Проект Предметы стариннго быта

Тема: «Старинные названия предметов быта


Проблема: На уроках литературы мы изучали русские народные сказки, пословицы и поговорки, обращали внимание на устаревшие слова, определяли их значение по сноскам в тексте, но чаще приходилось обращаться к словарям. Нас заинтересовала эта работа, и мы по предложению учителя решили проанализировать как можно больше сказок и пословиц и составить словарь старинных названий предметов быта и одежды в помощь учащимся.

Цель: выяснить, как часто встречаются старинные названия предметов быта и одежды в современных изданиях русских народных сказок и пословиц.


Задачи:
1.Найти и изучить лингвистическую литературу по данной теме

2.Подобрать русские народные сказки разных изданий и выписать из них встретившиеся устаревшие слова, обозначающие предметы быта и одежды

3.Проанализировать пословицы и поговорки, определить значения найденных устаревших слов

4.Составить из них словарь в помощь учащимся.


5. Оформить проект.

6. Защита проекта.





Актуальность выбора темы

Устаревшие русские слова, означающие предметы быта и одежды сейчас, в современной речи, практически не используются, но все-таки они встречаются нам в русском народном творчестве, в рассказах по истории России, в некоторых художественных произведениях. Каждый русский человек должен знать о существовании таких слов и понимать их лексическое значение. Прочитав множество сказок, но все-таки, хоть это и русское народное творчество, устаревших слов, означающих предметы быта и одежды, там было достаточно мало! Также нами было исследовано огромное количество пословиц и поговорок, но и там нас ожидал сюрприз. Оказалось, что в пословицах и поговорках тоже очень мало устаревших слов, означающих предметы быта и одежды.
Дело в том, что русское народное творчество передавалось «из уст в уста», и, следовательно, со временем происходили некоторые изменения. Сказки тоже естественно приобрели изменения, и они вполне заметны.
Такая же участь постигла пословицы и поговорки, ведь они тоже передавалось «из уст в уста». В современных изданиях сказок и пословиц устаревшие слова заменяются более новыми и понятными, но даже при использовании устаревших слов редко даются сноски с пояснениями. «Осовременить» язык сказок и пословиц нельзя, так как они тогда не будут народными.



Зачем нужно знать нам устаревшие слова?

Устаревшие слова нужно знать затем, чтобы глубже и тщательней познать историю русского народа, иметь представление о жизни и быте наших предков, о том, как они говорили, что ели и пили, что одевали, во что верили, какие у них были обычаи и традиции. Первые знания об этом мы получаем при изучении устного народного творчества.







Понятие об активном и пассивном словарном запасе

Язык как система находится в постоянном движении, развитии, и самым подвижным уровнем языка является лексика: она в первую очередь реагирует на все изменения в обществе, пополняясь новыми словами. В то же время наименования предметов, явлений, не получающих более применения в жизни народов, выходят из употребления.
В каждый период развития языка в нем функционируют слова, принадлежащие к активному словарному запасу, постоянно используемые в речи, и слова, вышедшие из повседневного употребления и поэтому получившие архаическую окраску. В то же время в лексической системе выделяются новые слова, которые только входят в нее и поэтому кажутся необычными, сохраняют оттенок свежести, новизны. Устаревшие и новые слова представляют собой две принципиально различные группы в составе лексики пассивного словарного запаса.

Устаревшие слова

Слова, переставшие активно использоваться в языке, исчезают из него не сразу. Какое-то время они еще понятны говорящим на данном языке, известны по художественной литературе, хотя повседневная речевая практика уже не испытывает в них потребности. Такие слова составляют лексику пассивного запаса и приводятся в толковых словарях с пометой «устар.» Процесс архаизации части словаря того или иного языка, как правило, проходит постепенно, поэтому среди устаревших слов есть такие, которые имеют весьма значительный «стаж» (например, чадо, ворог, рече, червленый, посему, ста); другие же выведены из состава лексики современного русского языка, так как принадлежат древнерусскому периоду его развития. Иные слова устаревают за самый незначительный срок, возникнув в языке и исчезнув уже в новейший период; ср.: шкраб (в 20-е годы его заменило слово учитель)', рабкрин (Рабоче-крестьянская инспекция); энкаведист (работник НКВД). Такие номинации не всегда имеют соответствующие пометы в толковых словарях; поскольку процесс архаизации того или иного слова может осознаваться как еще не завершенный.




Причины архаизации лексики

Причины архаизации лексики различны: они могут носить внеязыковой (экстралингвистический) характер, если отказ от употребления слова связан с социальными преобразованиями в жизни общества, но могут быть обусловлены и лингвистическими законами. Например, наречия ошую, одесную (слева, справа) исчезли из активного словаря, потому, что архаизовались производящие существительные шуйца - "левая рука" и десница - "правая рука". В подобных случаях решающую роль сыграли системные отношения лексических единиц. Так, вышло из употребления слово шуйца, распалась и смысловая связь слов, объединенных этим историческим корнем (например, слово шульга удержалось в языке в значении "левша" и осталось лишь как фамилия, восходящая к прозвищу). Разрушились антонимические пары (шуйца-десница, ошую - одесную), синонимические связи (ошую, слева). Однако слово десница, несмотря на архаизацию слов, связанных с ним системными отношениями, еще какое-то время удерживалось в языке. В пушкинскую эпоху, например, оно использовалось в «высоком слоге» поэтической речи; ср.: И жало мудрыя змеи в уста, замершие мои вложил десницею кровавой (Пушкин), в то время как ошую являлось лишь отзвуком обветшалой архаики, а его употребление было возможно лишь в сатирическом контексте: Ошую здесь сидит со мной осьмое чудо света (Батюшков).
Известны случаи возрождения устаревших слов, возвращения их в активный лексический запас. Так, в современном русском языке активно используются такие существительные, как солдат, офицер, прапорщик, министр и ряд других, которые после Октября архаизовались, уступив место новым: красноармеец, начдив, нарком и т. д. В 20-е годы из состава пассивной лексики было извлечено слово вождь, которое еще в пушкинскую эпоху воспринималось как устаревшее и приводилось в словарях того времени с соответствующей стилистической пометой. Теперь оно вновь архаизуется. Сравнительно недавно утратили оттенок архаичности слова лицей, гимназия, департамент, Дума (после 1917 года они оценивались как историзмы).





