Конспект занятия Введение в дополнительную общеобразовательную программу Мягкий мир

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр»
с. Алексеевка муниципального района Алексеевский
Самарской области
структурное подразделение
дополнительного образования детей - центр дополнительного образования детей «Развитие»











Конспект занятия по теме:
«Введение в образовательную программу «Мягкий мир»»















Разработчик:
Сафина В.В.,
старший методист ЦДОД «Развитие»















План-конспект занятия
“Введение в образовательную программу “Мягкий мир”.
Автор: Юдина Д.Н., педагог дополнительного образования СП ЦДОД «Развитие» ГБОУ СОШ с. Алексеевка
Продолжительность занятия: 40 мин.
Участники: педагог дополнительного образования, обучающиеся 11-12 лет.
Оборудование и материалы: ноутбук, экран, презентация к занятию, 4 стола и стулья, 1 стол для декораций спектакля.
Наглядный материал:
тряпичные куклы: Петрушка, готовые обереговые куклы «Зерновушка»
Дидактический материал:
Заготовки кукол «Зерновушка», материал для выполнения изделия: ткань для нижней рубашки, для понёвы, фартука, рукавов, платка, красная шерстяная или х/б нитка, ножницы, игольница для булавок.
Подготовка к занятию: в центре класса - 4 сдвинутые парты, стулья - по количеству детей.
Цель: пробудить интерес к народным традициям через знакомство с основными направлениями работы по дополнительной общеразвивающей программе «Мягкий мир».
Задачи:
1. Обучающие:
- знакомство с деятельностью творческого объединения детей и содержанием образовательной программы “Мягкий мир”;
- получение знаний о декоративно-прикладном искусстве.
2. Развивающие:
- формирование у обучающихся творческих способностей, воображения, фантазии;
- пробуждение любознательности в области декоративно-прикладного творчества;
- активизация словарного запаса, расширение знаний о ДПИ.
3. Воспитывающие:
- знакомство ребят друг с другом, снятие барьеров общения;
- создание атмосферы открытости и доверия;
- обеспечение у обучающихся мотивации к занятиям по ДПИ;
- воспитание последовательности и аккуратности в работе, коммуникабельности, адекватной самооценки и самоконтроля.
Методы:
- словесный
- наглядный
- практический
План занятия:
Формы, методы, приемы
Содержание деятельности на занятии
Результат детей
Результат педагога

 Организационный этап. Знакомство (5 минут)

Игра. Диалог.
Создание эмоционально – радостного настроя на занятие с помощью знакомства с куклой Петрушка.
Снятие напряжения и барьеров общения.
Знакомство. Снятие напряжения и настрой детей на занятие.

Основной этап. Введение в предмет. (30 минут)

Беседа о ДПИ.
Демонстрация слайдов о деятельности объединения.
Введение в образовательную программу:
- знакомство с деятельностью объединения с
помощью слайдовой презентации.
Активизация познавательной деятельности.
Обеспечение мотивации предстоящей деятельности на занятии.
Создание комфортной обстановки на занятии.
Первичная проверка понимания.
Введение в образовательную программу.

Понятийный словарь.
Понятийный аппарат по теме занятия. Знакомство с понятиями: кукла-благопожелание, детали одежды: понёва, повойник.
Усвоение новых знаний.
Адекватность выбранных форм, методов, технологий.

Практическая часть.
Самостоятельная работа под руководством педагога.
Практическая часть.
Самостоятельная работа, демонстрация, репетиция-показ сказки. 1.Практическая часть по изготовлению куклы-благопожелания в русском костюме.
Демонстрация работы.
2 Практическая часть - постановка настольного спектакля «Снегурочка». В ходе работы педагог подсказывает детям очередность реплик и действий, сопровождает музыкой (блок-флейта, колокольчики), читает слова автора.
Выполнение творческих заданий, предложенных педагогом.
Постановка целей и их достижение.

Завершающий этап. Подведение итогов занятия (5 минут)

Обобщение. Рефлексия.
Подведение итогов.
Обобщение полученных знаний.

