Взаимодействие школы и семьи по оздоровлению микросоциального окружения учащихся

Взаимодействие школы и семьи по оздоровлению
микросоциального окружения учащихся

На протяжении веков семья вносила решающий вклад в дело воспитания и социализации детей, в формировании у них таких интегральных качеств личности, как мировоззрение, ценностные ориентации и установки, а также в становление характера растущего человека, в развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Таким образом, семья являлась главным транслятором социального и нравственного опыта от поколения к поколению. И в настоящее время значение семейного воспитания для полноценного и гармоничного развития личности ребенка очевидно. Именно в семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «я», усваиваются первые социальные нормы и правила. Семья – это первый коллектив, в котором ребенок находится с момента появления на свет, первый институт социализации. Именно поэтому очень важно то, какое внимание семья уделяет социальному воспитанию ребенка. Ситуация настоящего периода требует подготовить ребенка к безболезненному и органичному включению во взрослую жизнь, учитывая изменившиеся социальные реалии:
1.     Изменилась экономическая основа общественных отношений;
2.     Рыночные отношения выстраивают систему приоритетов в обществе, в которой первичными являются интересы личности, индивида;
3.     Получение прибыли любой ценой ведет к безудержной эксплуатации ресурсов страны и несет угрозу экологической катастрофы;
4.     Угроза безработицы;
5.     Здоровье населения России (и особенно молодого поколения) вызывает всеобщую тревогу;
6.     Прозрачность границ со стороны СНГ, потоки миграции способствуют повсеместному приобщению детей к наркотическим и психотропным средствам;
7.     Отсутствие цензуры в СМИ как следствие демократизации общества привело к распространению порнографической и пограничной с ней изобразительной печатной продукции;
8.     В условиях падения уровня жизни многих семей возникает реальная потребность в трудовой занятости детей;
9.     Материальные проблемы, вставшие перед многими семьями, изменили отношение родителей к детям. Родители все чаще обращаются к детям при решении общесемейных проблем. Встает вопрос о мере участия детей в подобных делах, об ответственности родителей за перекладывание на детей груза взрослых семейных проблем;
10. В условиях неблагополучного социального окружения необходимо усиление мер социального контроля безопасности детей.
Кроме того, ослаблению воспитательной роли семьи способствуют следующие факторы:
а) чрезмерная занятость родителей;
б) довольно высокий процент неблагополучных семей;
в) национальный вопрос (религия, традиции) не позволяет полноценно социализироваться;
г) уровень образованности родителей;
д) авторитаризм либо детоцентризм родителей по отношению к детям;
е) состав семьи (неполные семьи, повторные браки, отсутствие сестер либо братьев);
ж) недостаточная организация досуговой деятельности;
з) компьютеризация детства;
и) недостаточная критичность родителей к себе, как к воспитателям.
Эффективность социализации оценивается не по тому, насколько успешно обеспечено воспроизводство унаследованных от прошлого ценностей и навыков, а по тому, насколько успешно готов ребенок к самостоятельной трудовой (учебной) деятельности, к постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений.
Ребенок должен рассматриваться не только как объект воспитательного воздействия, но и как полноправный субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип личностно-ориентированного воспитания позволяет сформировать личность ребенка, обладающего социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со  стороны неблагоприятной окружающей среды.
Семья формирует личность ребенка в целом, а вторичные группы (школа, производство, государство) воздействуют на ребенка в определенных аспектах через семью. Именно поэтому необходимо скорректировать деятельность учителей в воспитании подрастающего поколения. Семья и школьные учреждения выступают важными институтами социализации в период становления личности ребенка. Они в равной степени могут повлиять на развитие у ребенка тех или иных аспектов социального здоровья, поэтому важно, чтобы процесс формирования этих аспектов был совместным, целенаправленным и давал положительные результаты.
Интеллектуальный аспект формируется на уроках: дети учатся работать с литературой, знакомятся с огромным количеством разного рода информации, направленной на расширение интеллектуального кругозора. Принимают участие в практических занятиях, которые помогают использовать полученные ранее знания на практике. Учителя направляют ребят в их интеллектуальном поиске, советуют использовать любые источники информации, которыми так насыщен XXI век.
Эмоциональный аспект формируется за счет требований к поведению на уроке, перемене. Эти требования учат детей правильному поведению в общественных местах, соблюдению дисциплины, умению общаться, адекватно реагировать на окружающие раздражители. Общаясь с учителями и сверстниками, ребята определяют отношение к самому себе и окружающим людям, учатся выражать свои чувства в форме, понятной другим.
Вся система работы школы должна быть направлена на формирование правильного, гармоничного развития личности учащихся.
Классные часы, тематические вечера, праздничные мероприятия, ролевые и развивающие игры и уроки дают большие возможности для формирования у детей духовного аспекта социального здоровья, развивают уровень культуры, моральные нормы, ценности, которые определяют целостность личности ребенка. Младший школьный возраст – это самоценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик; начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим «Я», т.е. вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребенка. Для того чтобы составить социальный портрет младшего школьника, детям были предложены опросники, раскрывающие нравственные идеалы детей. В ходе исследования были получены следующие результаты:  
Вопрос
Типичные ответы

