Разработка урока по обществознанию в 8 классе по теме: Социализация и воспитание

Тема: Социализация и воспитание.
Класс: 8
Цели урока:
Обучающая: познакомить учащихся с процессом социализации, влиянием основных социальных институтов на становление личности. Выявить роль воспитания на адаптацию человека в обществе.
Воспитательная: способствовать формированию чувства уважения к семье, школе, классу.
Развивающая: продолжить формирование умений анализировать и применять на практике полученную информацию, высказывать свою точку зрения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебники, тетради, проектор, компьютер, экран

Ход урока:
I. Орг.момент
II. Опрос домашнего задания
Слайд № 1
Перед вами пирамида потребностей, ответьте на вопросы
- Что такое потребности?
- Кто впервые расположил их в восходящем порядке?
- На какие группы разделил потребности А. Маслоу?
- К чему приводят неудовлетворенные потребности?
- Какие потребности в большей степени оказывают влияние на формирование личностных качеств?
Слайд № 2
«Вы вернулись из школы домой. Основываясь на теорию А. Маслоу, опишите в какой последовательности будут удовлетворены ваши потребности (с примерами)»
III. Актуализация
На прошлых уроках мы говорили о личности, какую роль играет общество в ее становлении, о потребностях, удовлетворение которых приводит к формированию качеств присущих личности. Цель нашего занятия выяснить, как человек накапливая опыт и преодолевая трудности, адаптируется в обществе, влияние воспитания на становление личности.

Слайд№3
Прочитав эпиграф и текст ниже, попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока!
«Любить детей - это и курица умеет. А вот уметь воспитать их это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни».
М.Горький
Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и... у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.
Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, - он невоспитанный человек.
Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, - он невоспитанный человек.
Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, - он невоспитанный человек.
Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, - он невоспитанный человек.
Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), - он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.
Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.



-1-
Слайд № 4
IV. Объяснение новой темы
План
Воспитание
Социализация
1. Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Социализация и воспитание»
Что такое воспитание? Как вы понимаете это слово?
Слайд № 5
Воспитание это целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной и культурной жизни. (записать в тетради).
Воспитание самая трудная работа изо всех, выпавших на долю человека.
Слайд №6
Воспитание определяется обществом и выражается в форме:
культурных норм
бытовых правил и поведения
ценностей и идеалов(записать в тетради)
Воспитание протекает в виде целенаправленного прививания норм, ценностей, качеств и стихийного усвоения правил, идеалов. Между этими видами воспитания может образоваться разрыв конфликт.
Как вы думаете, в чем это проявляется и из-за чего это происходит?
Если родители говорят своему ребенку что курение это плохо, но при этом сами курят, ребенок будет в замешательстве и в итоге усвоят пример родителей, а не слово.
Слайд № 7
Вот что говорил Н.И. Новиков о значении примера: «Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечетлевается глубже и тверже примера родителей».
В процессе воспитания ребенок учится жить в обществе, усваивает те модели поведения, которые демонстрируют взрослые.
Слайд № 8
Побудьте взрослыми.
Давайте разберем несколько ситуаций, которые встречаются в каждой семье. Что бы вы сделали на месте ваших родителей?
Ситуация №1. Ребенок не желает ходить в школу. Ни уговоры, ни угрозы не помогают. Ваши действия.
Ситуация №2. Подросток не хочет помогать родителям по дому, делать уроки, а целый день сидит перед компьютером.
После ответов и обсуждения. Открываем рабочие тетради С.25 № 3, прочитайте текст и ответьте на вопросы:
Какую роль играет воспитатель в жизни человека?
Как вы считаете, важны ли хорошие отношения между учителем и учеником? Свое мнение аргументируйте.
Для чего нас воспитывают родители, учителя?
Для того чтобы мы с вами могли жить в обществе по общепринятым законам.
Слайд № 9
2. В социологии существует специальный термин, который обозначает адаптацию человека в обществе это социализация.
Социализация – это процесс усвоения культурных норм и социальных ролей.(записать в тетради)
Процесс социализации протекает в течение всей жизни человека и проходит все стадии жизни человека: детство, юность, зрелость, старость. Выделяется начальная социализация, охватывающая детство и юность и продолженную включающую в себя зрелость и старость.
Как вы думаете почему?