Историзмы

Среди устаревших слов особую группу составляют историзмы - названия исчезнувших предметов, явлений, понятий: опричник, кольчуга, жандарм, городовой, гусар, гувернер, институтка, большевик, нэп, продразверстка, кулик, середняк, ВКП (б) и под. Появление историзмов, как правило, вызвано внеязыковыми причинами: социальными преобразованиями в обществе, развитием производства, обновлением оружия, предметов быта и т. д.
Историзмы, в отличие от прочих устаревших слов, не имеют синонимов в современном русском языке. Это объясняется тем, что устарели сами реалии, для которых эти слова служили наименованиями. Таким образом, при описании далеких времен, воссоздании колорита ушедших эпох историзмы выполняют функцию специальной лексики: выступают как своего рода термины, не имеющие конкурирующих эквивалентов.


Архаизмы

К архаизмам относятся названия существующих в настоящее время предметов и явлений, по каким-либо причинам вытесненные другими словами, принадлежащими к активному лексическому запасу: надобно – надо, глаголить – говорить. Главным их отличием от историзмов является наличие синонимов в современном языке, лишенных оттенков архаичности.










СТАРИННЫЕ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ БЫТА И ОДЕЖДЫ ИЗ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
(в помощь учащимся)
13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415 - большая тарелка, круглая или продолговатая, для подачи кушанья на стол (сказка «Золотая рыбка»).
13 EMBED Equation.3 1415 - домашние туфли; их носили на босую ногу («Муж да жена»).
13 EMBED Equation.3 1415 - деревянное, обтянутое обручами, или металлическое цилиндрическое вместилище с двумя днищами и обычно с несколько выгнутыми боками («По щучьему велению, по моему хотению»).
13 EMBED Equation.3 1415 - одежда из металлических пластинок или колец («Солдат и смерть»).
13 EMBED Equation.3 1415 - деревянная точеная палочка, стержень, на который навивается (наматывается) нить, вытягиваемая из кудели («Дочь и падчерица»).
13 EMBED Equation.3 1415 - колесная повозка или сани с кладью («Лисичка-сестричка и серый волк»).
13 EMBED Equation.3 1415 - березовый веник из листьев («Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»).
13 EMBED Equation.3 1415 - кожаные рукавицы без подкладки («Иван - мужицкий сын»).
13 EMBED Equation.3 1415- продолговатая пластинка для расчесывания волос, скрепления прически («Бобовое зернышко»)
13 EMBED Equation.3 1415 - теплая женская кофта, обычно без рукавов, со сборками на талии («Волшебная дудочка»).
13 EMBED Equation.3 1415 - большая открытая округлая посудина для вина, пива или браги, металлическая или деревянная, с широким рыльцем (в старом русском флоте - сосуд такой формы, из которого раздавалась водка) («Лихо одноглазое»).
13 EMBED Equation.3 1415 - ручная мельница («Петушок-золотой гребешок и жерновцы»).
13 EMBED Equation.3 1415 - низкий шкаф в избе, у печи, где держат еду («Заколдованная королевна»).
13 EMBED Equation.3 1415 - широкий фартук («Иван - коровий сын»).
13 EMBED Equation.3 1415- деревянный крестьянский дом. («Ивашка и ведьма»).
13 EMBED Equation.3 1415 - посудина цилиндрической формы, вместилище со стенками из деревянных клепок, обтянутые обручами («Лиса-повитуха»).
13 EMBED Equation.3 1415 - мужская долгополая верхняя одежда («Емеля-дурак»).
13 EMBED Equation.3 1415 - чулан, отдельная комната («Фролка-сидень»).
13 EMBED Equation.3 1415 - в старое время, преимущественно в северных областях, нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью, с лентами сзади («Волшебное кольцо»).
13 EMBED Equation.3 1415 - обструганный, короткий деревянный брусок («Шабарша»).
13 EMBED Equation.3 1415 - ковш («Птичий язык»).
13 EMBED Equation.3 1415 - изделие из луба, бересты, щепы и т.п., служащее для упаковки, хранения чего-либо («Колобок»).
13 EMBED Equation.3 1415 - предмет для ношения двух ведер на плече. Толстая изогнутая деревянная планка с крючками или выемками на концах («Бабушка, внучка да курочка»).
13 EMBED Equation.3 1415 - приспособление для перемешивания топлива в печи - толстый железный прут с прямо загнутым концом («Белая уточка»).
13 EMBED Equation.3 1415 - расширяющийся книзу удлиненный глиняный горшок для молока («Охотник и его жена»).
13 EMBED Equation.3 1415 - домашний ткацкий станок («Окаменелое царство»).
13 EMBED Equation.3 1415 - стакан; сосуд в виде чаши, бокала (обычно массивный, из ценного материала) («Шабарша»).
13 EMBED Equation.3 1415- волокнистая часть льна, пеньки («Дочь и падчерица»)
13 EMBED Equation.3 1415 - пояс из широкого длинного куска материи. («Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо».)
13 EMBED Equation.3 1415 - крестьянская обувь, сплетенная из лыка (бересты, веревок) охватывающая только стопу («За лапоток курочку, за курочку гусочку»).
13 EMBED Equation.3 1415 - искусно сделанный, ящичек для хранения драгоценностей (шкатулка, сундучок). («Царевна – лягушка»).
13 EMBED Equation.3 1415 - одежда, платье («Дочь и падчерица»).
13 EMBED Equation.3 1415 - небольшая ручная корзина из лубка или прутьев («Муж да жена»).
13 EMBED Equation.3 1415 - завязка у лаптя («За лапоток курочку, за курочку гусочку»).
13 EMBED Equation.3 1415 - предмет одежды; кусок ткани, обычно квадратной формы или вязаное изделие такой формы («Хаврошечка»).
13 EMBED Equation.3 1415 - нижний край платья, юбки («Мудрая дева»).
13 EMBED Equation.3 1415 - лента, шнур, ремень или прошитая полоса ткани для завязывания (застегивания) по талии («Жадная старуха»).
13 EMBED Equation.3 1415 - приспособление для ручного прядения, приводимое в движение нежной педалью («Кривая уточка»).
13 EMBED Equation.3 1415 - ткань редкого полотняного переплетения («Скатерть, рогожка и сума»).
13 EMBED Equation.3 1415 - одежа из легкой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела (мужская) или как нижнее белье (женская) («Волшебное кольцо». 13 EMBED Equation.3 1415 - металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой - высокой трубкой, наполняемой древесными углями («Волшебное кольцо»).
13 EMBED Equation.3 1415 - высокая обувь, схватывающая голени («По - щучьему велению по моему хотению»).
13 EMBED Equation.3 1415 - в старое время женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемая поверх рубашки с длинными рукавами («Две доли»).
13 EMBED Equation.3 1415 - длинная верхняя одежда («Иван - мужицкий сын»).
13 EMBED Equation.3 1415 - длинный деревянный валик для раскатывания чего-нибудь. («Лисичка-сестричка и серый волк»).
13 EMBED Equation.3 1415 - примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли («Медведь – половинщик»).
13 EMBED Equation.3 1415 - тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что – нибудь. («Кот золотой – хвост»).
13 EMBED Equation.3 1415 - мешок из ткани, кожи для ношения, перевозки чего-нибудь («Скатерть, рогожка и сума»).
13 EMBED Equation.3 1415 - тяжелый напольный ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком («Морозко»).
13 EMBED Equation.3 1415 - закром («Колобок»).
13 EMBED Equation.3 1415 – место торговли, базар («Горшеня»)
13 EMBED Equation.3 1415 - длинная, обычно не крытая сукном, меховая шуба из овчины без перехвата в талии, с высоким воротником («Мужик, медведь и лиса»).
13 EMBED Equation.3 1415 - посуда из березовой коры («Летучий корабль»).
13 EMBED Equation.3 1415- надетая на палку металлическая рогатка для подхватывания горшков, чугунков, которые ставятся в русскую печь («Мальчик-с-пальчик»)
13 EMBED Equation.3 1415 - палка-держалка с билом на конце, орудие для ручной молотьбы («Неосторожное слово»).
13 EMBED Equation.3 1415 - небольшой щипковый музыкальный инструмент, обычно в виде фигурного ящика со струнами («Золотое яблоко»)
13 EMBED Equation.3 1415 - у мусульман: мужской головной убор - длинный кусок ткани, туго обвертываемый вокруг головы, другого головного убора («Лиса и аист»). 13 EMBED Equation.3 1415 - помещение в доме, служащее кладовой («Марья – моревна»).
13 EMBED Equation.3 1415 - головной убор (теплый, мягкий) («По - щучьему велению по моему хотению»).
13 EMBED Equation.3 1415 - полотенце, платок («Царевна – лягушка»).
13 EMBED Equation.3 1415 - шапка («Батрак»).
13 EMBED Equation.3 1415 – кормушка для скота («Марья Моревна»)












