Методика изучения личности социально дезаптированного подростка и его ближайшего окружения.

Карта личности студента группы риска

1. Общие сведения:
Ф.И.О _____________________________________________________________ Дата рождения_________

2. Сведения о родителях:
Мать: Ф.И.О ______________________________________________________ Возраст_________
Образование ______________________________________
Место работы и должность_____________________________________________
Отец: Ф.И.О _______________________________________________________
Возраст_________ Образование________________________________________
Место работы и должность_____________________________________________
Другие члены семьи, проживающие с ребёнком __________________________________________________________________

Другие сведения о членах семьи (судимости, заболевания, случаи лишения родительских прав и т.п.)

Дополнительные сведения о ребёнке

3.1. посещает следующие кружки, секции, клубы __________________________________________________________________
3.2. Состоит на внутритехникумовском учёте (когда поставлен?) __________________________________________
3.3. Состоит на учёте в ОДН (с какого времени) __________________________
3.4. Как часто он пропускает уроки без уважительной причины?
постоянно
часто (4-7 уроков в неделю)
редко (до 3 уроков в неделю)
не пропускает
3.5. Как можно охарактеризовать его положение в группе? Как:
положительного лидера
полноценного члена коллектива
отрицательного лидера
человека, которого не принимает большинство
человека, которого активно отвергают, травят, преследуют сверстники

Дополнительные сведения о семье ребёнка

4.1. Уровень дохода семьи на одного человека:
значительно ниже прожиточного уровня
несколько выше прожиточного уровня
соответствуют прожиточному уровню
несколько ниже прожиточного уровня
значительно ниже прожиточного уровня

4. 2. Семейная ситуация (нужные пункты подчеркнуть):
Семья в состоянии развода
Неполная семья (одна мать или один отец)
Отчуждённость родителей из-за занятости
Недостаточное психолого-педагогическое образование родителей
Жестокое и холодное отношение родителей с детьми
Оба родителя алкоголики, полная семья
Один родитель алкоголик, полная семья
Родитель-алкоголик в неполной семье
Семья с опекунами
а) престарелые; б) употребляют алкоголь; в) педагогически неграмотны
Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними Родители относительно хорошо выполняют свои функции

Условия проживания:
благоустроенная квартира
одна или две комнаты в общежитии
коммунальная квартира в кирпичном доме
коммунальная квартира в деревянном доме
семья проживает в частном доме.
Другой вариант_______________________________

Опираясь на ответыстудента по анкете укажите:

5.1. Причины пропуска занятий_______________________________________
5.3. Группы людей нарушающие его права______________________________
5.4. Что ему нравится в ЖХСТ________________________________________
5.4. Кому подросток может доверять___________________________________
5.5. Какие способы улучшения ситуации он видит?
Используя методику изучения личности социально дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения, оцените по 5-ти бальной шкале степень выраженности следующих характеристик:

№ п/п

Шкала оценки


Здоровье ребёнка
1
2
3
4
5


Общественная активность
1
2
3
4
5


Степень выраженности аморальных проявлений в семье
1
2
3
4
5


Степень выраженности асоциальных взглядов в семье
1
2
3
4
5


Характер эмоциональных отношений в семье
1
2
3
4
5


Характеристика внешкольных отношений со сверстниками
1
2
3
4
5


Наличие жизненных планов и профессиональных намерений
1
2
3
4
5


Степень сознательности по отношению к учебной деят-ти
1
2
3
4
5


Уровень развития полезных интересов, знаний, умений
1
2
3
4
5


Отношение к педагогическим воздействиям
1
2
3
4
5


Коллективистские проявления
1
2
3
4
5


Способность критически оценивать поступки сверстников
1
2
3
4
5


Самокритичность. Наличие навыков самоанализа
1
2
3
4
5


Внимательное, чуткое отношение к окружающим
1
2
3
4
5


Волевые качества, восприимчивость к дурному влиянию
1
2
3
4
5


Внешняя культура поведения, внешний вид, речь
1
2
3
4
5


Отношение к алкоголю и наркотикам
1
2
3
4
5


Отношение к курению
1
2
3
4
5


Отношение к нецензурным выражениям
1
2
3
4
5


Сумма балов:



Заключение:


Прогноз и рекомендации:

Методика изучения личности социально дезадаптированного
подростка и его ближайшего окружения