-2-


Слайд № 10
Какие социальные институты оказывают на нас влияние? (записать в тетради)
а) семья
б) детский сад
в) школа
г) улица
д) учебные заведения
е) работа

Что такое социальная роль?
Роль это способ и модель поведения человека в соответствии с занимаемым социальным положением (ребенок, взрослый, жена, дочь, подруга ) (записать в тетради)
Слайд № 11
Значение социализации это готовность человека приспосабливаться к изменяющемуся обществу, быть готовым к любым неожиданностям.
Предлагаю провести тест и выяснить готовы ли вы к неожиданностям.
Слайд № 12
Ответьте на вопросы:
Всегда ли у вас есть запасная ручка?
Отправитесь ли вы в путешествие, если у вас не хватает денег на все путешествие?
У вас есть кошка?
Часто ли вы попадаете под дождь, не имея с собой зонта?
Следует ли быть осторожным, потому что «береженого Бог бережет»?
Есть ли у вас дома аптечка?
Лучше ли иметь две специальности, чем одну?
Можно ли вас назвать запасливым человеком?
Считаете ли вы, что нужно каждый раз рисковать всем, чтобы чего-то добиться?
У вас большой запас письменных принадлежностей?
Считаете ли вы, что нужно иметь несколько друзей, чтобы не оставаться одному?
Поставьте себе 1 балл за каждый ответ «да» на вопросы : 1,2,3,5,6,7,8,10 и за «нет» на вопросы: 4,9,11
Больше 9 баллов: вы перестраховщик и никогда не сделаете шага, не подумав о последствиях. Но зачастую необдуманные поступки могут сделать жизнь более приятной.
От 3 до 9 баллов: вы в меру предусмотрительны и осторожны. Можно считать, что вы хорошо подготовлены к неожиданностям.
Менее 3 баллов: вы абсолютно не умеете предугадывать события и их последствия. Будьте более внимательны и осторожны.
Каждый сделает для себя выводы по полученным результатам и будет работать над собой.
V. Закрепление
Слайд № 13
Как вы понимаете мысль о том, что воспитанию ребенка предшествует воспитание родителей?
Прокомментируйте высказывание Ж.-Ж. Руссо «Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению».
Решите тест:
А1
Верны ли следующие суждения о социализации в современном обществе?
А. Начальная стадия социализации по сравнению с традиционным обществом стала более короткой. Б. Современные люди получают образование в основном на продолженной стадии социализации.
1)верно только А; 2) верно только Б;
3)верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.




-3-

А2
К продолженным стадиям социализации относится:
1) юность; 2) старость; 3) детство; 4) верно 1 и 2.
АЗ
После выхода на пенсию Л. увлекся рыбалкой и вступил в общество рыболовов-любителей. Это пример:
1)воспитания; 2) социализации; 3) самовоспитания; 4)самоконтроля
А4
Верны ли следующие суждения о воспитании в семье?
А. В процессе воспитания не только родители воспитывают детей, но и дети влияют на воспитание родителей. Б. Негативное поведение родителей может содействовать плохому воспитанию детей.
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
А5
Социализация проходит в:
1)семье; 2) школе; 3) группе друзей; 4) верно все перечисленное.
А6
Девятилетний Саша, копируя поведение отца, всегда берет у мамы тяжелые сумки
с продуктами, помогает ей во время уборки квартиры. Это пример:
1) целенаправленного воспитания в семье; 2) стихийного воспитания в семье;
3) продолженной социализации; 4) влияния дальней социальной среды.
В1
Установите соответствие между формами воспитания и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом
ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ
А) Культурные нормы. 1) Любить родителей и заботиться о них
Б) Бытовые правила поведения. 2) Уступать место в транспорте пожилым
людям.
В) Ценности и идеалы. 3) Чистить зубы утром и вечером
А2, Б3, В1

VI. Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
Что вам понравилось на уроке? Что запомнилось?

VII. Домашнее задание:
Слайд № 16
§7, вопросы после параграфа. Задания в рабочих тетрадях № 1, 2, 4, 5.
















-4-
15