СТАРИННЫЕ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ БЫТА И ОДЕЖДЫ ИЗ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК

13 EMBED Equation.3 1415 - простейшие рычажные (или пружинные) весы (Безмену пест не замена).
13 EMBED Equation.3 1415 - приспособление для прядения (ручного или машинного), утолщенный стержень для навивания нити (Cмирен топор, да веретено бодливо).
13 EMBED Equation.3 1415 - колесная повозка или сани (Кума с воза кобыле легче).
13 EMBED Equation.3 1415- чистая половина крестьянской избы (Красна горница углами, а изба пирогами).
13 EMBED Equation.3 1415 - округлый глиняный сосуд для приготовления и хранения пищи (По жильцу квартира, по горшку и покрышка).
13 EMBED Equation.3 1415 - высокая гребенка для поддерживания и укрепления женской прически (Не гребень голову чешет, а время).
13 EMBED Equation.3 1415 - петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой (Взялся за гуж, не говори, что не дюж).
13 EMBED Equation.3 1415 - простейший духовой музыкальный инструмент в виде полой трубки с отверстиями (Не горазд ни спеть, ни поплясать, ни в дудочку, ни сопелочку играть).
13 EMBED Equation.3 1415 - русская крестьянская верхняя одежда - суконный кафтан без воротника (Грызет орехи, а в зипуне прорехи).
13 EMBED Equation.3 1415 - русская мера веса, равная 1/96 фунта или 4,26 грамма (Мал золотник, да дорог).
13 EMBED Equation.3 1415 - деревянный крестьянский дом (Просим на избу красному гостю красное место).
13 EMBED Equation.3 1415 - старинная мужская долгополая верхняя одежда (У него кафтан с подкладкой).
13 EMBED Equation.3 1415 - узкая треугольная полоска ткани (Без клиньев кафтан не сошьешь).
13 EMBED Equation.3 1415 - большая плеть (Он сам на себя в кнут узлов навязал).
13 EMBED Equation.3 1415 - мягкий конусообразный головной убор (По Сеньке и шапка, по Емеле колпак).
13 EMBED Equation.3 1415 - лубяное или берестяное изделие для укладки и носки чего-нибудь (Голова с короб, а ум с орех).
13 EMBED Equation.3 1415 - предмет для ношения двух ведер на плече - толстая изогнутая деревянная планка с крючками или выемками на концах (Бабий ум - бабье коромысло: и красиво и зарубисто и на оба конца).
13 EMBED Equation.3 1415 - старинный русский предмет быта для приготовления пищи (Артельный котел гуще кипит).
13 EMBED Equation.3 1415 - высокий округлый сосуд с горлышком и ручкой (До часу и кувшин по воду ходит).
13 EMBED Equation.3 1415 - короб из лыка или бересты (Назвался груздем, полезай в кузовок).
13 EMBED Equation.3 1415 - крестьянская обувь, сплетенная из лыка (бересты, веревок) охватывающая только стопу (Лапти плесть - однова в день есть).
13 EMBED Equation.3 1415 - ручное оружие для метания стрел в виде пружинящей дуги, стянутой тетивой (Тугой лук - коромыслице, калены стрелы - веретеньеце).
13 EMBED Equation.3 1415 - небольшая корзинка из лубка или прутьев, коробок (Богат Тимошка, и кила с лукошко).
13 EMBED Equation.3 1415 - внутренняя (лубяная) часть коры молодых лиственных деревьев, чаще липы (Лыком не привяжешь, так после и гвоздем не прибьешь).
13 EMBED Equation.3 1415 - предмет для хранения денег (Чужой мошне не будь указчик).
13 EMBED Equation.3 1415 - предмет, применяемый при шитье и предназначенный для защиты пальцев от укола иглой (Для того напёрсток сделан, чтобы руки не наколоть).
13 EMBED Equation.3 1415 - тупая сторона острого орудия, противоположная лезвию (Плетью обуха не перебьешь).
13 EMBED Equation.3 1415 - в упряжи: одна из двух круглых длинных жердей, укрепленных на передней оси повозки и соединяющейся с дугой (На навозе и оглобля растет).
13 EMBED Equation.3 1415 - широкие длинные полосы плотной ткани, применяемые для обмотки ног при ношении лаптей или сапог (На красной роже не онучи сушить, не горох молотить).
13 EMBED Equation.3 1415 - каменное, кирпичное или металлическое сооружение, нагревая которое отапливают помещение или готовят горячую пищу (На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была).
13 EMBED Equation.3 1415 - плетка, кнут из перевитых ремней или веревок (Битому псу только плеть покажи).
13 EMBED Equation.3 1415 - старинная русская кровать (В большом углу сами живем, а печь и полати внаем отдали).
13 EMBED Equation.3 1415 - русская крестьянская мужская одежда (брюки) (Две рубахи мокнут в ушате, да двое порток сохнут на ухвате).
13 EMBED Equation.3 1415 - выпушка, оторочка (Не стоит шуба прошвы).
13 EMBED Equation.3 1415 - приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью (Семь топоров вместе лежат, а две прялки врознь).
13 EMBED Equation.3 1415 - предмет обихода - широкий обруч с натянутой на него частой сеткой для просеивания чего-нибудь (Живётся не в сито, ни в решето).
13 EMBED Equation.3 1415 - сошник (Держись крепче за рогаль - соха прокормит).
13 EMBED Equation.3 1415 - верхняя одежда православного духовенства (Черная ряса не спасет, а белая в грех не введет).
13 EMBED Equation.3 1415 - зимняя повозка на полозьях (Не в свои сани не садись).
13 EMBED Equation.3 1415 - старая русская народная игра, в которой большой толстый гвоздь бросают так, чтобы попасть его острым концом в середину кольца, лежащего на земле. Гвоздь для этой игры (Именье идет не в кольцо, а в свайку).
13 EMBED Equation.3 1415 - предмет утвари - обруч с натянутой на него частой мелкой сеткой для процеживания, просеивания (Была б мука да сито, и сама я б была сыта).
13 EMBED Equation.3 1415 - примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли (Богу молись, крепись да за соху держись).
13 EMBED Equation.3 1415 - четырехколесная повозка для перевозки грузов живой тягой (Готовь сани летом, а телегу зимой)
13 EMBED Equation.3 1415 - предмет крестьянского быта, предназначенный для выемки посуды из печи (Две рубахи мокнут в ушате, да двое порток сохнут на ухвате).
13 EMBED Equation.3 1415 - таз (Две рубахи мокнут в ушате, да двое порток сохнут на ухвате).
13 EMBED Equation.3 1415 - дом, жилище (Любит и нищий свое холомище).
13 EMBED Equation.3 1415,13 EMBED Equation.3 1415 - части упряжи лошади (Хомут труд, дуга тонка - о всем тоска).
13 EMBED Equation.3 1415 - большой жилой дом богатого владельца (Бабьи хоромы не долго живут).
13 EMBED Equation.3 1415 - округлый сосуд для вина (Дом, как полная чаша, дом - чаша чашей).
13 EMBED Equation.3 1415 - инструмент для прокалывания отверстий в виде заостренной спицы на рукоятке (У молодца - не без долотца, есть и шильце, и мыльцо, и брильцо).
13 EMBED Equation.3 1415 - шапка (По Сеньке шлык, коли Сенька спит).































