Сценарий урока изо по теме Узоры на крыльях

Технологическая карта урока.
Учитель Барабанова З.П.
Дата проведения 29.11.2016 г.
Предмет: ИЗО
Класс: 1класс
Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления.
Тема урока: «Узоры на крыльях»
Цель урока: Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.
Задачи:
Образовательная – обобщить знания по работе цветом, линией, пятном.
Развивающая - способствовать развитию художественно-творческой активности учащихся.
Воспитательная – формировать у учащихся нравственно - эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и в искусстве.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Личностные УУД:
развивать воображение и аналитические возможности глаза; духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе источнику красоты и вдохновения
Регулятивные УУД:
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.
Познавательные УУД:
сравнивать и группировать предметы и их образы; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других.
договариваться и приходить к общему решению в деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
Оборудование для учителя: компьютер, телевизор, заготовка раскрашенной бабочки и заготовки половинок крыльев для определения симметрии (демонстрационный материал), презентация к уроку.
Оборудование для учащихся: заготовка раскрашенной бабочки для определения симметрии, заготовки трафаретов (из белого листа) бабочек, листы бумаги, карандаш, резинка, акварель, кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка .
Зрительный ряд: Презентация «Бабочки»
Музыкальный ряд: лёгкая музыка.
Литературный ряд: С. Говил «Стихи о бабочках»
УМК: Л.А.Неменская «Изобразительное искусств» (Ты изображаешь, украшаешь и строишь)-1 класс.-М. «Просвещение»-2016

















Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

1
Организационный
Приветствие учащихся
Проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя
Проверяют свою готовность к уроку

К-слушать и понимать речь других

2
Целеполагание, мотивация

Отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего урока (загадка)
О ком идет речь в загадке?
Сегодня на уроке вы узнаете о многообразии бабочек, рассмотрите узоры на их крыльях и научитесь украшать их.

Отвечают на вопросы



Ставят цели учебного занятия под руководством учителя.
Регулятивные -в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи
Познавательные -сравнивать и группировать предметы и их образы

3
Актуализация знаний и умений
Урок начинается с рассматривания бабочек.
стр. в учебнике 50-51

Находят самостоятельно сходство и различие между изображениями.
-работа с учебником.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из зрительного ряда.
Коммуникативные: умение точно выразить свои мысли с замыслом изображения.
Л- развивать воображение и аналитические возможности глаза.


4
Первичное усвоение материала
Репродуктивный- воспроизведение действий по украшению, работа с магнитной доской.
Приём «конструирование».
Подражая действиям учителя.
Познавательные: анализ изображений с целью выделения общих признаков, раскладка изображений по цвету.


5
Осознание и осмысление учебной информации
Анализ изображений, с целью выделения общих признаков.
Репродуктивный.
Приём «конструирование»
Самостоятельно выполняют работу.
Регулятивные
Познавательные
Личностные

6
Первичное закрепление учебного материала
Самостоятельная работа. Приём «афиширование».
КТД.
Самостоятельно выполняют работу.
Личностные: нравственно-эстетические

7
Рефлексия (подведение итогов урока)
Методы контроля и самоконтроля

С помощью учителя подвели итог деятельности и достижения цели.
Познавательные:
рефлексия способов действия и оценка конечного результата (сбор панно)



Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок, начался урок.
Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем хорошей работы. А теперь посмотрите на меня. Я вам тоже желаю хорошей работоспособности. Садитесь.
Перед началом работы прошу своих художников проверить готовность:
Перечисли (Имя учащегося) принадлежности, которые должны быть на парте? (лист бумаги, краски, кисти, воду, простой карандаш, ластик)
У кого эти принадлежности есть на парте?
2.Целеполагание. Мотивация
Презентация. Внимание на экран!
- Отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего урока:
Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
- О ком идет речь в загадке?
- Правильно, это бабочка.
--Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?
Сегодня на уроке вы узнаете о многообразии бабочек, рассмотрите узоры на их крыльях и научитесь украшать их.
3. Актуализация знаний и умений
Урок начинается с рассматривания бабочек.
- Бабочки являются насекомыми. Эти хрупкие и очаровательные создания, радующие нас своей красотой в тёплое время года. В природе их существует огромное количество. Учёные насчитывают более 140 тыс. дневных бабочек. Кроме того существуют ещё и ночные - те, которые летают и питаются ночью. Вот их сколько много и какие они разные! В Ульяновской области насчитывается 140 видов бабочек, из них 17 видов бабочек, занесенных в Красную книгу - аполлон, махаон, парусник, мнемозина, адмирал, траурница, мертвая голова,
медведица-госпожа, красная ленточница, бражники и др.
- Кто знает, сколько живут бабочки?(Продолжительность жизни бабочек разная: от нескольких месяцев до нескольких часов. Некоторые виды бабочек могут зимовать, забившись в щели, подвалы. Поэтому ранней весной уже можно видеть порхающих красавиц. Размеры бабочек тоже очень разные: от 3 см до 13 см по размаху крыльев. О бабочках можно прочитать в разных книгах и журналах. Вот, например, «Атлас – определитель»)
А вам, ребята нравятся бабочки?
- Что же вас всё - таки в них привлекает?
-Конечно же, красота бабочек в её крыльях, в их разнообразной, яркой расцветке и узорах.
- За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: павлиний глаз, махаон, адмирал.
- А можно ли ловить бабочек?
- Почему нельзя?
- Не стоит их ловить, брать в руки, ведь они такие хрупкие! Да и в неволе бабочки не могут жить!
Бабочка павлиний глаз встречается в Европе и Японии. Этих бабочек осталось очень мало, они нуждаются в охране. Как они выглядят?
Обратите внимание на формы крыльев и рисунок на них. Можно назвать его узором? Почему? Что вы заметили? (круги, похожие на глаза.)
- Эта бабочка называется махаон. Живет во многих местах в Евразии, Африки, Японии. Живёт она и в нашей области. Очень красивая бабочка с изящной формой крыльев. Посчитайте, сколько различных цветов присутствует в ее окраске. Из чего состоит узор на крыльях? (из кругов, волнистых линий, пятен.)
- Опишите узоры на других крыльях бабочек (лимонница, капустница, крапивница).
. Рассмотрите Бабочек. Что можете сказать «об одежде» бабочек? (нарядная, красивая)
- Сколько крыльев у каждой бабочки? (четыре, два крыла впереди и два поменьше сзади.)
- Узор какой бабочки вам понравился больше всего? Почему?
4. Первичное усвоение материала
А хотите изобразить бабочек и украсить их?
- У меня на подносе много разных бабочек, но все они белые, одинаковые. Они прилетели на наш урок, для того, что бы вы их украсили.
- Закройте глаза и протяните ладошки! (Учитель раздаёт заготовки бабочек)
Каждый учащийся получает вырезанную учителем заготовку бабочек. Во время практической работы учащихся звучит аудиозапись звуков леса с классической музыкой.
– Чтобы бабочки порадовали нас своей красотой, давайте “оживим” их, симметрично украсив их крылья узорами, красками.
– Пофантазируйте и “нарядите” бабочку в красивое, яркое, узорчатое платье.
– Какой мастер нам будет в этом помогать? (“Мастер Украшения”.)
Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
5.Осознание и осмысление учебной информации
Рассмотрите бабочек. Какие красивые у них платья!
– Как вы думаете, каких цветов в их окраске больше – теплых или холодных? (Ответы детей.)
– Какие цвета относятся к теплым? (Ответы детей.)
– Какие цвета относятся к холодным? (Ответы детей.)
– Действительно, теплых красок на их нарядах гораздо больше.
– Интересно, а бывают ли бабочки, крылья которых окрашены холодными цветами?
– Конечно, бывают. Вот бабочки голубянки, их крылья окрашены холодными цветами. Но они тоже очень красивы.
– Бабочки всегда красивы, как будто собрались на бал.
– Сколько крыльев у каждой бабочки? (Ответы детей.)
– Обратите внимание, что у каждой бабочки четыре крылышка: два одинаковых больших впереди и два одинаковых поменьше сзади.
– Бабочки симметричны относительно туловища, а это значит, что их левые и правые крылья одинаковы по форме и одинаково украшены.
Работа в парах:
- Посмотрите, что случилось?
- Бабочка потеряла свою вторую половинку. Давайте поможем ей найти её. Будьте внимательны.
- Выполняя задание, вы воспользовались одним важным законом, который называется «симметрия» (появляется на доске табличка со словом).
- Давайте попробуем согнуть бабочку вдоль туловища пополам, что произойдет?
-Совпадает не только форма крыльев, но и узор. Симметрия - когда при делении пополам одна половина повторяет другую как в зеркале, зеркальное отражение.
Учитель знакомит с новой техникой – монотипией, показывает этапы работы.

