Статья Детство со сказкой


Учитель начальных классов
Иванова Раиса Афанасьевна,
Отличник образования РС(Я),
Почётный работник общего образования РФ,
педагогический стаж 35 л.
ДЕТСТВО СО СКАЗКОЙ.
В сентябре 2008 года открылся в школе - интернате №34 г.Якутска 1 «б» социальный класс. В классе было 11 учащихся. Класс разновозрастной, разно -уровневый: по разным социальным причинам 6 детей из 11 поступили в 1 класс в возрасте 9-11 лет, они нигде не обучались.
В таком классе психофизиологические особенности детей затрудняют деятельность педагога по организации учебно-воспитательного процесса. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Поэтому для социально-педагогической реабилитации своих учащихся стараюсь вводить различные интересные для детей занятия. Одним из них является создание кукольного театра «Теремок».
Как мы знаем, сказка – язык детства, а также самый верный и короткий путь к детскому сознанию и сердцу. Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал «Духовная жизнь ребёнка полноценна только тогда, когда он живёт в мире сказок, музыки, фантазии, творчества».
Мир ребёнка – это мир действия и деятельности, а куклы дают возможность войти в мир сказки и объединить собственные интересы ребёнка с задачами педагога:
Занятие в кукольном кружке развивает речь учащихся, их эмоциональную сферу, мелкую моторику, обогащает словарь ребёнка за счёт знакомства с лексикой сказки (коррекционные задачи); формирует интерес и любовь к русскому народному творчеству, даёт детям чётко выраженное представление о добре и зле, доступное для детского восприятия, учить мужеству, смекалке, добру и любви ( воспитательные задачи); ребёнок познаёт окружающую действительность, формируются умения осознанного, правильного чтения текста, он раскрывает идею произведения, даёт характеристики действующим лицам в сказке, работает вместе с педагогом над интонацией (познавательные задачи).
В марте 2011 года в нашем интернате состоялась презентация кукольного театра «Теремок». В работе над созданием кукольного театра помогли спонсоры, друзья детей интерната - магазин «Развивай - ка» (Ботуев Н.Н.) и Сахацирк (Расторгуев С.В.).

Саха цирк. Директор Расторгуев С.В. Семья Ботуевых, магазин «Развивай-ка».


Весной 2014 года в связи республиканским проектом «Музыка для всех» по группам и классам мы решили поставить не простые сказки, а музыкальные. Каждая группа выступала по своему творчески. Готовили не только слова к спектаклю, но и песни. Все любят музыкальные сказки, мультики. Дети знают и любят песенки из разных сказок.
Нашим детям с ограниченными возможностями здоровья музыка имеет большую коррекционную функцию. Слушая музыку и исполняя разные песни, у детей развивается воображение, музыка стимулирует головной мозг, развивается память. Дети учат слова песни быстрее, чем стихотворение, ведь связь музыки и речи огромна. И каждый знает, что музыка благотворно влияет на эмоциональное состояние ребёнка и на характер. Вся работа кружка кукольного театра подчинена одному результату – рождению музыкального спектакля на сцене, которое способно зажечь в юных актёрах и зрителях подлинную театральную радость.
Работа постановки сказки начинается с подбора сказок. Педагоги интерната подобрали для выступлений детей знакомые сказки, которые они прочитали на страницах своих учебников и то, что видели в виде мультфильмов по телевизору.
Наряду с разучиванием слов песен к этим ролям идёт работа по изготовлению детьми и педагогами куклы – выбранного ими героя. Смастерить персонаж своими руками – значит выпустить на волю фантазию ребёнка. Дети знакомились с технологией изготовления куклы, трудились над ней несколько недель. Во время выступления дети пели голосом своих кукольных персонажей, одновременно показывая движения своих героев, что очень сложно для данного контингента детей.

Ответственность каждого ученика за постановку спектакля велика: декорации дети меняют сами, отрабатывают мизансцены (куклы ходят, поют, танцуют). Дети рады – они уже актёры, с их помощью рождается сказка!
Чудеса, которые поражают воображение, начинаются с чтения, разбора текста сказки, песни, с прослушивания музыки. Дети с педагогами рисуют, мастерят иллюстрации, декорации к произведениям, под воздействием которых у ребят пробуждается фантазия и возникает желание самому стать героями этих сказок, «оживить» музыкальный, художественный образ.
Большое значение имеет оформление сцены: это у нас красочные, объёмные декорации, которые ученик смастерил вместе с учителем. Ребёнок, видя такую красоту, хочет достойно «как артист» разыграть спектакль «оживляя» образы сказки.
Подготовительный период постановки сказок дал свои результаты: классы, группы стали одной дружной командой, где важны все участники, где любое мнение будет высказано и выслушано, где каждый начал верить в себя и других.
Спектакли готовы! Можно показывать зрителям: ученикам, родителям, малышам, всем желающим. Посмотреть спектакли хотят все. Ученики-актёры выступают с удовольствием, родители с волнением следят за своими детьми.

Наши ежегодные кукольные постановки в интернате не проходят без выступлений любимых всей детворой клоунов Саха цирка. Дети волнуются перед выступлениями, но увидев весёлых клоунов, смеются, успокаиваются и начинают свой спектакль.
В день Музыкальной сказки в зале интерната, где царили дух творчества, музыки и сказочного волшебства, развернулись яркие и незабываемые действия из различных, любимых сказок.
Подготовительный и 1 класс поставили сказку «Колобок» и заняли 1 место. Песню Колобка пела Баева Зарина.

1-3 класс выступила со сказкой «Теремок», Девятаева Марина пела песенку «Мой щенок».

2-4 класс поставили сказку «Телефон».

2 «а» класс выступил с музыкальной сказкой «Бременские музыканты».


Дети исполнили 4 песни из этой сказки: всем классом пели песню «Бременские музыканты», Наумова Оля пела за Принцессу, Распутин Юра за Трубадура, Фомин Андрей за Короля. Всем зрителям очень понравились песни «Дуэт Принцессы и Короля», «Дуэт Трубадура и Принцессы».

Под песню Сыщика и Разбойника вышли братья Сергучёвы Данил и Денис. Атаманшей стала Иванова Марина.

7-8 класс поставили импровизированную сказку «Репка» с музыкальным сопровождением.
4 группа поставила сказку «Маленький принц». За принца пела Бакшинова Маша, а песню цветов пели всей группой.

5 группа, группа старшеклассников, под руководством воспитателей исполняли песни известных артистов российской эстрады. Сами нарисовали звёзд эстрады и пели под фонограмму.


Праздник удался на славу! Об этом свидетельствуют улыбки детей, радость и гордость за их выступление родителей, благодарность администрации школы-интерната за творческий подход педагогов интерната к воспитанию детей. Дети полюбили музыку, кукольный театр, так как детство без сказки невозможно!