1. Что волнует, интересует
тебя, когда ты думаешь о себе?
3 кл. ничего
здоровье
4 кл. внешность
Успешность 

2. Что дороже всего в жизни?
семья!  99% 

3. Что тебе больше всего
нравится в твоей семье?
взаимоотношения  90%

4. Что пожелал бы своей семье?
Здоровья
счастья
долголетия
воссоединения (в случае неполной семьи) 

5. К кому бы обратился
за помощью, поддержкой?
I. Родители  85% (в большинстве к маме)
II. Друзья  10% 

Таким образом, семья входит в число наиболее значимых жизненных ценностей, независимо от возраста. Наличие в семье устойчивой системы ценностей служит противовесом негативным воздействиям среды и гарантией адекватного воспитания детей. Большую часть времени дети проводят дома, в кругу семьи, постоянно наблюдают за родителями и их поведением, поэтому родители обладают большими возможностями в формировании социального здоровья у своих детей.
Семья принимает непосредственное участие в обогащении ребенка новыми знаниями. Родители создают условия для удобного доступа к информации, и если они ведут в семье политику, направленную на стремление ребенка узнавать все больше и применять полученные знания на практике, то интеллектуальный аспект социального здоровья у ребенка будет формироваться успешно.
Семейные праздники, соблюдение семейных традиций – все это душевно обогащает ребенка, он получает эмоциональную разрядку и чувство значимости, не говоря о том, что все эти мероприятия сближают детей с родителями.
Семья – это самое важное, что есть у ребенка, и то, как к нему будут относиться родители, какое внимание они будут ему уделять, какие отношения он увидит между членами семьи, повлияет на его самоопределение и дальнейшую жизнь.
6. В кого бы ты хотел
превратиться и почему?
3 кл. птица (летает)
волшебник
4 кл. волшебник
супергерой

7. Если бы ты стал
волшебником, какие три
желания выполнил бы?
Ответы условно разделены на несколько групп:
а) общественно-нравственные
3-4 кл. Чтобы все были счастливы
Чтобы не было войны  
б) Для семьи
4 кл. - Чтобы родным было хорошо
- большой дом
-вернуть умерших      родственников
- воссоединить родителей после развода
 
в) материальные
3-4 кл. деньги
машину
квартиру
много книг
 
г) для себя:
3 кл. хорошее питание
4 кл. усовершенствоваться,
быть успешным,
хорошо учиться, чтобы впоследствии иметь хорошую интересную работу
 

8. Что тебе нравится в друге?
Кого считаешь настоящим другом?
3 кл. доброта
юмор
преданность
4 кл. доброта
преданность
ум
юмор  

9. Кто я?
Какой я?
 
3 кл. добрый
ЧЕЛОВЕК
4 кл. добрый
умный
отзывчивый
интересный
здоровый (3%)

 
На первое место выходит необходимость защищенности, уверенности в своих силах. Друг, дружба занимаю большое место в жизни младших школьников. Дети способны понять свои слабости, недостатки, сравнить себя с другими, с собой в прошлом, т.е. способны к самоанализу, рефлексии. Они получают большой объем информации, при этом критичны к ней, диапазон их интересов достаточно широк, но особо их привлекает социальный аспект. Пересмотр идеалов, ценностей, изменение самой атмосферы нашей жизни – объективные предпосылки нового образа, ориентаций, интересов современных детей.
Третий блок вопросов касался гражданской позиции младших школьников.
 
10. В какой стране ты живешь?
Россия  98%
 

11. Россия – это
Родина, Держава, дом, страна
 

12. Надо любить свою Родину,
а это значит
хранить
заботиться
защищать
уважать людей
не загрязнять
улучшать законы
 

13. Чем Россия отличается
от других стран?
самая большая
ведет борьбу за мир
многоязычная
другая природа, законы
побеждает в войнах, соревнованиях
 

14. Почему бывают войны?
необходимо любить и защищать родину
за ресурсы
правительства не могуть договориться
 

15. Качества, которые
характеризуют гражданина
добрый (> 50%)
смелый трудолюбивый
справедливый
 

16. Каким должен быть президент?
умный (> 70%)
добрый
справедливый
грамотный
честный
 

17. Если бы я был президентом
заключил бы мир
понизил цены
улучшил жилье и законы
повысил зарплаты
понизил налоги
помогал бедным и детским домам
сократил смертность
убрал игровые автоматы, казино, алкоголь
 

18. Что хотел бы изменить
в своей жизни?
1. Улучшить жизнь и отношения в семье
2. ничего
3. изменить характер
 

 
Дети чутко улавливают ситуацию в стране, могут оценивать себя, определять свое отношение к различным явлениям. Именно нравственный аспект человеческих отношений в первую очередь привлекает младших школьников. У них возникает внутренняя позиция, новое отношение к себе и другим. Благодаря осознанию своего места в системе социальных отношений, у ребенка формируются социально обусловленные ценностные приоритеты.
Имея реальные данные о суждениях, представлениях, ценностях младших школьников, можно составить не только портрет каждого ученика, но и, обобщая типичные показатели, коллективный портрет класса. Это поможет учителю более точно выстроить индивидуальный подход к детям, более грамотно расставить акценты в учебно-воспитательном процессе, отобрать то содержание, средства и методы, которые повысят его результативность.

15