Дают обратную связь, через самооценку.
Выявление степени удовлетворенности и заинтересованности детей занятием.






1. Организационный этап. Знакомство (5 минут).
Дети заходят в кабинет и рассаживаются на стулья.
Приветствие.
У педагога на руке кукла «Петрушка». Петрушка первым знакомится с детьми и представляет им педагога.
Петрушка: Ребята, здравствуйте! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Петр Петрович Уксусов, для друзей я Петрушка. А это моя хозяйка, Диана Николаевна, она работает педагогом дополнительного образования в селе Алексеевка в Центре дополнительного образования детей «Развитие».
Как нас зовут, вы уже знаете, а теперь мы хотим с вами познакомиться. Обращаясь к каждому ребенку, протягивает ему руку:
- Как тебя зовут? Очень-очень приятно.
Педагог:
- Вот мы и познакомились!
2. Основной этап. Введение в предмет. (30 минут).
Беседа о деятельности.
Демонстрация слайдовой презентации.
Петрушка:
- А теперь я расскажу вам о том, чем мы занимаемся в нашем объединении. Я вам даже презентацию привез, чтобы сразу стало понятно. Педагог:
- Петрушка, давай-ка я рассказывать буду, а ты мне подсказывай, ладно?
Наше объединение называется «Мягкий мир». В нем мы не только рукодельничаем, но и отмечаем солнечные праздники, водим хороводы, ставим спектакли, в которых актеры – наши же игрушки, созданные своими руками.
Давайте сейчас посмотрим, чему вы научитесь, занимаясь в нашем объединении? Внимание на экран.
Вся наша жизнь проходит в соответствии с временами года и солнечными праздниками, как у древних славян было.
В сентябре осеннее равноденствие, Радогощь называется. К этому дню у нас уже и куколки-подарочки готовы: поздравления с хорошим урожаем, пожелания добрые. На этом празднике ребята у нас участвуют в состязаниях, приключениях. Нужно показать, окреп ли ты за лето, есть ли силы с наступающей тьмой бороться.
А в октябре Макошь свой день празднует, покровительница рукоделия, а что за праздник без игр и хороводов? Учим песни, танцы, в игры играем.
Тут и Зима приходит, свои праздники приносит. Зимой мы из шерсти валяем, валенки-варежки делаем, вяжем игрушки из пряжи, шерстью набиваем, как наши предки делали. Зимой Коляду празднуем, победу света над тьмой, день прибывать начинает, для этого времени свои игры и хороводы есть. На Рождество спектакль интересный друзьям показываем.
Весна нас ждет со своими праздниками, шьем куколок, знакомимся с русским костюмом, солнышко зазываем, весенние хороводы водим, парные танцы танцуем, чтобы природа пробудилась поскорее.
Лето – самое приятное время года, главный летний праздник Купала, сила у природы в этот момент самая большая, травы наливаются. И мы устраиваем большое торжество – фестиваль, созываем гостей, показываем театр Петрушки, проводим мастер-классы по ремеслам, состязаемся в ловкости, меткости и сноровке, водим хороводы и играем в летние игры. А там и снова осень приходит. Так и живем. За год ребята многому успевают научиться: и шить, и вязать, и валять, и даже ткать немного. Но больше всего им нравится куколок в подарок делать. Куколки бывают игровые, обереговые и обрядовые.
Мы сегодня будем делать куколку-благопожелание к Новому году, она называется «Зерновушка». Даря такую куклу, вы желаете человеку здоровья и достатка в новом году.
Практическая часть: изготовление кукол «Зерновушки»
Вводный инструктаж.
Педагог:
- Посмотрите, тельце «зерновушки» тугое и толстенькое, это мешочек набитый чем?
Обучающиеся: – зернами.
Педагог.
- Потрогайте и угадайте, какая там крупа насыпана?
Обучающиеся предполагают, педагог дает пояснения по каждой крупе.
Педагог: Наши «зерновушки» набиты пшеном, золотыми круглыми зернами, как тысячами солнышек. Посмотрите на лоскутки, это будущая одежда ваших красавиц. Какие есть лоскутки? Как вы думаете, какой деталью одежды они станут?
Обучающие: (угадывают косыночку, остальное подсказать и назвать термины: понёва, повойник)
Педагог: Этот лоскут станет нижней рубахой, этот верхней юбочкой – понёвой, еще есть фартучек и руки. Прикреплять будем одежду, приматывая ее нитью красного цвета, с пожеланиями здоровья, счастья. Узелки завязываем и мысленно пожелание говорим. Тогда кукла будет по-настоящему волшебной.
Текущий инструктаж.
Педагог помогает учащимся, если у них возникли затруднения.
Педагог. Какие интересные куклы у нас получились.
Давайте оживим наших «зерновушек» и отправим их в сказку «Снегурочка», сыграем спектакль по сказке с помощью кукол.
Распределение ролей и раздача слов героев сказки.
Педагог читает текст за автора и выполняет музыкальное сопровождение на флейте, руководит действиями детей.
Сценарий сказки «Снегурочка» (приложение№1)
Окончание спектакля:
Педагог: В конце спектакля актеры кланяются. Давайте возьмемся за руки и поклонимся зрителям все одновременно. По аплодисментам мы поймем, понравился ли наш спектакль.
Завершающий этап. Подведение итогов занятия (5 мин.)
Педагог: Молодцы! Отлично справились!
Кукол вы забираете с собой, можете подарить кому-то или оставить себе.
Хочу задать вам вопрос: вам понравилось занятие? Если бы вы жили в моём селе, пришли бы вы заниматься в наше детское объединение?
Обучающиеся. Дают обратную связь, через самооценку.
Педагог. Мне очень понравилось заниматься с вами, большое спасибо за работу. А мы с Петрушкой говорим вам до свидания. До новых встреч!