ВЫВОД

В процессе исследовательской работы, проанализировав 250 русских народных сказок разных печатных издательств и большое количество пословиц и поговорок, мы установили, что устаревшие слова, обозначающие предметы быта и одежды, нечасто встречаются в тексте современных изданий, несмотря на то, что это творчество пришло к нам из глубины веков. В составленном нами словаре представлено 62 устаревших слова-названия предметов быта и одежды из русских народных сказок и 53 слова из пословиц и поговорок.

Краеведческая работа способствует возрождению русского национального характера российской духовности, помогает воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю.

Сегодня перед страной строит проблема вымирания деревень. Ежегодно с карты страны исчезают сотни деревень, и это порождает как экономические проблемы, так и нравственные.
Земли, разработанные нашими предками, приходят в запустение, зарастают лесом, и это влияет на развитие сельского хозяйства.
Но еще глубже нравственная проблема. В деревне остались маленькие островки нашей национальной культуры, и они безнадежно тонут в океане цивилизации. В мертвых деревнях осталась малая родина миллионов граждан. Как жить без Родины? Какие культурные ценности и как может сохранить наше поколение? В чем причины вымирания деревни и как ей выжить?


Поэтому мы решили не останавливаться и продолжить работу над проектом дальше. Сделать наглядное пособие к пояснённым словам.



Литература







Русские народные сказки, М., Художественная литература, издание 2-е, 1991г.

Русские пословицы и поговорки. М., Художественная литература, 1988г.

Пословицы русского народа. Сборник В. Даля. М., Художественная литература, 1984г.

Русские народные сказки. М., Школьная библиотека,1985

Малые жанры русского фольклора. М., Высшая школа, 1986г.

303 программных произведения для чтения. М., Дрофа, 2000г.

Русские пословицы и поговорки. Под ред. В.П. Аникина. М., Художественная литература, 1988г.

Большая хрестоматия любимых сказок «Планета детства». Сост. П. Федоренко. М., 2001г

Диво дивное. М., Современник, 1993г.

Русские народные сказки. М., Просвещение, 1983г.

Русские народные сказки. М., Детская литература, 1993г.

Книга для семейного чтения, М., Просвещение, 1991г., 2-е издание.

Оранжевая книга сказок. Ростов - на – Дону, Владис, 2001г.

Сборник русских народных сказок. Издательство «Детство», 1997г.

Д.Э. Розенталь и другие. Современный русский язык. Айрес Пресс. М., 2001г.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1985



В нашей школе имеется музей « Комната русского быта».
Организация этой комнаты является результатом краеведческой и экскурсионной работы педагогов, учащихся и жителей села.
« Комната русского быта» создана по инициативе педагогов и учащихся нашей школы.

Функции музея: Основными функциями являются: - Документирование истории, культуры и природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов; - Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению и развитию учащихся; - Организация культурно-просветительской, методической, информационной и воспитательной деятельности.
























