Конспект урока по ИЗО Рисование по памяти и представлению снегеря


Тема: Рисование по памяти и представлению снегиря.
1 класс

Цель занятия: формировать умение передавать характерные особенности снегиря и оценивать свою работу.
Задачи:
Образовательные: учить изображать снегиря в определённой последовательности, знакомить с жанром анималистики.
Развивающие: научить видеть красоту природы; развивать у детей потребность в творчестве; развивать психические процессы: воображение, эмоции, внимание, память; формировать умение анализировать. Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе (НРК), эстетический вкус; бережное отношение к природе,; формирование эстетических чувств; формирование аккуратности в процессе работы, укрепление межпредметных связей ( литература, естествознание, музыка).
Планируемый результат:
Метапредметные:
1. Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника-анималиста, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
2. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
3. Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность.
Личностные:
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Предметные: -видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы; -обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; -воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников; -участвовать в обсуждении выставки.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: презентация «Снегирь»,акварель, альбом, палитра,

Материально - техническое обеспечение:
Оборудование: рабочий стол, классная доска, экран, видео- и аудиотехника, таблица «Этапы выполнения рисунка птицы»
Материалы и принадлежности: акварель, альбом, баночки для воды, кисточки, палитра, простой карандаш, резинка, баночки для воды.
Зрительный ряд: картина Ермолина «Снегирь», М.Стежко «Полет» , слайды.
Литературный ряд: - стихи, загадки, (см. в конспекте «Ход урока»), пословицы .
Музыкальный ряд: Бетховин Скрипичный концерт «Зима»,
Чайкрвский. Времена года «Декабрь», Атор Пьяццалла «Зима в Буэнос Айросе»
Методы обучения:
* Словесные (объяснение, рассказ, беседа, сказки, стихи, загадки)
* Наглядные (картины, слайды, демонстрация предметов ДПИ)
* Практические (наброски, зарисовки, рисунки)
Ход урока


Этапы урока,
цели
Используемые
средства
( слайды,
презентации,
оформление доски)
Деятельность учителя
Деятельность учеников

1. Организационный
этап.
Цель: подготовить
учащихся к работе.






- Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!



2. Эмоциональный
настрой.
Цель: подготовить
учащихся к работе.



Встаньте ровно, ребятишки –
И девчонки и мальчишки!
Руки вверх все, потянулись,
Мне все мило улыбнулись.
Всем здоровье пожелаем
Я и урок наш начинаем.




3. Актуализация
знаний

- Ребята сегодня на занятие я приглашаю вас отправиться в гости. А чтобы узнать к кому пойдём нужно отгадать 2 загадке. Внимательно послушайте первую загадку.
Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает. (Слайд № 2, С лайд 3 пустой слайд)
Правильно зимой. Зимой в природе происходит разные изменения. Какие изменения происходит в неживой природе? В живой природе? А зимой к нам заглядывают гости. Знаете кто? А хотите узнать? Тогда внимательно прослушайте вторую стихотворение - загадку.
Чтение стихотворения
В день, когда в саду метели пели,
На рябине яблоки поспели
Только я сорвать одно хотела,
Яблоко вспорхнуло, улетело.
И уселось веточкой повыше!
Ты об этом чуде раньше слышал?










Выслушиваются варианты ответов.




Выслушиваются варианты ответов.






Слушание стихотворения.

4. Этап всесторонней проверки знаний.
Цель: выяснить
степень усвоения
простейших
знаний
о птицах,
определить
типичные недостатки
в знаниях
Слайд 4






Слайд 5

Проблемная ситуация:
- О каких яблоках идёт речь в стихотворении.
-Как вы догадались?
По щелчку слайд 4.

-Кто такой снегирь?
-Докажите, что эта птица?
По щелчку слайд 5.
-Найдите снегиря среди птиц на слайде?
Выслушиваются варианты ответов.
(Птица. Тело покрыто перьями.)




-Почему эту птицу так назвали?

Так их назвали потому, что они прилетают вместе с первым снегом.



-Как вы думаете, откуда пошло название СНЕГИРЬ?
-Есть такая примета. Как только пойдет первый снежок – жди снегиря.
Выслушиваются варианты ответов.(Название связано со словом снег.)

5. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.































Слайд 6
- А хотите пополнить свои знания?
По щелчку слайд 6.

