Роль физики в освоении профессии 35.01.13 «Тракторист — машинист сельскохозяйственного производства»

Роль физики в освоении профессии
35.01.13 «Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства»
Общая характеристика профессии
Управляет гусеничными  и колесными тракторами в комплексе с навесными и прицепными машинами и орудиями.
Может работать на уборочных комбайнах, грузовых машинах.
Выполняет вспашку, посев, уборку и транспортировку урожая и т.п.
В ходе работы наблюдает за показаниями приборов,  прислушивается к  работе двигателя,  следит за направлением движения машины.
Несет ответственность  за сохранность и работоспособность техники, использование горюче-смазочных материалов.
В период  посевной  и  уборочной кампании рабочий день не нормирован.
Работает в любых погодных и климатических условиях, при воздействии вибрации, шума, пыли.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
 Физическая сила и выносливость, достаточная острота слуха, хороший объемный глазомер,  точная сенсомоторная реакция, устойчивый интерес к работе с техникой,  техническая  наблюдательность и смекалка.
Требования к профессиональной подготовке
Необходимы знания в области физики,  биологии,  математики как предпосылка освоения спецпредметов - теории машин и  механизмов, металловедения, агротехники и др.        Необходимо знать назначение и уметь использовать слесарные инструменты, собирать и разбирать электроприборы. Физика является профильным предметом при освоении профессии «Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства. Поэтому очень важно чтобы обучающиеся и студенты умели решать постоянно меняющиеся дорожно-транспортные задачи, делать элементарные вычисления по определению скорости, времени, мощности, работы, пройденного пути, объема двигателя, расчеты по расходу горюче-смазочных материалов и т.д. Все это важный фактор в профессии, т.к. от объема знаний и умения применять эти знания в различных профессиональных ситуациях зависит благополучие нашего общества.



Задачи по физике с профессиональной направленностью.
1. Мощность трактора на крюке 27кВт. Сможет ли трактор перемещать пяти лемешный плуг и борону со скоростью 6 км/ч, если их тяговые сопротивления соответственно равны 14700 Н и 5900 Н?
Дано: Решение.
Р =30кВт. .

·=6 км/ч
Р1=14700 Н
Р2=5900 Н

Сравнить
Р. и Р1 + Р2



















2. Трактор и лошадь вспахали одинаковые участки поля. Трактор за 2 часа, а лошадь за 10 часов. Сравните мощности трактора и лощади.

Дано: Решение:
t1 =2ч
t2 =10ч А1=А2

Р1/Р2 -?




















3. Гусеничный трактор, трогаясь с места, тянет тележку. Сила тяги, развиваемая трактором, равна 20 кН. Масса трактора 5660кг, масса тележки 1500кг. Найти ускорение, развиваемое трактором, если коэффициент трения санных полозьев о снег 0,05.
Дано: СИ Решение
F=20 кН F=20Ч103 Н .
m1=5600 кг m2=1500 кг µ=0, 05

a - ?







1) Телу сообщили потенциальную энергию E=mgh
E= (8+0, 4) Ч10Ч0, 45=37, 8 Дж
Обычно мы рассматриваем работу силы в виде.
А= FS(А=Ер). Однако можно рассматривать и мощность силы, помня, что мощность - это производная работы, а скорость - производная перемещения:
P=FV (такая запись справедлива для постоянных значений, но они у нас постоянны)
Рассмотрим оба сопротивления, не забывая про единицы измерения:
P1=14700Ч6Ч1000/3600=24500 Вт = 24, 5 КВт
P2=5900Ч6Ч1000/3600=9833 Вт = 9, 8 кВт
Таким образом, трактор с мощностью 30 КВт сможет тянуть с заданной скоростью и то и то по отдельности.
А вместе уже не вытянет.


Р 1 = А / t1 ,
Р2 = А / t2,
Р1 / Р 2 = t2 /t1 ;
Р1 /Р 2 = 10/2=5
Ответ. Мощность трактора в 5 раз больше мощности лощади.

Сила трения равна: F=µN F=µP=µmg;
F=1500кгЧ0.05Ч9,8н/кг=735 Н F-Fтр. =20000н-735н=19265 Н Запишем 2 закон Ньютона F=ma a=F\m; а=19265н\5660кг=3,4м\с2 Ответ: 3,4 м\с2




15