Направления работы






Поисково-собирательская
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 

























Исследовательская работа





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

 














Сохраняя свою популярность у миллионов людей, музей в последние годы обогащает себя новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой. С первых шагов своего профессионального существования музеи выполняют педагогические функции. Там человек не просто получает знания, а учится быть человеком
Организация музея в общеобразовательном процессе способствует формированию у подрастающего поколения психологической и нравственной готовности не только жить в быстро изменяющемся мире, но и быть активным участником происходящих в нем преобразований.
В нашей школе музей представлен в виде комнаты, оформленной в русском-народном стиле.
Это небольшой уголок русского быта, который показывает основные детали традиционной русской избы: печь, лавки, стол, сундуки, колыбель, лоскутные одеяла, посуда и т.д.
Все эти экспонаты собраны нашими педагогами и учениками школы.
Но время неумолимо движется вперёд, а история предметов крестьянского быта остаётся для нас загадкой.
В образовательном процессе используются информационные технологии
Поэтому мы решили внести свой посильный вклад-сделать презентацию
« Предметы крестьянского быта» чтобы в дальнейшем использовать её для проведения уроков в качестве методического пособия.

В дальнейшем мы планируем оформить фотоальбом « Предметы крестьянского быта»для самостоятельного изучения учащимися и гостями нашей школы



















Формы работы в комнате русского быта: - Проведение экскурсий, занятий, кружков, тематических вечеров, выставок, конкурсов, праздников, развлечений, театрализованной деятельности, вечеров-посиделок с рассказыванием и пением русских-народных песен, потешек. -Атрибуты комнаты используются для проведения праздников в соответствие с народным календарём, а также проведение уроков технологии, истории, окружающего мира.
Мероприятия, проводимые в музее:
Милости просим, гости дорогие.
Цель: Познакомить с бытом, обычаями, гостеприимством; вызвать интерес к культуре русского народа. 2. Добрые избы.
Цель: Вызвать у детей интерес к крестьянской избе, дать представление об избе. 3. Сошьем Маше сарафан.
Цель: Познакомить с русским народным костюмом, с такими деталями, как сарафан, рубаха, картуз, зипун.
4. В краю старых вещей.
Цель: Познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. 5. Вечера долгие, руки умелые.
Цель: Познакомить с головными уборами русского народа: женскими, девичьими, мужскими; рассмотреть повязки, кокошник, картуз; учить украшать головной убор (повязку) бусинками, бисером, пуговицами, блестками, тесьмой. 6. Люби свой край и воспевай.
Цель: Познакомить детей с русскими народными костюмами. 7. Что расскажет о себе посуда.
Цель: Познакомить детей с крестьянской посудой: деревянной и глиняной. 8. Золотое веретено.
Цель: Познакомить детей с прялкой, веретеном, с тем, какое место занимали они в жизни женщины.

9. Волшебные спицы.
Цель: Познакомить со спицами, с шерстяными изделиями, с тем, откуда берется шерсть (овечья, козья). 10. Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча.
Цель: Познакомить детей с традицией выпекать блины на Масленицу, с домашней утварью, чугунком, ухватом, кочергой, печкой. 11. Хозяйкины помощницы.
Цель : Познакомить детей с вышивкой, пяльцами, нитками мулине. 12. Ах, эта свадьба...
Цель : Познакомить детей со свадебными костюмами и обрядом русского народа. 13. Посиделки у самовара.
Цель : Познакомить с русской кухней, воспитывать любовь к культуре народа Руси.























Крестьянский дом – особое явление народной культуры.
Дом, будучи материальным объектом, служит защитой человеку от сил природы и олицетворяет вещный мир его, вместе с тем является объектом для изучения духовной жизни русского крестьянина, поскольку с понятием «дом» соотносятся все важнейшие категории картины мира у человека. Крестьянский дом в массовом сознании ассоциируется со словом «изба». Причём, в это слово вкладывалось несколько значений: во-первых, изба – это крестьянский дом вообще, со всеми надворными постройками, хозяйственными помещениями; во-вторых, это лишь жилая часть дома; в-третьих, только отапливаемое русской духовой печью помещение.
Термин «изба» во всех трёх смысловых вариантах был распространён на всей территории расселения русского народа. Лишь в некоторых районах, преимущественно южных, для обозначения крестьянского дома использовался термин «хата», а в Сибири – «дом». Однако, и в этих местах тёплое помещение дома зачастую называлось «истобкой», «истбой». Слово «изба» и его варианты: ыстьба, истьба, истба, истобъка, истопка, истебка – были известны ещё в Древней Руси для обозначения жилого помещения. Принято считать, что они происходят от глагола «истопить».
Слово «изба» у большинства людей, естественно, соединяется со словом «деревня». Эта ассоциация верная. В прошлом «избой» всегда называлось жилище, расположенное в сельской местности: селе, деревне, слободе, починке, заимке, хуторе. Такого же типа жилище, но построенное в городской черте, носило название «дом».
 
