Конспект урока по изобразительному искусству «Мы рисуем сказочную веточку».


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чаромская школа»
КОНСПЕКТ УРОКА
Изобразительное искусство
Тема: «Мы рисуем сказочную веточку».
Декоративное рисование узора на основе переработанных цветов и листьев на матрешке.»Быкова Елена Николаевна, учитель высшей квалификационной категории 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа»
Место урока в теме: 9-й урок в разделе «Мы рисуем осень»
Актуальность.
Богатая благословенная сиземская земля всегда слыла знаменитыми ремесленниками и мастерами своего дела. История сиземского края уходит в глубину веков со своим необычным крестьянским бытом, самобытностью и особенностями местного диалекта. Урожайные земли, приносящие продукты в закорма, сиземские пряники, масло, молоко, домотканые половики, бондарные изделия и кожаные сапоги везли сиземские торговцы по реке Сизьме на Нижегородскую ярмарку. Земли Вологодской (в то время Новгородской) губернии роднились с Нижегородской. Их объединяло одно – торговля. Именно поэтому необходимо знать, чем же славилась земля, на которой торговали народными ремеслами и промыслами наши предки. Село Полховский Майдан расположено на речке Полховка в Вознесенском районе Нижегородской области. От названия села пошло и название знаменитого промысла – полховско-майданской росписи. Полхов-майданская роспись имеет недолгую, но довольно интересную историю развития. Возникла она в начале XX в., на базе токарного промысла, существовавшего здесь, по преданию, с конца XVIII века. Яркость росписи достигается с помощью техники "лессировок" (наложение чистых красок слоями одна на другую) и сочетания контрастных цветов (красный – зелёный, жёлтый – синий и т.д.). Основные элементы – цветы (роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись чаще всего представлена сельским пейзажем с речкой, домиками, мельницей на берегу, и обязательно рисуется небо. В окраске любого орнамента, будь то букеты, гирлянды из цветов или пейзаж, существует своя выверенная практикой очередность. Сначала на определенные участки, в том числе и на те, где будет красный или зеленый цвет, наносят самую светлую — желтую краску. Перекрывая ее ярко-красной или алой, получают интенсивный красный цвет, а накладывая сверху синюю, получают ярко-зеленый.Учебник: В.С. Кузин, Э.И.Кубышкина Изобразительное искусство. Учебник, 2-й класс. – М.: Дрофа, 2012.
Тип урока: открытие новых знаний
Цель и ожидаемый результат: сформировать умение создавать основные элементы росписи.
Задачи(для учителя):
- создать условия для мотивации учебной деятельности обучающихся и постановки учебно-познавательной задачи;
- показать учащимся роль искусства в понимании красоты природы;
- познакомить учащихся с мотивами полхов-майданской росписи;
- отработать навыки и умения при решении творческих задач;
- прививать интерес к русскому народному творчеству;
- продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся;
- осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, музыка, история);
- воспитывать у детей любовь к истории России.
Оборудование:
- компьютерная презентация, наглядные пособия;
- заготовки-схемы рисования элементов росписи цветка, яблока, ягод, листьев;- акварельные или гуашевые краски.
Зрительный ряд:  Презентация с картинками полхов-майданских матрешек и элементами росписи.
Литературный ряд: стихи и песни о матрешке
Содержание и технология урока:
Этапы урока;
задачи деятельности обучающихсяДеятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Мотивация
-учиться извлекать необходимую информацию; -уметь отвечать и задавать вопросы по изучаемой теме. 1.Приветствие и начало урока.
2.Обратимся к картинке «Полхов-Майданская матрешка».
3.Такой росписью мы еще не владеем.
4.каким путем мы пойдем?
22860129540
Ответы детей.
Дети ищут путь выхода из затруднения.
Познавательные: знаково-символические)Коммуникативные (высказывания детей)
Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала)
2.Целеполагание
- учиться, исходя из темы урока;
- определять под руководством учителя учебно-познавательную задачу;
- планировать свою деятельность на уроке. 1.Тема сегодняшнего урока «Мы рисуем сказочную веточку».
2.Какие новые знания мы сегодня узнаем?
3.Групповое обсуждение работы.
4.Что является основным мотивом полхов-майданской росписи?
5.Почему точеные игрушки называют «тарарушками»?
6.Что придает росписи праздничное настроение?
7.Какие цвета использованы в росписи точеных игрушек?
8.Можно ли их назвать контрастными?
9.Взаимооценка. 1.Формулируем тему урока.
2.Узнаем о мотивах полхов-майданской росписи.
3.В группе обсуждаем план.
4. Обсуждаем памятку с основными элементами росписи.
5.Рассматриваем точеные игрушки.
6.Знакомимся с веселым узором.
7.Выделяем цвета в росписи.
8.Харктеризуем цвета.
9.Оцениваем работу группы.
Регулятивные
(принятие цели и постановка задач урока)
Коммуникативные (общение)
Познавательные (логические -умозаключение)
Регулятивные (планирование действий)
3. Изучение нового материала
-развивать умения извлекать информацию;
-работать со схемой;
-учиться взаимодейство-вать в группе;
-делать выводы;
-устанавливать причинно-следственные связи.
1.На что обратим внимание в первую очередь?
2.Рассмотрите рисунки в учебнике и расскажите, какие основные элементы росписи мы видим?
3.Посмотрите презентацию и сравните с информацией в учебнике. Все ли мы увидели в книге? Может мы узнали что-то новое?
4.Какие элементы росписи отличают полхов-майданскую роспись от других?
РАБОТА в ГРУППАХ
На партах лежит несколько матрешек с элементами различной росписи.
Задание №1:
-найти матрешку с элементами полхов-майданской росписи;
-выделить элементы на других матрешках похожих на полхов-майданской роспись.
- Какие пункты плана работы мы только что выполнили? 1.Рассмотрим в учебнике картинки (стр.32,33).
2.Ответы детей.
3.Ответы детей.
4.Ответы детей по учебнику. (Зачитывают.)
Дети работают в группах. Выполняют задание.
Ответы детей. Регулятивные
(удержание цели урока)
Познавательные
(информационныепоиск, фиксация, извлечение информации)
Познавательные (логические: вывод)
Коммуникативные
(взаимодействие)
Коммуникативные
(взаимодействие)
Познавательные логические
(умозаключение)
Регулятивные
(контроль)
Регулятивные (оценка)
Физкультминутка: Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши) На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) топают матрешки. (Топают ногами) Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо) всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо) Девчонки озорные, матрешки расписные. В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты направо – налево) вы похожи словно сестры. Хлопают в ладошки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля
Уметь выполнять задания в соответствии с указаниями; осуществлять действия самоконтроля 1.Давайте скажем, какие основные элементы полхов-майданской росписи мы уже знаем?
Задание №2:
Перед учащимися большая матрешка (эскиз), необходимо нанести элементы росписи на матрешку «таратушку».
3.Проверим по эталону. Сравните, все ли элементы правильно нанесены? Все ли они соответствуют мотивам полхов-майданской росписи?
1.Ответы детей.
2.Учащиеся распределяют обязанности каждого, кто какой элемент наносит.
3.Обсуждение и сравнивание с эталоном.
Дети анализируют причины своих ошибок и меры по их устранению.
Самооценка.
Познавательные:
информационные
извлечение, представление информации)
Коммуникативные
(взаимодействие)
Регулятивные
(контроль)
Регулятивные
(самооценка)
Регулятивные
(удержание цели урока)
5. Рефлексия
-учиться контролировать и оценивать себя в соответствии с критериями 1.Назовите заключительную задачу.
2.Ответим на вопросы, которые представлены на карточке.
- Почему точеные игрушки называют «тарарушками»?
- Что является основным мотивом полхов-майданской росписи?
- Что придает росписи праздничное настроение?
- Какие цвета использованы в росписи точеных игрушек?
- Что изготовляют еще кроме матрешки полхов-майданские мастера?
За каждый правильный ответ 1 балл.
Представить сказочную веточку на матрешке.
Нужны ли нам в жизни приобретённые сегодня знания? Почему?
Что бы хотели еще узнать?
Достигли ли мы своей цели? 1.Заключительная задача: умение создавать основные элементы полхов-майданской росписи, умение различать.
Выполняют задание на карточках.
Самооценка по шкале