Выслушиваются варианты ответов


Слайд 6
За окном зима, всё замело. И вдруг – как будто на новогодней ёлке вспыхнули красные яркие игрушки! Это стайка снегирей уселась на рябину и, тихо посвистывая, клюют замёрзшую ягоду. Перелетая с дерева на дерево, они оживляют своей красотой однообразную снежную белизну и тихо насвистывают грустную мелодичную песенку. Давайте послушаем её.
По щелчку звук
Выслушиваются варианты ответов.





Проблемная ситуация:
-Как вы думаете, где они живут?
Выслушиваются варианты ответов.



Проблемная ситуация:
Живут снегири в хвойных лесах, глухих и тихих.
-Почему?
Выслушиваются варианты ответов.


Слайд 7





Слайд 8











Слайд 9



Слайд 10



Слайд 11


Слайд 12
Сообщение учеников:
Снегирь крупнее воробья. Снегирь-самец  красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой и чёрной головкой. Самки буровато-серого цвета.

Живут снегири в хвойных лесах, глухих и тихих. Гнездо своё устраивают на ёлках невысоко над землёй. Снегириное гнёздышко свито из тонких прутиков, внутри заботливо выстлано травой и мхом.
С наступлением зимней стужи снегири улетают из родных лесов в сады и парки, поближе к человеку. Здесь им легче найти себе корм.

Снегири – спокойные птицы, они неторопливы, несуетливы, держат себя с достоинством. Как бы не был голоден снегирь, но лучшую гроздь рябины он всегда уступит своей подружке–самочке
Снегири очень доверчивы. Их легко поймать. К человеку они привыкают быстро и могут жить в клетке. Но в неволи они теряют свой красивый алый цвет и становятся чёрными.
Снегирь охотно поедает семена репейника, конского щавеля, конопли, лебеды, крапивы, сирени, клёна, ясеня, липы.

Очень любят эти птицы ягоды бузины, рябины и черёмухи.

Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей.



Ученики рассматривают слушают информацию.




Воспитательный момент.
Проблемная ситуация:
-Снегирь, хоть и птица, а нам людям есть чему у них поучиться.
-Чему?


варианты ответов.



6. Этап усвоения новых знаний.
Цель: Определение
темы и цели
урока; дать
учащимся
конкретное
представление об
изучаемых фактах.
Добиться от
учащихся
восприятия,
осознания,
первичного
обобщения и систематизации
новых знаний.




-Можете назвать тему урока?
Тема урока: Рисование снегирей.
-Чему должны научиться?
Цель урока: Научиться рисовать птиц.
-А зачем нам это нужно?
- Хорошо.
Выслушиваются варианты по формулированию темы урока.

-Да, снегири – северяне, они появляются в наших краях с первым снегом. Поэтому мы должны знать о них и уметь их рисовать.



- А кто их видел в нашем городе?
- А тот кто не видел снегиря, может уже представить себе эту птицу. Благодаря увиденным слайдам и сообщениям.
-Сегодня мы будем художниками и научимся рисовать снегирей.


Выслушиваются варианты ответов.







Слайд 13


Слайд 14
Проблемная ситуация:
Художники очень любят изображать снегиря . Посмотрите на картины где изображена эта птица.
Вот работа Марии Стежко «Танцы снегирей» посмотрите, как изящно написан акварелью полёт птиц.
Вот ещё одна картина Ермолина акварель, «Снегирь» обратите внимание, как лёгкими мазками передан объем и форма, мы видим какой он пушистый, перышки будто взъерошены.
А кто знает, как называются художники, которые рисуют животных? Художники, которые в своих картинах рисуют животных (а также птиц, насекомых, рыб) называются анималистами. ) Потому что «animal» - по – английски «животное».) А жанр - анималистическим. Первобытные люди оставляли на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров, мамонтов (краски они брали из земли, глины, трав). Трудно рисовать на камне. Поэтому фигурки, скорее схематичны. Они преклонялись перед животными, почитали их как богов, изготовляли магические фигурки птиц и зверей из глины, кости, металла. В Древнем Египте люди сооружали огромные скульптуры богов-животных.


Выдвижение гипотез и их обоснование учащимися.
Ученики рассматривают слайды и слушают информацию.



Слайд 15
Физминутка для глаз «Снежинка»


7. Этап планирования работы.
Цель: формировать умение планирования работы.

Слайд 16
Планирование дальнейшей работы:
-Как расположим альбомный лист?
Выбор удобного расположения.



-Рисовать будем поэтапно.
- Но прежде чем рисовать, нужно рассмотреть снегиря.
Рассматривание строения птицы.



- Какой формы его тело?
Овальной.



- Что вы можете сказать о голову снегиря?
Круглая, черная, черноголовая



- А что есть на голове?

