Моя любимая игрушка конспект занятия по развитию речи подготовительная группа


1. Цель занятия: составить рассказ о любимой игрушке.
2. Задачи:
1. Связная речь: учить детей отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа;
2. Грамматика и словарь: учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания детей о способах словообразования
3. Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков в и ф, умения дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуками в, ф.
3. Тип занятия: классическое
4. Форма занятия: индивидуальная
5. Продолжительность: 30 минут
6. Участники: воспитатель, дети подготовительной группы
7. Возраст обучающихся:6-7 лет
8. Оборудование и материалы: игрушки: лисенок, щенок.
9. Предварительная подготовка: чтение сказки про игрушки, беседа.
10. Методы и приемы работы с детьми:
1 Художественное слово.
2. Вопросы к детям, ответы.
3. Индивидуальные и хоровые ответы.
4. Поощрение и похвала детей.
11. Структура занятия
Этап занятия Содержание Время
Организационный момент.
Общение. Вызвать интерес к предстоящей деятельности.
5 мин.
Основная часть. Активное усвоение, закрепление знаний, умений.
20 мин.
Заключительная часть.
Оживление эмоций.
Развивать речевую активность посредством диалога и ответов на вопросы 5 мин.
12. Ход занятия.
На столе у воспитателя игрушки: рыжий лисенок и черный щенок. Воспитатель предлагает: «Посмотрите, дети, какие симпатичные зверята. Расскажите, какие они: Какой лисенок? А какой щенок?»
Важно, чтобы дети отметили, что лисенок рыжий, хитрый, а щенок черный, простоватый (глупый). Если дети не выделяют этих качеств, следует задать наводящие вопросы: «Какого цвета лисенок? Как вы думаете, какой лисенок – грустный или веселый? Что ещё можно сказать о лисятах, какие они могут быть? (Все лисы и лисята хитрые. И наш лисенок тоже хитрый.) А щенок, какой? Хитрый? Можно пояснить: нет, он не хитрый; он добрый, ласковый, простоватый. Можно сказать, что он маленький и поэтому ещё глупый».
Если дети говорят, что лисенок оранжевый, нужно уточнить, что такая окраска называется рыжая – рыжий щенок, рыжий котенок и лисенок тоже рыжий.
Про лисенка можно сказать, что он хитрец, потому что он хитрый. А как можно назвать маленького глупого щенка? (Малыш, глупыш).
Если дети назовут слово глупец по аналогии с хитрец, следует попросить их сравнить слова глупец и глупыш, объяснить, что глупыш – ласковое слово, а глупец – обидное, хотя они и похожи по смыслу и по звучанию.
-А как зовут наших новых друзей? – спрашивает воспитатель и указывает на игрушки. – Они написали нам об этом на листочке. Здесь написано, что по цвету зверят легко догадаться, как их зовут. Подумаем, как же их зовут?
Если дети не догадываются назвать клички Рыжик и Черныш, воспитатель подсказывает: «Как можно назвать лисенка, чтобы было понятно, что он не черный, не белый, а рыжий? Как можно назвать щенка, чтобы было понятно, что он черный?» Если это не помогает, он произносит первый слог: «Ры…» (интонация незавершенности подскажет детям, что нужно закончить слово).
Воспитатель обращается к игрушкам:
- Ну что, зверята, мы правильно угадали? Нет, не угадали? А я, кажется, догадалась. Лисенок такой ярко-рыжий, как огонь. Его, наверное, зовут Огонек. Так ли это? А вот что написано (читает). Да, лисенка действительно зовут Огонек. А теперь вы, наверное, догадаетесь, как зовут щенка. Ведь он черный, как уголь. Вова, как его зовут? Дети, вы согласны с тем, что сказал Вова? Давайте прочитаем записку. Оказывается, щенка зовут Уголек.
- Какие красивые клички у зверят: Огонек и Уголек. А мы думали, что Рыжик и Черныш. Что же, Огонек и Уголек, посидите с нами на занятии и послушайте, что расскажут дети.
Воспитатель просит всех вспомнить, какие него дома игрушки и какая самая любимая, и рассказать о них.
- Послушайте и мой рассказ о том, какая любимая игрушка была у меня в детстве, - говорит педагог.
Рассказывает:
- Когда я была маленькая, любимой игрушкой у меня был белый плюшевый зайка – длинноухий, с черными блестящими глазками-пуговками и длинными усами. Зайка был белый-белый, как снежок. Играла я с ним аккуратно, и всегда он был белоснежным.
Играла я так: приводила в гости козлика, мишку, угощала их. Козлику и зайке давала капусту, морковь; мишке – сахар.
Бабушка связала для зайки серенькие варежки, и я часто гуляла с ним. Однажды пришла домой, вижу – нет одной варежки. Очень я расстроилась, чуть не заплакала, но тут кто-то позвонил в дверь. Открываю – стоит мальчик Саша и протягивает крохотную варежку: «Это твой зайка потерял, возьми». «Спасибо», - сказала я мальчику. Больше зайка не терял своих варежек.
Детям предлагается дать оценку рассказу воспитателя (что больше всего понравилось, какими словами об этом говорилось).
Воспитатель задает вопросы:
- Какие любимые игрушки есть у вас дома?
- Как вы с ними, играете?
- Что интересного было в ваших играх?
По этому плану дети составляют рассказы (5 -6).
Каждый рассказ оценивается, в конце выбирается наиболее интересный.
Воспитатель дает детям задание подобрать названия предметов со звуком в.
Желательно, чтобы в упражнении приняло участие большинство детей. Особое внимание детей обращается на отчетливое произношение в в словах.
Далее дети выполняют ещё несколько заданий:
- Сказать, в названиях каких предметов имеется звук ф.
- Произнести скороговорку: «Фаня в гостях у Вани, у Вани в гостях Фаня», четко выделяя слова, Фаня и Ваня.
Воспитатель:
Сегодня мы с вами составляли рассказ на тему: « Моя любимая игрушка». Вам понравилось рассказывать про свои любимые игрушки?  Вы молодцы, мне очень понравилось с вами работать.
Воспитатель хвалит детей.
13. Литература.
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез,2010.
Развитие речи детей 5-7 лет.3-е изд.,дополн. /Под ред.О.С.Ушаковой .-М.:ТЦ Сфера,2014.