УЗОРЫ НА КРЫЛЬЯХ. Урок 14. 1 класс. изобразительное искусство.


Урок 14узоры на крыльях
Образовательные ресурсы:
 художественные материалы: гуашь, кисти, альбом;
 литературный ряд: стихи и загадки;
 зрительный ряд: мультимедийная презентация «Бабочки в искусстве и в природе», подготовленная учителем самостоятельно.
План урока
1. Беседа «Многообразие и красота узоров в природе».
2. Рассказ учителя «Украшения на крыльях бабочек. Линия симметрии».
3. «Украшение крыльев бабочек». Творческая практическая деятельность учащихся.
4. «Мир, который нас окружает, легче понять через собственные рисунки и зрительные образы». Рефлексия.
Цели: познакомить с линией симметрии, с узорами на крыльях бабочек; учить видеть красоту в природе; развивать творческое воображение, эстетический вкус.
Задачи художественного развития учащихся:
 формирование эстетического отношения к природе, явлениям растительного и животного мира;
 формирование навыков работы гуашью;
 развитие способности к творческому самовыражению.
Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.
УУД (умение учиться).
Регулятивные: самостоятельно продумывает замысел и создает рисунок, используя линию симметрии, узор и выразительные свойства художественного материала (гуаши); оценивает результат своего труда.
Познавательные: понимание назначения линии симметрии в изобразительном искусстве и в природе; знакомство с узорами, которые встречаются в природе.
Личностные: формирование навыков работы красками, умение использовать линию симметрии для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Личностные УУД.
II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.
– Отгадайте загадку, и вы узнаете тему нашего урока:
Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
– О ком идет речь в загадке? (О бабочке.)
– Правильно, это бабочка. Сегодня на уроке вы узнаете о многообразии бабочек, рассмотрите узоры на их крыльях и сами нарисуете узор на крыльях своей бабочки.
III. «Украшения на крыльях. Симметрия». Введение в тему урока.
Познавательные УУД.
1. Эвристическая беседа.
Урок начинается с рассматривания бабочек на картинах известных художников и в природе. (Слайды. Мультимедийная презентация.)
– В природе существует огромное количество бабочек. Они все разные и не похожи друг на друга. В этом вы сейчас убедитесь сами.
Бабочка павлиний глаз встречается в Европе и Японии. Этих бабочек осталось очень мало, они нуждаются в охране. Как они выглядят?
– Обратите внимание на форму крыльев и рисунок на них. Можно ли назвать его узором? Почему? Что вы заметили? (Круги, похожие на глаза.)
– На прошлом уроке мы рассматривали перья павлина. Похожи ли эти узоры? Что общего в узорах на перьях павлина и крылышках бабочек? (Сравнительный анализ.)
– Вот бабочка зорька. Встречается она на территории от Западной Европы до Китая. Бабочка живет на опушках и лесных полянах. Как вы думаете, почему ее так назвали? (На передних крыльях у нее круг ярко-красного цвета, а обрамляет его желтый цвет, как будто солнце садится или встает, что напоминает зарю.)
– Эта бабочка называется махаон. Живет во многих местах в Евразии, Африке, Японии. Очень красивая бабочка с изящной формой крыльев. Посчитайте, сколько различных цветов присутствует в ее окраске? Из чего состоит узор на крыльях? (Из кругов, волнистых линий, пятен.)
2. Работа по учебнику.
Познавательные и коммуникативные УУД.
– Откройте с. 50 ученика. Рассмотрите бабочек. Что можете сказать об «одежде» бабочек? (Нарядная, красивая.)
– Из чего состоят узоры на крыльях? (Пятнышки, волнистые каемки, мелкие точки, как будто брызги.)
– Сколько крыльев у каждой бабочки? (Четыре, два крыла впереди и два, поменьше, сзади.)
– У какой бабочки узор на крыльях вам понравился больше всего? Почему?

Упражнение «Бабочка».
Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Учитель. Попробуйте изобразить бабочку движениями, мимикой. Покажите, какая она легкая, воздушная, как она порхает.
Выполнение упражнений:
1) сидя за партой, опустить голову вниз, руки на коленях, спину расслабить;
2) руки через стороны вверх – вниз, вернуться в и. п., выдох.
3) плавное движение руками вверх, посмотреть на пальцы, опустить руки вниз;
4) выполнять маховые движения руками, кружение.
IV. Педагогический рисунок.
Познавательные УУД.
– Придумайте узор для своей бабочки. Я придумала вот такой (рис. см. на с. 80 пособия). Нарисую различные овалы, кружки неправильной формы, пятнышки. Беру гуашь и раскрашиваю яркими красками.
Когда краска высохнет, то я смогу украсить свой рисунок, дополнив его деталями – точками, линейными разводами.
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
Регулятивные и личностные УУД.
– Рассмотрите узоры на крыльях бабочек, нарисованных детьми, в учебнике на с. 52–53.
– Вы сейчас тоже украсите бабочку узорами.
Каждый учащийся получает вырезанную учителем заготовку бабочки.
– Пофантазируйте и нарядите бабочку в красивое, яркое, узорчатое «платье», такое, какое вам захочется.


– Послушайте стихотворение:
На цветок в саду присела
Бабочка.
Ты откуда прилетела,
Бабочка?
До чего же ты пригожа,
Бабочка!
На цветок сама похожа,
Бабочка!
С. Говил– С чем сравнивает поэт бабочку? (С цветком.)
VI. Итог урока. Рефлексия.
Коммуникативные и личностные УУД.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
– Приятно вам было любоваться красивыми узорами бабочек?
– Какая бабочка вам понравилась больше всего? Почему?
2. Обобщение. Рефлексия.
– Что нового вы узнали на уроке? (Узнали о разных красивых бабочках.)
– Чему учились на уроке? (Рисовать узор на крыльях бабочек.)
3. Уборка рабочего места. Личностные УУД.