Глаза, клюв – короткий и толстый, верх головы черный.



- А что помогает птице лететь?
Хвост и крылья.



- Крыло, какого цвета?
Черного.



- Значит, птица – чернокрылая.
- Какой длины хвост?
Хвост немного короче туловища.



-А что можете сказать про спину снегиря?
- А какого цвета нижняя часть тела?
Светло – серая.
Красная.



Работа со слайдом 16.
Тело у снегиря округлое, недлинное. Крылья овальной формы, прижаты к телу. Посмотрите у снегиря не видно шеи, его голова сразу переходит в туловище. Клюв толстый, короткий, а хвост короче туловища. Лапки маленькие, коротенькие.
Рассматривание строения птицы с целью закрепления новых знаний.

8. Этап объяснения и показа последовательности.
Цель: научить поэтапно изображать форму птицы (снегиря)




Методические рекомендации:
Рисуем простым карандашом, тогда вы сможете легко поправлять свои рисунки ластиком.

Прослушивание информации и её практическое применение.



По щелчку слайд 17.
Для этого в центре листа нарисуй круг.
Прослушивание информации и её практическое применение



Щелчок на слайде 18.
Нарисованный круг подели наискосок линией. Это будет линия спинки нашей птички.
Прослушивание информации и её практическое применение



Щелчок на слайде 19.
В верхней части большой дольки скругли край. Это у нас голова птички. Спереди нарисуй клюв. Нижнюю часть наклонной линии спинки продли и сделай из неё хвост так, как нарисовано на картинке.

Прослушивание информации и её практическое применение



Щелчок на слайде 20.
Нарисуй снегирю глаз. От животика нарисуй две линии – это будут ножки.
Прослушивание информации и её практическое применение



Щелчок на слайде 21.
Закрась глазик тёмным. Нарисуй птичке крылышко. Пририсуй на палочках – ножках пальчики. Сотри линии построения рисунка ластиком.

Прослушивание информации и её практическое применение


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Щелчок на слайде 22.
Проведи линии, разделяющие светлые и черные места.

Прослушивание информации и её практическое применение


Слайд 23, 24, 25



Анализ цветовой гаммы (рисунок в цвете)
- А для спинки снегтря.
-А для головы, и хвостика?
-Какой цвет возьмём для грудки?

Анализ цветовой гаммы с целью выделения особенностей. Выслушиваются варианты ответов.




Физминутка «Снегири»
Сел на ветку снегирёк

все присели



Брызнул дождик – он промок-
выпрямится, поднять руки в стороны



Ветерок, подул слегка
легкие наклоны в стороны



Обсушил нам снегирька.
бег на месте



Распушили пёрышки
Греются на солнышке.
Частые потряхивания руками, опущенными вниз.



Головой вертят
Улететь хотят.
2 поворота головы на каждую строку.



Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью!
А теперь все тихо сели.

Разбегаются по комнате,
Взмахивая руками, как крыльями.

9. Этап выполнения практической части.
Цель: самостоятельная работа уч-ся.
Звучит музыка
Бетховин Скрипичный концерт «Зима»,
Чайкрвский. Времена года «Декабрь»,
Атор Пьяццалла «Зима в Буэнос Айросе»
Техноло
гическая карта рисова
ние снегиря.
- Давайте вспомним последовательность работы.
- С чего начнёте изображать снегиря?
-Работать будете под музыку, которая поднимет настроение и поможет создать образ снегиря, быть более аккуратными.
Индивидуальная помощь некоторым уч-ся ( уточнить форму, цвет).
Самостоятельная работа.
Практическое применение теоретических знаний.

10. Этап подведения итогов по самостоятельной работе.
Цель: уметь обсуждать и анализировать выполненную работу.





















Оформлена выставка работ на доске.


- Продолжите фразы:
- Я узнал
- Мне запомнилось
- У меня получилось
-Достигли ли мы поставленных целей?
- Снегири любят лакомиться семенами различных деревьев и кустарников, ягодами.
Дорисуйте ягодки на веточке:
2 ягодки – очень доволен своей работой
1 ягодка – доволен работой, но мог или могла выполнить лучше.
-Ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось.
-Есть ли среди наших снегирей такие, которые похожи на яблочки.
- Все ребята молодцы!
- Спасибо за урок!






















Анализ работ детьми.
Обсуждение деятельности с позиций творческих задач данной темы.










13PAGE 15


13PAGE 14115




Рисунок 34Рисунок 37Рисунок 40Рисунок 43 Заголовок 115