Регулятивные (удержание цели)
Регулятивные (самоконтроль)
Регулятивные (самооценка)
Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
Личностные (компетентности в поступках и деятельности)
1.Домашнее задание.
Учиться делать осознанный выбор Домашнее задание: «Подарок матрешке». Нарисовать сказочную веточку и подарить на следующем уроке нашим матрешкам.

Дети берут за основу стихотворение о матрешке, что бы представить свое творчество. Личностные:
смыслообразованиеСписок источников:
С.Иванов Роспись Полхов-Майдана /С.Иванов: Издательство: "Айрис-Пресс, Айрис" (2007)
П.Шустов Красота волшебной кисти/ П.Шустов : Издательство «Альфа» (2006)
Интернет-ресурсы:
yandex.ru/imagesread.ru›
EduScan.net›shop/books/5439970Самоанализ урока изобразительного искусства во 2 классе по ФГОС
Тема урока: «Мы рисуем сказочную веточку.
Декоративное рисование узора на основе переработанных цветов и листьев на матрешке.»Цели урока:
Образовательные: : - сформировать умение создавать основные элементы росписи, создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Развивающие: - развивать творческое воображение, восприятие, речь.
Воспитательные: -воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность) - воспитывать желание учиться и делать открытия; -воспитывать умение слушать других.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД: -внутренняя позиция школьника; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; -самоанализ и самоконтроль результата; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска; - способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД: -формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, учитывая позицию собеседников; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; -коррекция; -оценка.
Ресурсы: Компьютер, проектор, презентация. Учебник «Изобразительное искусство», 2 В.С. Кузин, Э.И.Кубышкина Изобразительное искусство. Учебник, 2-й класс. – М.: Дрофа, 2012.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно- коммуникативные технологии. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Мы рисуем осень». На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно- исследовательской. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. На основании того, что урок изобразительного искусства требовал усидчивости, я включила физкультминутку для снятия усталости. В течении урока направляла внимание детей на соблюдение осанки.