Список литературы:
Забылин М.Ю. Русский народ: его обычаи, предания, обряды. /Забылин М.Ю. -М, 2003.
Гилярова Н.Н Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). М.: изд-во «Родник», РСЛФА, 1996.
Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы. М., 1973 г.
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуре./ Санкт-Петербург, 2004 г.


Приложение 1

Русская народная сказка «Снегурочка»
Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь - и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, всё горевали. Вот раз зимой пало снегу белого по колено. Ребятишки соседские на улицу высыпали - на санках кататься, снежками бросаться, да и стали снежную бабу лепить. Глядел на них дед из окошка, глядел и говорит бабе:
- Что, жена, призадумавшись сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдём-ка и мы, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу.
А на старуху, верно, тоже весёлый час накатил. - Что ж, пойдём, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка вылепим дочку Снегурочку.
Сказано - сделано.
Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки - роток. Куда как хороша снежная дочка Снегурочка! Смотрят на неё дед с бабой - не насмотрятся, любуются - не налюбуются. А у Снегурочки роток улыбается, волосок завивается.
Шевельнула Снегурочка ножками-ручками, с места сдвинулась да и пошла по огороду к избе.
Дед и баба точно ума лишились - к месту приросли.
- Дед, - баба кричит, - да это у нас доченька живая, Снегурочка дорогая! И в избу бросилась... То-то радости было!
Растёт Снегурка не по дням, а по часам. Что ни день - Снегурка всё краше. Дед и баба на неё не насмотрятся, не надышатся. А собой Снегурка - как снежинка белая, глазки что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца у Снегурки нет как нет, да в губах ни кровиночки. А и так хороша Снегурушка!
Вот пришла весна-ясна, понабухли почки, полетели пчёлы в поле, запел жаворонок. Все ребята рады-радёшеньки, девушки весенние песни поют. А Снегурочка заскучала, невесела стала, всё в окошко глядит, слезы льёт.
Вот и лето пришло красное, зацвели цветы в садах, созревает хлеб в полях...
Пуще прежнего Снегурка хмурится, всё от солнца прячется, все бы ей в тень да в холодок, а того лучше под дождичек.
Дед да баба все ахают:
- Уж здорова ли ты, доченька? - Здорова я, бабушка.
А сама всё в уголок прячется, на улицу не хочет. Вот раз собрались девушки в лес по ягоду - по малинку, черничку, алу земляничку.
Стали и Снегурку с собою звать:
- Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. - Пойдём да пойдём, подруженька!.. Неохота Снегурочке в лес идти, неохота Снегурочке под солнышко. А тут дед и баба велят:
- Иди, иди, Снегурочка, иди, иди, деточка, повеселись с подружками.
Взяла Снегурочка кузовок, пошла в лес с подружками. Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют. А Снегурочка нашла студёный ручеёк, около него сидит, в воду глядит, пальцы в быстрой воде мочит, каплями, словно жемчугом, играет.
Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать. Неохота прыгать Снегурочке... Да пристали к ней подруженьки. Подошла Снегурочка к костру... Стоит-дрожит, в лице ни кровинки нет, русая коса рассыпалась... Закричали подруженьки:
- Прыгай, прыгай, Снегурочка!
Разбежалась Снегурочка и прыгнула...
Зашумело над костром, застонало жалобно, и не стало Снегурочки.
Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.
Растаяла Снегурочка...