Русские поселения с глубокой древности возникали по берегам рек, ручьёв, озёр, вдоль почтовых трактов, соединявших крупные торговые и ремесленные города, в центре пахотных и сенокосных угодий. Деревни, как правило, были расположены недалеко друг от друга, тяготея к одному центру – селу, имевшему церковь, приходскую школу, лавки, административные здания. Деревни и сёла северных губерний Европейской России были малодворными, насчитывали от 3 – 4 до 60 – 70 изб. В южных районах и в Сибири сёла и деревни состояли зачастую из 300 – 500 дворов.
Крестьянские избы строились в один или два ряда – «порядка» - вдоль дороги, реки или озера, тесно прижавшись, друг к другу. Деревни не имели чёткой планировки: усадьбы в них располагались разрозненно, без какого-либо плана. Про такие деревни говорили: «Чёрт её в решете нёс, да и стрёс». Сёла и деревни огораживались заборами, въездные ворота которых на ночь всегда закрывались.
Избы в старой России обычно строились по народной этимологии, рубились из дерева. Кирпичные дома в сельской местности встречались очень редко, в основном в южных безлесных районах европейской части страны, а также в сёлах, располагавшихся около крупных городов.
Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу – обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью, покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными. Принципиальные изменения в строительной технике, планировке внутреннего пространства, внешнем облике избы стали вводиться лишь в последней трети 19 века, когда традиционные представления крестьян о мире и человека в нём стали уходить в прошлое.
При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. При этом исходили, естественно, из практических соображений: место должно быть сухим, высоким, светлым – и вместе с тем учитывали его ритуальную ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачным для строительства было место, где прежде захоранивали людей и, где раньше проходила дорога или стояла баня.
Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Русские крестьяне предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая, друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили. Однако выбор деревьев в лесу регламентировался множеством правил, нарушение которых могло привести к превращению построенного дома из дома для людей в дом против людей, приносящий несчастья. Так, для сруба нельзя было брать «священные» и «проклятые» деревья – они могут принести в дом смерть. Запрет распространялся на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мёртвыми, - от них у домашних будет «сухотка». Большое несчастье случится, если в сруб попадёт «буйное» дерево, то есть дерево, выросшее на перекрёстке дорог или на месте бывших лесных дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома.
Постройка дома осуществлялась собственными силами семьи, или нанималась артель плотников. Богатый хозяин, как правило, заключал договор о строительстве с артелью плотников. Особенно славились своим мастерством и высокой организацией работ артели ярославских, владимирских, костромских плотников. Народное сознание приписывало им владение «тайным знанием», полученным от неведомой и нечистой силы. При этом, чем выше было мастерство, тем, якобы теснее, была его связь с «нечеловеческой природой».
Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы, барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под брёвна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно – символы богатства и семейного тепла, ладан – символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением плотников и всех, участвовавших в работе.
Тип усадьбы, внешний облик жилой части дома и хозяйственных дворовых построек, планировка внутреннего пространства, меблировка дома – всё это определялось природно-климатическими условиями, общерусской и местной традицией и имело ряд отличий в разных регионах расселения русского народа.
Усадьба русского крестьянина Сибири и Алтая напоминала крепость: высокая бревенчатая изба, амбар, расположенный на некотором расстоянии от избы, соединённый с ней забором и массивными воротами. Забор огораживал замкнутый глухой двор, по периметру которого строились помещения для скота, погреба, сеновалы, помещения для просушивания зерна, навесы для дров, телег, сельскохозяйственных орудий.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Жилище крестьян ориентировано обычно на юго-восток. Только со второй половины 19 века, с увеличением населения и сокращением свободных земель, эта традиция стала нарушаться. Смысл такой ориентации сводился не только к соображениям чисто практическим – лучшей освещённости дома, но был связан с представлениями мифологического плана. Юго-восток считался стороной света – «божеская, красная сторона»; северо-запад – стороной тьмы, смерти. Ориентируя, таким образом, свою избу, крестьянин как бы оборачивался «лицом» дома к светлому началу, к Богу.
В крестьянских домах было, как правило, одно или два, реже три, жилых помещения, соединённых сенями. Наиболее типичным для России был дом, состоящий из тёплого, отапливаемого печью помещения и сеней. Их использовали для хозяйственных нужд и как своеобразный тамбур между холодом улицы и теплом избы.
В домах зажиточных крестьян кроме отапливаемого русской печью помещения, собственно избы, было ещё одно, летнее, парадное помещение – горница, которое в больших семьях использовалось и в повседневной жизни. Отапливалась горница в этом случае печью-голландкой.
Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала духовая печь, которая на большей части территории России располагалась у входа, справа или слева от дверей.

«Русская деревня: жизнь, быт, традиции»
Россия со времен Киевской Руси и вплоть до отмены крепостного права в 1861 г. была аграрной страной, где сельское хозяйство было главным занятием населения. Именно крестьянскому хозяйству принадлежала ведущая роль в аграрной экономике России. Природа для крестьянина была средой жизнеобеспечения. Она определяла уклад его жизни, занятия. Под ее влиянием сложились культура и традиции русского народа. Крестьянин жил в гармонии с природой, хорошо знал ее закономерности и старался их не нарушать.
Планировка деревни складывалась постепенно под влиянием географических и социально-экономических факторов. Различают кучевую, рядовую, уличную и квартально- уличную планировку деревень.
Центральной осью деревни, как правило, являлась транспортная магистраль: река, тракт. Кроме деревень на Руси были села средоточие власти, торговли и производства
А сколько еще народов проживает в нашей стране! Сколько народов столько и традиций, обычаев, песен. Самый близкий и дорогой нам религии. Менее всего были распространены хутора (починки), так как русские привыкли жить общинами.
Названия поселений отражали географические особенности (Горки, Высоково, Сосново, Рощино, Озерки); назывались по фамилиям старинных семейств или хозяев поместий (Вознесенское, Бушуево) или каких-либо событий (Погорельцово).
В деревне "все бревенчато, досчато, гнуто" начинается с дерева. Деревня это мир в миниатюре, в котором в зачатке находим все то, что затем найдем в большом мире.
Деревня начинается с крестьянского дома, где "красный угол подобен заре, потолок небесному своду, а матица Млечному Пути" (С. Есенин). Дом состоял из жилой и хозяйственной частей. В зависимости от количества стен дома делились на четырехстенки, пятистенки, шестистенки.
Жилая часть это в основном четырехугольная бревенчатая изба с русской печкой. Размеры жилой части были невелики 4 х 4 м.
Русская печь первоначально топилась по- черному, т. е. дым выходил через окна и двери. В жилой части располагались неотапли- ваемые помещения сени и клеть. В клети хранили запасы, а летом жили и спали. В северных областях России избы и клети поднимали высоко над землей, строили "подызбище" и "подклет". В центре и на юге страны избы ставились "наземь", нижние венцы (ряды бревен) сруба засыпались землей образовывалась невысокая земляная насыпь вдоль стен дома завалинка. Пол в таких избах был глиняный и посыпался соломой.
Большую площадь дома занимала хозяйственная, двухэтажная его часть. Второй этаж находился на уровне жилой половины. Здесь находились мастерские, кладовые и поветь, на которую с улицы поднимался бревенчатый настил взвоз, где могли развернуться две лошади с возами, здесь играла молодежь. Поветь имела значение в свадебных обрядах. Зимой здесь хранили сено. Внизу стоял скот.
Крестьянское жилище делилось по диагонали. Центральное место в нем занимал красный угол с образами и столом. На почетной лавке сажали болыпаков (родителей), гостей, а на свадьбу молодых. У входа стояла лавка для приходящих и нищих, рядом мужская, для работы.
Большое место в доме играла печь. Она и грела, и кормила, и лечила; на ней спали старики, в ней мылись, если не было бани. За печью находился чулан, или бабий кут, здесь на полках хранилась глиняная, плетеная, деревянная и реже стеклянная посуда (крупники, чугунки, горшки, миски). Здесь женщины стряпали и ели. У окна, близ стола, на зиму ставили ткацкий стан.
Мебели почти не было: лавки и сундуки. На стенах висели полки. На них ставили наиболее дорогие вещи: ларцы, прялки, красивые горшки. Перегородок в доме не было. На пол стелили половики, сотканные из толстых нитей, на окна вешали полотенца. Спали взрослые на полу, дети на полатях, старики на печи. В середине XIX в. печи стали иметь дымоходы, а в конце XIX в. единое пространство дома стало делиться переборками (разборными дощатыми стенами) на отдельные комнаты.
Крестьяне жили в гармонии с природой и были рачительными хозяевами. Крестьянские общины строили и ремонтировали дороги, чистили лес, берега рек и озер, следили за севооборотом полей, давая земле "отдых" и удобряя почву навозом и золой.
В деревне сложилась своя субкультура. Общество делилось по возрасту и полу на группы. Каждый знал свою работу, место для отдыха и место в доме. Дети с 7 лет приобщались к труду и помогали взрослым. Молодежь в деревне пользовалась большим вниманием и уважением.
В основе костюмов, обрядов, праздников лежали мифологические представления древности, тесно переплетенные с православными традициями.
Традиционной мужской одеждой были длинная рубаха-косоворотка (ее носили навыпуск, с поясом) и широкие штаны. Шилась одежда из белого холста, или пестряди. В холодную погоду одевали кафтаны из толстого сукна, армяки и зипуны. Большинство крестьян носили лапти и войлочные шапки.
Женская одежда состояла из длинной холщовой рубахи, поверх которой в северных и среднерусских районах одевали сарафан, а в южных районах клетчатую шерстяную домотканую юбку. В холодную погоду носили душегрейку. Девушки ходили с непокрытой головой, женщины обязательно покрывали голову.
На севере головной убор кокошник, на юге сорока, позже платки. Обувь лапти (зимой валенки).
В деревне праздники справлялись как языческие, так и христианские. Примеры языческих праздников проводы весны, масленица, камнепочитание, карауленье солнца, погребение ярилы. На масленицу крестьяне, по словам церковных историков, безумствовали: мужчины одевали личины (маски) и соответствующие им костюмы, а женщины переодевались в мужские костюмы. Всю масленицу пекли блины, пряженицы, оладьи, ели яйца, сыр (в среду и пятницу). Этот праздник сопровождался играми, борьбой и кулачными боями. В конце праздника сжигали чучело из соломы и мылись в бане. Христианские праздники Рождество, Пасха, святки, Радоница и др. В праздники крестьянин не ра- ботал. Наиболее почитались святки, где переплелись языческие обряды (гадания, игры, наряды) и христианские учения. Много праздников было связано на Руси с сельскохозяйственными сезонами: опашка (в этот день варят всей деревней пиво и распределяют его по домам), Ильин день (после него начиналась жатва), первый Спас медовый (вырезали соты из ульев) и т. д. Земледельческие праздники составляли отрадную пору отдыха после обременительного труда. Каждая деревня имела своего небесного покровителя, и праздник в его честь справлялся особо пышно, в гости приглашались родственники из других деревень.
В обрядах принимали участие не только жители деревни, но, как правило, и вся округа. Для каждой части обряда были характерны определенные люди, действия, песни. На них родня не должна была скупиться, поэтому каждый обряд сопровождался обильным угощением.
Из обрядов в деревнях хорошо сохранились свадьба и похороны. К ним готовились заранее. К свадьбе девушки готовили приданое: шили, пряли, вышивали. Справлялась она три дня. Обычно ее играли поздней осенью, после сбора урожая. Старики готовили вещи "на смерть". Поминки по умершему собирались несколько раз.


