное, однородное, неоднородное, смешанное подчинение в СПП с несколькими придаточными».
1
1
Дом. К/Р: контрольное упражнение



Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
1
1

Синтаксический разбор сложного предложения. Анализ структуры СП.


Синтаксический разбор БСП. Значение частей сложного бессоюзного предложения.
1
1




Сложные предложения с разными видами связи.
1
1

Анализ структуры СП. Создание текста, отвечающего требованиям ССЦ.


Сложное синтаксическое целое. Абзац. Подготовка к домашнему сочинению.
1
1
Дом. К/Р: сочинение по исходному тексту.



ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Сочинение-рассуждение по материалам ЕГЭ.
2

2
Применение умений на практике









Способы передачи чужой речи. Чужая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь. Прямая речь, диалог, единицы прямой речи. Повторение: обращение, части речи.
1
1

Анализ структуры ПП и СП.


Знаки препинания при цитатах.
1
1




Сочетание знаков препинания. Факультативные, альтернативные, вариативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
1
1




Проверочная работа по теме «Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях, включающих чужую речь. Сочетание знаков препинания»
1

1


Тема 3. КУЛЬТУРА РЕЧИ
4 часа





Культура речи. Нормы речи.
1
1
Дом. К/Р: контрольное упражнение



Речевые нормы: орфоэпия, словообразование, лексика, морфология, синтаксис. Практикум
1
1




Качества речи хорошей речи. Риторика.
1
1




Р/Р: Анализ текста
1
1



Тема 4. СТИЛИСТИКА
4 часа





Функциональные стили речи и их особенности. Повторение: лексика.
1
1
Дом. К/Р: контрольное упражнение



Стиль речи, тип речи.
1
1




Изобразительно-выразительные средства русского языка.
1
1




Р/Р: Анализ текста. Сочинени е-рассуждение по материалам ЕГЭ
1
1




Резервные уроки. Повторение и обобщение пройденного
2 часа
2










Тема 5. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
12 часов





Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса

Учащиеся должны:
знать теоретические сведения по синтаксису, пунктуации, нормы современного русского языка: фонетические, семантические, лексические, грамматические, синтаксические, производить лингвистический анализ текста, писать сочинения разных жанров, знать особенности текстов разных стилей и типов речи;
уметь производить лингвистический анализ текста, уметь строить тексты разных жанров, владеть навыками грамотного письма.
Текущий контроль знаний умений и навыков осуществляется в форме тестов по ЕГЭ, контрольных диктантов. Освоение программы заканчивается итоговой аттестацией. Оценка выставляется в аттестат о среднем (полном) образовании.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
По окончании 11-го класса учащиеся должны:
иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном в устной и письменной формах;
выявлять подтекст;
владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
уметь составлять план, тезисы, конспект художественного, публицистического, научно-популярного текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;
пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа; писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;
составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
участвовать в диспуте, дискуссии;
иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям: учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя; учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме. Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Направления контроля

Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
      

Формы контроля

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Контрольные упражнения. Важной составляющей материалов данного курса является система упражнений и заданий к теоретическим материалам учебника. Упражнения делятся на три группы: тренировочные, обобщающие, контрольные. Контрольные упражнения составляют систему проверочных заданий.
Проверочные упражнения включают в себя диктанты (проверочные, объяснительные, контрольные), контрольные задания.
Устные и письменные сообщения (творческие работы).
Тесты в формате ЕГЭ.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Нацеленность образования на развитие личности ученика,его интеллектуальных и творческих способностей предполагает использование современного оборудования. Для перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы.
В активации познавательной деятельности учащихся осоьую значимость приобретают такие информационно- коммуникационные средства обучения, как мультимедийные обучающие программы, интерактивная доска, электронные приложения к учебникам по основным разделам русского языка, мультимедийные контролирующие программы.
Кроме того требования к оснащенности учебного процесса предполагают и традиционные средства обучения, опробированные многолетней школьной практикой(Учебники, рабочие тетради, дидактический материал. Средства наглядности)

Учебно-методические средства обучения

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008-2011.
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
Компакт-диски «Уроки русского языка КиМ» (5 – 9 классы)
Компакт-диск «Репетитор по русскому языку КиМ, 2009».
Меркин Б. Г., Смирнова Л. Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: Дидактические и справочные материалы. Тесты. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008




Диктант с заданием типа ЕГЭ. 11 класс

1. Диктант

(1)3наете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? (2)Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.
(3)Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. (4)Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. (5)Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.
(6)Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7)Главное наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. (8)3начит, и вам нужно находиться в боевой готовности.
(9)Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. (10)Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.
(11)Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения, происходящие в поведении оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.
(201 слово)
(По Л. Павловой)

2. Грамматическое задание.

1 вариант
Укажите номера предложений исходного текста (с 1-го по 8-е), в которых есть вводные слова.
Укажите номера предложений исходного текста (с 1-го по 8-е), в которых есть деепричастные обороты.
Укажите номер (-а) неполного (-ых) предложения (-ий) исходного текста.
Укажите номер предложения с глаголом в повелительном наклонении.
Выпишите из 1-го абзаца слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

2 вариант
Укажите номера предложений исходного текста (с 9-го по 11-е), в которых есть вводные слова.
Укажите номера предложений исходного текста (с 6-го по 11-е), в которых есть ряды однородных членов предложения.
Укажите номер (-а) предложения (-ий) исходного текста, в котором (-ых) есть причастный оборот.
Укажите номер сложного бессоюзного предложения, между частями которого ставится тире.
Выпишите из текста слово, образованное способом сложения слов.

Ответы

1 вариант


2 вариант

1
2, 3, 8

1
9, 10, 11

2
6, 7

2
10, 11

3
7

3
11

4
2

4
2

5
по-разному

5
горе-спорщики






















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215


13 PAGE \* MERGEFORMAT 141815




Заголовок 515