Распределение ролей:
Слова автора читает педагог
Между детьми распределяются роли.
1. Дед
Глядел на них дед из окошка, глядел и говорит бабе:
- Что, жена, призадумавшись, сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдём - ка и мы, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу.
2. Баба
А на старуху, верно, тоже весёлый час накатил.
- Что ж, пойдём, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка вылепим дочку Снегурочку.
Дед и баба точно ума лишились - к месту приросли.
- Дед, да это у нас доченька живая, Снегурочка дорогая!
Дед да баба все ахают:
- Уж здорова ли ты, доченька?
Снегурочке в лес идти, неохота Снегурочке под солнышко. А тут дед и баба велят:
- Иди, иди, Снегурочка, иди, иди, деточка, повеселись с подружками.
3. Снегурочка
Снегурочка: - Здорова я, бабушка.
4. Девушки (2 ребёнка)
- Пойдём да пойдём, Снегурочка!..
- Пойдём да пойдём, подруженька!..
Стоит-дрожит, в лице ни кровинки нет, русая коса рассыпалась... Закричали подруженьки:
- Прыгай, прыгай, Снегурочка!
5. 2 ребёнка, ответственные за смену декораций.



Приложение 2
Терминологический словарь:
Радогощ - праздник Радогощь отмечается в день осеннего равноденствия –22/23 сентября. Это время подведения итогов, когда убран урожай и сделаны все запасы на предстоящую зиму. В языческие времена на осеннее равноденствие праздновали праздник урожая, посвященный языческому богу Роду (ответственному за урожай).
Макошь   богиня в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], покровительница прядения и ткачества и различных ремёсел.
Коляда - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] народное название рождественского [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], праздника [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а также [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] от Рождества до [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с использованием шкур, масок и рогов), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], одаривание колядовщиков, молодёжные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Рождество - один из главных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], установленный в честь рождения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Купала - название Иван Купала имеет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] происхождение и является славянским вариантом имени [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·) переводится как «купатель, погружатель». Такое название праздника было обусловлено и собственно славянскими представлениями: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] k
·pati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах. Поэтому, с одной стороны, именно этот глагол был применён для перевода эпитета «креститель», а с другой стороны, название праздника позже было переосмыслено [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника. Летний народный праздник летнего солнцестояния древнего происхождения.
Куклы обереговые - в древние времена кукла была не просто игрушкой, а оберегом и неотъемлемым атрибутом различных обрядов. Обереговые куклы защищают дом, детей от тёмных сил, ссор, болезней, сглаза, спасающие человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Кукла-благопожелание – это кукла-подарок с благими пожеланиями, добра, процветания.
Понева – верхняя распашная юбка.
Повойник – часть головного убора.



15