Режим питания русских людей складывался под влиянием самых разных факторов экономических, природных, религиозных. В формировании ритуала еды играло бережное отношение к еде, поскольку урожай давался нелегко. Наши предки экономно относились к ней, и большое значение имели ограничения, связанные с религиозными воззрениями, а также с различными хозяйственными и гигиеническими соображениями. Крестьяне перекусывали в рабочий день 45 раз. Приготовлением пищи занималась мать семейства, она же определяла расход продуктов, ей помогала невестка. Время обеда и ужина строго соблюдалось. Жидкие горячие блюда ставились в большой миске в центр стола. Гущу похлебки и мясо можно было зачерпывать только после главы семейства. Главным первым блюдом были кислые щи, летом готовили окрошки из кваса с овощами. Важными составляющими питательного рациона были хлеб из кислого теста, мучные и овощные блюда, любимым печеным изделием пироги с разнообразной начинкой, блины, оладьи. Основу второго блюда составляли каши, пареные овощи и горох. Использовались молочные продукты. Блюда из мяса были редки, чаще из рыбы. Распространенные напитки: квас, чай, настойки, брага. Кисели из ягод были очень густыми, готовились как десерт. Чаще кисель варили из молока, гороха и ставили как второе блюдо.

Крестьянство обладает мощными хозяйственными знаниями, накопленными путем долгого коллективного труда. Ценна приспособленность крестьянина к конкретным природным условиям, множеству местных факторов. Русские крестьяне формировали свои земледельческие навыки в разных географических условиях. Знаниями о природе обладал каждый крестьянин. Он приобретал их в детстве, дополняя личными, опираясь на наблюдения и свой опыт.
Духовный мир крестьянина обогащался восприятием природы. Все было тесно переплетено с его хозяйством и являлось частью крестьянской культуры. Нравственной основой были добросовестность, трудолюбие и любовь к семье, в которой проводилось трудовое и нравственное воспитание.
В семье воспитывались уважение друг к другу, взаимопомощь.


Чем занимались наши предки
Какие ремесла существовали несколько веков назад и дошли ли они до наших дней? Чем люди пользовались для работы раньше и пользуются сегодня? Что помогло им выжить?


