РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПЕРИОД ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ОБУЧЕНИЯ К ОСОБЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Савенко Е.И.,
Педегог-психологГУ «средняя школа № 19
отдела образования акимата города Костаная»
г. КостанайРеспублика Казахстан
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В АДАПТАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ К ОСОБЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, профессиональная направленность, квалифицированный специалист, адаптация, социализация, профессионально важные качества.
Аннотация: С принятием Государственной программы развития образования РК до 2020 года, выдвигающей в качестве одной из задач введение инклюзивного образования, и включением понятия «инклюзивное образование» в новую редакцию Закона РК «Об образовании», очень важным становится формирование правильного понимания этого явления особенно у тех, кто работает в области образования. От этого будет зависеть, удастся ли нам реализовать идею инклюзивности в практике работы организаций образования, или она будет профанирована.
В данной работе автор раскрывает сущность этого вопроса, даёт практические рекомендации по методике психолого-педагогического сопровождения в адаптации процесса обучения к особым образовательным потребностям обучающихся.
В последнее время уделяется много внимания вопросу «Адаптации детей к школе». Проблема адаптационного периода учащихся в школе, приобретает масштабное значение в кругу родителей, педагогов, психологов. В этой связи особое значение приобретает создание таких педагогических условий, которые позволили бы детям лучше адаптироваться к новой социальной и образовательной среде и успешно осуществлять учебную деятельность.
С приходом в школу изменяется весь образ жизни и деятельности ребенка. Первый год обучения является одним из существенных переломных периодов в жизни ребенка, и как пройдет период адаптации, привыкание, приспособление к школе, во многом зависят эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность учебы в начальной школе и в последующих классах.
Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер и сформированность коммуникативных навыков, при переходе к школьному обучению. Неразвитость или незрелость любой из выше перечисленных сфер, может непосредственно привести к дезадаптации.
Школьная дезадаптация - это образование у ребенка неадекватного отношения к школе в виде нарушений учебной деятельности и поведения, появления конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышение тревожности и т.д.
В переходный, адаптационный период вступают не только первоклассники, но и учащиеся 5-х и 10-х классов, при переходе на основную ступень обучения. Ведь эти дети оказываются в новой для себя социальной ситуации развития. Изменяется их место в системе социальных отношений: они впервые начинают заниматься общественно значимой деятельностью, получают новые права и обязанности, попадают в другую систему взаимоотношений с окружающими.
Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы. Не составляет исключения и переход из начальной школы в основную. Изменившиеся условия обучения предъявляют высокие требования и к интеллектуальному и личностному развитию. Высокая планка требований в основной школе, может угрожать эмоциональному благополучию учащихся, если не учитывать возрастные особенности младших школьников. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей. Однако не стоит забывать о кризисе переходного возраста (10-11-летний возраст, пограничный между детством и отрочеством). В этот период происходят изменения в психике ребенка. Усвоения новых знаний способствуют развитию теоретического мышления, вследствие чего происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е. «память становится мыслящей, а восприятие думающим». 4-5 классы - это начало этапа полового созревания и изменений в познавательной сфере младшего подростка: заменяется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают, раздражительны, капризны, их настроение часто меняется. К концу младшего школьного возраста у детей сформированы новообразования: произвольность, способность к самореализации. Трудности возникают в этот период именно в недостаточном их развитии и на переходе от детства к отрочеству.
Мы рассматриваем адаптацию детей к школе, как создание педагогических условий для овладения наиболее важными умениями и навыками учебной деятельности.
С первых дней пребывания в школе необходимо создать для учащегося благоприятную атмосферу, так как только в этом случае возможен прогресс в его развитии. Обучение должно строиться таким образом, чтобы дети не боялись делать ошибки. Используя оценку для развития мотивационной сферы учащегося, нельзя допускать хронических неуспехов и неудач, чтобы не отбить интерес к учебе. Оценка должна использоваться таким образом, чтобы ребенок то выигрывал, то проигрывал. В случае проигрыша, то есть плохой оценки, необходимо подбодрить проигравшего, выразить уверенность, что следующий раз у него наверняка все получится, и вместе с ним проанализировать его ошибки. Это также поможет ему адекватно воспринимать оценку учителя.
В начальной школе закладываются основы дальнейшего благополучия школьника, а именно: умения учиться, отношение к учебе вообще и к школе в частности, общение со сверстниками. Поэтому отношение к детям, должно быть доброжелательным, дружелюбным, недопустимы порицания за неуспех. Большое внимание должно уделяться развитию у детей способности к самооценке своей работы. Самооценка позволяет спокойно относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослого.
В качестве основного подхода в психолого-педагогическом сопровождении детей в период адаптации мы выделяем личностно-ориентированный подход, который позволяет ребенку при помощи взрослых (учителей, родителей) успешно его пройти. Сейчас много внимания уделяется личностно-ориентированному подходу в школе. Большинство педагогов утверждают, что воспитывать и обучать, развивать и корректировать поведение нужно без насилия, уважая личность ребенка, поддерживать и развивать способности и склонности ребенка, которые есть у каждого и скрыты глубоко в нутрии. «Личностно-ориентированный обучение предполагает:
1.    Признание   ребенка   субъектом   развития,   обучения   и   воспитания,   реализующих   свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе субъект - субъективных и субъект -объективных образовательных воздействий.