1. Здоровье ребёнка:
Хорошее – 5; удовлетворительное – 4; слабое – 3; хронические заболевания – 2; инвалидность – 1.
Общественная активность:
Организатор коллективных творческих дел – 5 активный участник коллективных дел - 4 пассивный участник общих дел – 3 в общественной жизни класса не участвует - 2 бойкотирует коллективные мероприятия – 1
Состав семьи:
Мать и отец – 5; мать и отчим – 4; одна мать – 3; отец и мачеха (опекун) – 2; нет родителей – 1;
Моральный климат в семье:
Семья ведёт здоровый образ жизни – 5; один из родителей склонен к выпивкам – 4; оба родителя регулярно выпивают скандалят – 3; частые дебоши, запои, аморальное поведение – 2; аморальный образ жизни, алкоголизм – 1.
Потребности семьи:
Семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей – 5 духовные потребности недооцениваются – 4 для семьи характерна идейная индифферентность (безразличие) – 3 в семье преобладают стяжательские настроения – 2 семья живёт на нетрудовые доходы, родители преследуют корыстные цели – 1
Характер эмоциональных отношений в семье:
Атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки – 5; отношения ровные, но без эмоциональной близости – 4; эпизодически возникающие конфликты – 3; эмоционально-холодные, отчуждённые отношения – 2; конфликтные отношения – 1
Отношения со сверстниками:
Общение на основе общих интересов и совместных занятий со сверстниками – 5 проведение совместного досуга и отдыха – 4 общение на основе пустого времяпровождения – 3 асоциальные группы с проявлениями девиантного поведения (выпивки, драки и др.) – 2 криминогенные группы, участвующие в кражах, угонах – 1.
Наличие жизненных планов и профессиональных намерений:
Проф. планы и намерения чётко выражены, идёт подготовка к будущей профес 5 планы и намерения в основном определились, но подготовка к профессии не ведётся – 4 планы не определённые или не совсем реальные – 3 планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности – 2 планы и намерения отсутствуют из-за циничного отношения к труду – 1
Степень сознательности в учебной деятельности:
Отношение к учёбе сознательное, увлечённое, добросовестное – 5 отношение в целом сознательное, добросовестное, но интерес проявляется не ко всем предметам – 4 учится добросовестно, но без увлечения, не ради знаний – 3 учится «из под палки», под контролем взрослых – 2 отношение негативное, к урокам не готовится, часто прогуливает – 1
Уровень развития полезных интересов, знаний, умений (спортивные, трудовые, технические, художественные и т.д.).
Глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной социально полезной деят-ти – 5 интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены в ЗУНах – 4 интересы не глубокие, формируются больше под чужим влиянием – 3 интересы не устойчивые, поверхностные, развлекательного характера – 2 безразличие к полезной деятельности, преобладание пустого времяпровождения – 1
Отношение к педагогическим воздействиям:
Адекватно реагирует на замечания, корректирует своё поведение – 5 к замечаниям педагогов склонен прислушиваться, наказания и поощрения воспринимает правильно – 4 избирательное отношение к педагогическим воздействиям, в зависимости от характера отношений с педагогами – 3 неприятие воспитательных воздействий в форме пассивного сопротивления, игнорирования – 2 резкая, грубая форма неприятия любых замечаний – 1
Способность считаться с общими интересами и нормами.
Развитое чувство товарищества, справедливости и взаимопомощи – 5; с большей частью класса сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением – 4; внешне конформное поведение, но не живёт интересами коллектива – 3; к общественному осуждению относится равнодушно – 2; бравирует своим негативным отношением к нормам жизни в классе – 1.
Способность морально оценивать поступки сверстников:
Активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними – 5; способен различать хорошие и плохие поступки, поведение, осуждать и одобрять их – 4; равнодушное отношение к нарушениям общественных норм – 3; в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности, в соответствии с ними оценивает поступки окружающих – 2; открытое неприятие норм и правил общественной жизни, одобрительное отношение к циничным, антиобщественным поступкам – 1.
14. Самокритичность, наличие навыков самоанализа.
Самоанализ и самокритичность ярко выражены и являются основой программы по самосовершенствованию и самовоспитанию – 5; самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных усилиях по самовоспитанию – 4; самоанализ и критическое отношение к себе выражены слабо – 3; может иногда и на короткое время задуматься о своём поведении под влиянием осуждения окружающих – 2; навыков самоанализа и самокритичности не имеет и не стремится их развивать – 1.
15. Отношение к окружающим, способность к сопереживанию.
Высокоразвитая действенная эмпатия, способность сопереживать чужой боли, чуткое реагирование на состояние других – 5; эмпатия и сопереживание выражены, но чаще проявляются к родным и товарищам – 4; делит людей на чужих и своих, к «чужакам» проявляет чёрствость и невнимательность – 3; способен совершать жестокие поступки за компанию, под влиянием других, способность к сопереживанию выражена очень слабо – 2; проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, животным – 1;
16. Волевые качества. Степень восприимчивости к дурному влиянию.
Сильные волевые качества, направленные на позитивные начинания, развитая саморегуляция, способность направлять коллективные и общественно-полезные действия – 5; хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности внешнего и внутреннего характера – 4; стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, принятия решений, сопротивления среде – 3; слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая регуляция поведения – 2; Сильные волевые качества и саморегуляция используются в антиобщественных целях – 1.
17. Культура поведения. Внешний вид, культура речи и поведения.
Эстетическая воспитанность, развитое чувство вкуса, проявляющееся в одежде, поведении, культуре речи – 5; аккуратный внешний вид, присутствует чувство вкуса и культура поведения – 4; безразличие к внешности, отсутствие эстетических представлений о культуре речи и поведении – 3; безвкусица в одежде, бравирование псевдомодной одеждой, причёской, вульгарность манер – 2; одежда и причёска запущенные и грязные, отсутствие культурных навыков поведения, примитивная речь – 1.
18. Отношение к алкоголю.
Активная и зрелая позиция в борьбе с алкоголизацией и наркоманией – 5; осознанный отказ от употребления спиртного, связанный с пониманием социальной опасности и вреда психоактивных веществ – 4; нейтральное, терпимое отношение к алкоголю и токсическим веществам, непонимание вреда, который они приносят – 3; эпизодическое употребление алкоголя или токсических веществ – 2; злоупотребление алкоголем, либо регулярное употребление наркотиков и психоактивных веществ – 1.
Отношение к курению.
Активное сознательное неприятие курения, как в отношении себя, так и своих товарищей – 5; осознанный, самостоятельный отказ от курения – 4; воздержание от курения, благодаря запретам родителей или учителей – 3; эпизодическое курение, в основном в компании сверстников – 2; закрепившаяся привычка к курению – 1.
Отношение к нецензурным выражениям.
Активное стремление к очищению речи и языка от сквернословия – 5; осуждение сквернословий, отсутствие в речи нецензурных выражений – 4; эпизодическое употребление нецензурных выражений «по случаю» – 3; привычное сквернословие в кругу сверстников – 2; сквернословие, употребление нецензурных выражений в присутствии взрослых – 1.




Заголовок 1 Заголовок 315