Урок русского языка 3 класс тема «Имя существительное. Собственное и нарицательное»

ГУ «Общеобразовательная средняя школа – интернат №1»

Урок русского языка
(в рамках внутришкольного семинара по теме:
«Успешная адаптация и психолого-педагогические условия для успешного обучения в интернатных учреждениях)

Тема:
Имя существительное. Собственные и нарицательные.

Учитель начальных классов: Ефимова Ольга Иосифовна



Петропавловск
2012
Тема: Имя существительное. Собственное и нарицательное.
Цели: формировать у учащихся умение определять в речи имена существи-
тельные;
развитие орфографической зоркости при записи имен собственных;
воспитывать аккуратность.
Ход урока:


Оргмомент.
Посмотрите, ребята, друг на друга, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи на уроке.
Повторение.
Даны слова: найти лишнее слово в каждой строчке.
Маленький, слон, синий, горячий
Слова какой части речи остались? Что мы уже знаем про данную часть речи? (выска-зывания детей, а на доске составляется кластер)
Умный, трудиться, лениться, мечтал.
Также работаем с глаголом и добавляем в кластер .

- Какую часть речи мы не назвали?
Минутка чистописания.
Запись букв и элементов и работа с пословицей

Сила человека в знаниях. (в пословице определить части речи)



- Какая часть речи на представлена в пословице?
- Давайте, вспомнит то, что мы уже прошли про имя существительное.

IV. Работа по теме урока.
1.Повторение про имя существительное
(одновременно с ответами детей составляю кластер на доске в виде солнышка)
Имя существительное – это (часть речи)
( на вопросы кто? что?)
На вопрос - кто?- отвечают(существительные одушевленные)
На вопрос – что?- отвечают (существительные неодушевленные)
Существительные изменяются по(числам)
Существительные имеют ( род)

2. Погружение в тему урока.
Неожиданно на нашу солнечную доску набежали тучки и принесли дождь.
- Что это за тучки, мы узнаем, распределив слова, написанные на них в столбики под тучками.
(на тучках слова: «Мерседес», «Победа», Астана, Каштанка, Садовая, Мурзик, Зоя Петровна, Петров; машина, катер, город, собака, улица, кот, учительница, сосед.)

Физминутка
Закрепление по данной теме
1.Развитие речи и орфографической зоркости
Составить предложения, объединив собственные и нарицательные имена существи-тельные из нашего кластера и запись их под диктовку.(Дети составляют, совместно вы-бирают лучшее и записывают)
2.Работа по учебнику
Выписать пословицы с именами собственными (упр.155 стр.68)
Итог урока
-Что такое имя существительное?
-Как они изменяются?
-Что у них является постоянным признаком?
-Какие существительные всегда пишутся с большой буквы?
VII. Домашнее задание
Уровень А – стр.68 упр.154
Уровень В – коллаж имена собственные и нарицательные
Уровень С – коллаж с ошибкой


15