2.    Признание способности ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей.
3.    смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика.
4.    Приоритет    внутриличностного    содержания    образования,    формирующего    в    процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторией
5.    Приоритет    продуктивного    компонента    содержания    образования,     выражающегося    в созидательной  функции ученика,  над  репродуктивным  компонентом,  который  важен для передачи ученику   технологий его образовательной деятельности, но не готовой информации «знаний».*
Личностно-ориентированный подход к учебной деятельности, нацеленный на обеспечение комфортности ребенка, снижает риск дезадаптации, сокращает срок «врастания» в школьную бытность, настраивает внутренний мир ребенка на активную познавательную деятельность в будущем. Состояние комфорта несет в себе чувство удовлетворения собственной деятельностью, рождает положительные мотивы к ее продолжению, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика. В обеспечении комфортности обучения большую роль играют взрослые участники - учителя и родители. Создание общего положительного эмоционального фона, сотрудничество между родителями и учителями, ребенком и родителями, учеником и учителем обеспечивает снижение уровня тревожности. Что позволяет сделать период адаптации недолгим, а его результат — высоким. Все это становится движущей силой поведения ученика и благоприятно влияет на учебную среду.
Эффективность работы с младшими подростками определяется, прежде всего, тем, насколько учитель может обеспечить основные психологические условия, способствующие развитию учащихся. В качестве основных условий можно назвать следующие моменты:
■     максимальная реализация в работе с учащимися возрастных возможностей и резервов развития;
■     развитие в учебном процессе индивидуальных особенностей (интересов, склонностей, способностей, самосознания, направленности, ценностных ориентации, жизненных планов ит.д.);
■     создание благоприятного для развития детей психологического климата.
Для обеспечения успешной адаптации школьников при переходе из начальной школы в основную школу грамотно построенное психолого-педагогическое сопровождение класса, позволит добиться динамики развития класса - как коллектива, формирования класса - как команды. Учитель должен помнить,   для   успешного    педагогического   руководства   он   должен   обладать    рядом   качеств: общительностью, доброжелательностью, склонностью к сотрудничеству, тактичностью и т.д. Задача учителей, администрации школы, родителей, психологов совместно сделать адаптационный период спокойным, нормализованным. Создать благоприятные условия для гармоничного развития личности ребенка, для активного взаимодействия с родителями, педагогами. Необходимо основываться на общепринятые социально-психологические закономерности:
1.    каждый ребенок индивидуален, имеет неповторимое своеобразие психики, проходит свой, присущий только ему путь развития;
2.    развитие ребенка происходит в непосредственном общении с окружающими людьми, которые помогают ему усвоить накопленный опыт и войти полноправным членом в социальную среду;
3.    важнейшей задачей образования является передача детям знаний, умений, навыков с учетом всех особенностей детского возраста и каждой личности.
Очевидно, что возрастает роль психологической службы в школе, которая ориентирована на психолого-педагогическое сопровождение ученика в образовательном процессе. Цель психолого-педагогического сопровождения - создать              условия            для максимального личностного интеллектуального развития ребенка, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка. «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды» - это важнейшее направление работы школьных психологов. При таком раскладе без сотрудничества педагогов, психологов и родителей не обойтись. Мы должны следовать цели: «Изучи, пойми, помоги». В результате мы руководствуемся выдвинутым ранее предположениям, которые способствуют успешной адаптации:
1.    наличие положительной мотивации к обучению в школе
2.    диагностика уровня сформированности у детей учебных умений и навыков (ЗУН)
3.    определение готовности учащихся к усвоению учебной деятельности
4.    выявление наиболее типичных учебных затруднений
5.    организация психолого-педагогического сопровождения детей в адаптационный период, формы и методы которого подбираются на основании результатов диагностирования с учетом индивидуальных особенностей
6.    оказанием помощи учителями, психологами школы
Применяемые в нашей работе подходы, по реализации успешности адаптации, повысив уровень мотивации к обучению, мы тем самым обеспечим положительный процесс протекания всей учебной деятельности.
  Литература: 1. Грачев, Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / Л. К. Грачев. – М.: «Центр общественных ценностей», 1998. – 138 с. 2. Д.Митчелл Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. М. Перспектива, 2011 г. 3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 448 с. 4. Источник: BNews. Бизнес сейчас, 14 ноября 2011 5. Каткова, Л. П. Организация деятельности социального работника в семьях, имеющих детей-инвалидов // Медицинская помощь. – 1994. – № 2. – С. 6-10. 6. Материалы IX съезда педиатров России и парламентских слушаний «Здоровье детей – проблема первоочередной важности» // Медицинская сестра. – 2001. – № 3 – С. 2-4. 7. Методические рекомендации по организации психолого-педагогического образования детей с ограниченными возможностями. Журнал «Открытая школа», № 8 (119), октябрь 2012 г. 8. Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования. Париж, ЮНЕСКО, 2009г. 9. Саламанкская декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями. Париж, ЮНЕСКО, Министерство образования Испания. 1994. 10. Специальная педагогика. //Под ред. Н.М.Назаровой. М. Академия. 2000 г.