- Сейчас мы поучимся рисовать новым способом. Он очень интересный и, надеюсь, вам понравится.
Учитель показывает работу по плану.
Возьмём заготовку бабочки и согнём её вдоль туловища. Определим симметрию.
Одну половину пропитаем водой, а на другой половинке сделаем красками пятна и волнистые линии.
Сложим очень аккуратно пополам и прижмем
Раскроем – и посмотрим, что получилось.
- Эта техника называется монотипией, второй такой рисунок повторить невозможно.
Контроль выполнения.
- Крылышки раскрашены и подсохли. А теперь украсим крылья кружками, овалами и линиями. Как подскажет ваша фантазия.
- Всем ли всё понятно? Приступайте к работе!!!
Инструкция!!!!
Музыка фоном.
Физминутка
Вот и утро! Бабочки, хватит спать!
Перед тем, как вылетать.
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот!
Вверх крыло, вниз крыло,
(Поднимаем сразу одну руку вверх, опускаем вниз, а потом повторяем движения другой рукой)
Нам сегодня повезло –
Будем долго мы летать,
Двумя крыльями махать!
(Машем двумя руками очень быстро)
6. Подведение итогов. Афиширование.
- Завершаем работу.
- С чем сравнивает поэт бабочку? (С цветком.)
-Ваши бабочки готовы к полёту?
-Выходите и прикрепляйте свои работы на нашу полянку. (1, 2 ряд)
- Послушайте стихотворение:
На цветок в саду присела
Бабочка.
Ты откуда прилетела,
Бабочка?
До чего же ты пригожа,
Бабочка!
На цветок сама похожа,
Бабочка!
Бабочки-лимонницы друг за дружкой гонятся,
Золотая в воздухе чехарда.
Бабочки-красавицы детям очень нравятся:
«Мы не напугаем вас никогда».
Над зеленым кустиком белые капустницы
Балерины кружатся, посмотри!
Балерины кружатся в белом-белом кружевце...
Только в руки бабочку не бери.
А крапивниц пестреньких в сарафанах легоньких
Мы попросим полечку станцевать.
Без крапивниц радостных в сарафанах праздничных
Лета настоящего не видать!
(М. Коробова «Танцы бабочек»)
Рефлексия:
- Приятно любоваться красивыми узорами бабочек?
- Какая бабочка вам понравилась больше всего? Почему?
- Что нового узнали на уроке? (узнали о разных красивых бабочках.)
- Чему учились на уроке? (рисовать узор на крыльях бабочек.)
-Понравилось ли работать на уроке?
- С каким настроением уходите с урока?
Урок окончен. Все молодцы.
- Весной появятся на наших улицах живые бабочки и будут радовать нас своей красотой. А пока пусть эти бабочки украсят наш класс.
15