Орудия труда
Борона
В поле едет на спине, а по полю на ногах. Зубов с полста, а безо рта, две пары гребней, а причешись-ка ей. На весенних полях бродит стадо черепах. И совсем не на ногах, а на собственных зубах.
Веретено
Чем больше я верчусь, тем толще становлюсь.
Грабли
Двенадцать коней одним поводом веду.
Гребень
Зубастая щука идет через лес. Зубов много, а ничего не ест.
Игла
Зубастая бабушка весь свет одевает. Всех на свете обшивает, что сошьет, не надевает. Хвост тащу, сама иду, петли рядышком кладу. Прошагала раз полста, оглянулась – нет хвоста. Я одноглазая старуха, я прыгаю по полотну, И нитку длинную из уха, как паутину, я тяну.
Коса
Сейчас я, правда, устарела, а прежде было много дела – Как выйду на зеленый луг, так забываю про досуг. Блестит, сверкает, по полю гуляет, все цветы срезает.
Лук и стрела
Брат не летает, летает сестра – ветра быстрее, легка и остра.
Молоток
Сам худ, а голова с пуд. Деревянная шея, железный клюв, стучит "тук-тук-тук".
Пила
Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. Железная сестрица зубаста и остра: Ее и клен боится, и липа, и сосна И даже дуб боится попасть на зуб сестрице.
Серп
Маленький, горбатенький, все поле обскакал.
Сеть
Дверей не счесть, а не вылезть, не пролезть.
Соха
Летом обута, зимой разута.
Топор
В лес идет – домой глядит, из лесу идет – в лес глядит. Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. Замечательный дружище: деревянная ручища, Да железный обушок, да каменный гребешок. Он у плотника в почете, каждый день с ним на работе.
Удочка
Наклонилась над рекой – уговор у них такой: Обменяет ей река окунька на червяка. Что это у Галочки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, а ниточка в реке.
Охота
Без собаки зайца не поймаешь. На хорошего охотника и зверь бежит. Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто попадает. Умелый охотник зря стрелу не выпустит.
Рыболовство
Рыбака кормит сеть. Удица крива, да рыбица пряма. Худой сетью рыбы не наловишь.
Земледелие
Будет плуг, да не будет рук. Глубже пахать – больше хлеба ждать.
Другие ремесла
Бортник горек, да мед его сладок. Мед есть – в улей лезть. Все бондари, да немногих благодарят. Грибов ищут – по лесу рыщут. Клеек да рубанок – столяру отцы родные. Не поклоняясь до земли, и грибка не подымешь. Не собрав клепок, не собьешь и бочки.
Разные ремесла
Ткачество
Без веретена пряжки не спрядешь. Для того наперсток сделан, чтобы руки не наколоть. Какова пряха, такова на ней и рубаха. Кривое веретено не оденет. По ножницам портной, а по щетине – чеботарь. Прялка не бог, а рубаху дает.
Кузнечное дело
Без клещей кузнец что без рук. Вскипело б железо, а молотки сыщутся. Для того кузнец клещи кует, чтобы рук не ожечь. Кому до чего, а кузнецу до наковальни. Куй железо, пока горячо. Не кует железа молот – кует кузнец. Не огонь железо калит, а мех.
Плотничество
Без клина и плахи не расколешь. Клин плотнику товарищ. Без топора не плотник, без иглы не портной. Не топор тешет, а плотник. Плотник без топора, что изба без угла. С топором весь свет пройдешь.
Пословицы о труде, ремеслах
Без дела жить – только небо коптить.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Берись за то, к чему ты годен.
Век живи, век трудись, и трудяся, век учись.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Все скоро сказывается, да не все скоро делается.
Всяк своим разумом кормится.
Всяко ремесло честно, кроме воровства.
Всякая работа мастера хвалит.
Всякое умение трудом дается.
Два дела разом не можно взять в руки.
Деревья скоро садят, да не скоро с них плоды едят.
Имею ремесло – и на камне хлеб достану.
Каждое дело любовью освещается.
Как шьется, так и носится.
Каков мастер, такова и работа.
Кончил дело – гуляй смело.
Кто мало говорит, тот больше делает.
Кто не работает, тот не ест.
Кто рано встает, тому бог подает.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Мастерство везде в почете.
На чужой каравай рта не разевай,
а пораньше вставай да свой добывай.
Не просит ремесло хлеба, а само кормит.
Л И Т Е РАТУРА
Кроссворд 1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1. Приспособление для ловли животных. 2. Приспособление для прядения нити. 3. Приспособление для вычесывания льна. 4. Сеть, которую два человека тянут по дну озера или реки. 5. Приспособление для подачи воздуха в кузнечный горн. 6. Ручное орудие в виде изогнутого ножа для срезания хлебных культур. 7. Большой тяжелый кузнечный предмет, которым били по металлу. 8. Приспособление для прядения в виде заостренной палочки. 9. Острый кол, применявшийся при охоте на медведя. 10. Из чего стреляли во время охоты? 11. Сетевидная ловушка для рыбы, состоящая из большого мешка и крыльев по бокам. 12. Железная подставка, опора для ковки металла.
Ответы. 1. Капкан. 2. Прялка. 3. Гребень. 4. Бредень. 5. Меха. 6. Серп. 7. Молот. 8. Веретено. 9. Острога. 10. Лук. 11. Невод. 12. Наковальня.
Кроссворд 2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1. Человек, который ловит рыбу. 2. Мастер, изготавливающий различные предметы из железа. 3. Как называлось занятие по выращиванию растений? 4. Мастер, выделывающий кожу. 5. Человек, делающий мебель. 6. Кто гонит из сосны смолу? 7. Мастер по изготовлению тканей. 8. Мастер-древодел, рубящий избы. 9. Человек, из-под чьих рук выходит прекрасная глиняная посуда. 10. Занятие, в результате которого у человека оказываются заготовленными грибы, ягоды, орехи, травы. 11. Мастер, изготавливающий бочки. 12. Человек, добывающий диких зверей и птиц. 13. Собиратель меда. 14. Занятие, при котором человек выращивает домашних животных.
Ответы. 1. Рыбак. 2. Кузнец. 3. Земледелие. 4. Кожевник. 5. Столяр. 6. Смолокур. 7. Ткач. 8. Плотник. 9. Бончар. 10. Собирательство. 11. Бондарь. 12. Охотник. 13. Бортник. 14. Животноводство.
 







Литература







Русские народные сказки, М., Художественная литература, издание 2-е, 1991г.

Русские пословицы и поговорки. М., Художественная литература, 1988г.

Пословицы русского народа. Сборник В. Даля. М., Художественная литература, 1984г.

Русские народные сказки. М., Школьная библиотека,1985

Малые жанры русского фольклора. М., Высшая школа, 1986г.

303 программных произведения для чтения. М., Дрофа, 2000г.

Русские пословицы и поговорки. Под ред. В.П. Аникина. М., Художественная литература, 1988г.

Большая хрестоматия любимых сказок «Планета детства». Сост. П. Федоренко. М., 2001г

Диво дивное. М., Современник, 1993г.

Русские народные сказки. М., Просвещение, 1983г.

Русские народные сказки. М., Детская литература, 1993г.

Книга для семейного чтения, М., Просвещение, 1991г., 2-е издание.

Оранжевая книга сказок. Ростов - на – Дону, Владис, 2001г.

Сборник русских народных сказок. Издательство «Детство», 1997г.

Д.Э. Розенталь и другие. Современный русский язык. Айрес Пресс. М., 2001г.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1985






Исследовательская работа

Составление летописи предметов
быта

Изучение жизни и деятельности наших предков

Изучение традиций и обычаев русского крестьянина

Выступление на школьных , районных и окружных конференциях



Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeаEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native