Методическая разработка урока литературы по теме «П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»» (5 класс)

Методическая разработка урока литературы 5 класс
Выполнила: Ленькова Е.П.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 7
г. Камышина Волгоградской области
Тема: П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка».
Цели:
Образовательные: расширить знания о личности П.П. Бажова; дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа;
Развивающие: развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; развивать образное восприятие, творческое мышление.
Воспитательные: прививать учащимся интерес к родной литературе; воспитывать трудолюбие и бережное отношение к природе родного края; умение видеть и ценить прекрасное.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: портрет П.П. Бажова, иллюстрации к сказу «Медной горы хозяйка»; презентация (Приложение)
Методические приёмы: выразительное чтение; слово учителя; беседа; комментированное чтение; сообщение учащихся; интерактивное путешествие (мультимедиа – презентация).
Эпиграф:
Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут жить веками были
В чудесном малахите строк,
И не завянет на могиле
Чудесный каменный цветок
(Е. Хоринская)
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Приветствие;
Настрой учащихся на работу в классе.
Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение наизусть стихотворений С.Есенина.
3. Путешествие в мир творчества П.П.Бажова. (Презентация)
Учитель: П.П.Бажов родился в семье горнозаводского мастера 28 января 1879 г. на Сысертском заводе, что в 70 км от Екатеринбурга. Семья Бажовых, как и каждая рабочая семья трудового Урала, бережно хранила и передавала из поколения в поколение воспоминания о дедах и прадедах, которые хорошо знали своё дело и труд почитали как единственный смысл своей нелёгкой жизни. (Слайд №1.)

Долгими зимними вечерами слушали ребята рассказы о таинственных фантастических пощниках в работе, о встречах рудознатцев с самой Хозяйкой, Горной маткой или даже с Золотым полозом, которые иногда добры, а иногда и откровенно враждебны человеку. (Слайд №2.)

П.П.Бажов был единственным ребёнком в семье и потому имел возможность получить образование. С 1889 по 1893 гг. Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище, а с 1893 г. по 1899 г – в Пермской духовной семинарии. Среди семинаристов жили воспоминания о выпускниках прошлых лет – писателе Д.Н.Мамине – Сибиряке, изобретателе радио А.С.Попове. Когда Бажов учился в 4 классе семинарии, умер отец, а мать стала терять зрение. Чтобы помочь семье, пришлось искать дополнительный заработок. Но учился Бажов очень прилежно и по окончании получил предложение продолжить образование в духовной академии. Духовная карьера вовсе не привлекала 20 – летнего юношу, и от лестного предложения он категорически отказался. (Слайд №3.)

18 лет Бажов проработал учителем русского языка и все эти годы собирал фольклор. Литературный дебют состоялся в 1924 г., когда вышли его «Уральские были», рассказывающие о дореволюционном быте уральских заводов. Главной книгой П.П.Бажова считается сборник сказов «Малахитовая шкатулка», оставшийся незаконченным. (Слайд №4.)

В творчестве Бажова жанр литературного сказа нашёл наивысшее своё выражение. Ему подражали, порой копировали, но образец так и остался непревзойдённым. Произведения П.П.Бажова не стареют, они относятся к так называемым вечным книгам. (Слайд №5.)

4. Словарная работа
1) Запись в тетрадях отличие сказа от сказки
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.

(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)

Отличительные черты сказа:
Герои – люди обыкновенные
Фольклорная первооснова
Присутствие рассказчика – человека из народа
Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования

Отличительные черты сказки:
Волшебные герои – добрые и злые
Нет рассказчика
Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание
Не имеют реальной основы.
2) Чтение определений понятий «сказ» и «сказка» в учебнике (задание 8, стр.65)
5. Комментированное чтение сказа учителем.
6. Беседа по вопросам.
-Что в произведении «Медной горы Хозяйка» сближает его со сказкой, что в нём волшебное, а что – реальное, отражающее действительность?
-Почему это произведение нельзя назвать сказкой?
-Как вы думаете. Почему Хозяйка явилась Степану? Что необычного было в её облике?
-Почему Степан опасается малахитницы, но не хочет этого показать?

7. Итоги урока
1. После сегодняшнего урока появится ли у вас желание читать другие сказы П.Бажова?
2. Чем отличается сказ от сказки?

Домашнее задание: ответы на вопросы 9-11 стр.65; подготовить характеристику одного из героев сказа; нарисовать иллюстрации к сказу (по желанию).


Использованная литература:
Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.
Сборник П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка»
Учебник – хрестоматия для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной
images.yandex.ruдетские фото П.П.Бажова
lukoshko.netПавел Петрович Бажов
webskazki.comskazki_bajova.html








13PAGE 15


13PAGE 14315




15