Конспект урока 5 класс П. П. БАЖОВ. СКАЗ «МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА». Отличие сказа от сказки.


П. П. БАЖОВ. СКАЗ «МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА». Отличие сказа от сказки.
Цели: познакомить с биографией и творчеством писателя; ввести юных читателей в мир уникальных героев знаменитого уральского мастера сказов; раскрыть образ главного героя – труженика горного рудника; помочь увидеть силу характера Степана; донести до учащихся мысль, что труд, как и другие виды деятельности, может доставлять удовольствие; продолжить работу по развитию речи учащихся – учить устному рисованию портрета полюбившегося героя; развивать навыки быстрого выразительного чтения, умения находить в тексте нужные эпизоды.
Эпиграф:
Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом… Вне труда нет и человека.
П. П. Бажов
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение наизусть стихотворений Есенина.
II. Материал о жизни и творчестве писателя.
Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 г. в Сысертском заводе бывшего Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Детство прошло в среде уральских мастеровых, где нищий быт и суровые нравы сохраняли следы крепостнической эпохи. Его отец работал в металлургических цехах в Сысерти, Северском, Верх-Северском, Полевском заводах. Мать, кроме домашнего хозяйства, занималась рукодельными работами. Бажов учился в мужской земской трехлетней школе, в которой был талантливый учитель словесности, сумевший увлечь ребят литературой. Затем обучался в Екатеринбургском духовном училище, это было доступно для семьи, там была низкая плата за обучение. С 14 до 20 лет мальчик обучался в Пермской духовной семинарии. Учился Бажов отлично и по окончании семинарии получил предложение продолжить обучение бесплатно в Киевской духовной академии. Но юный Бажов мечтал об университете, поэтому решил отказаться от обучения в Киеве. Он начал учительствовать на родине. В течение 15 лет работал в школе и успел объездить весь Урал, интересовался этнографией, краеведением, фольклором.
«Его детство и отрочество прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ. Отец его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище Сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.      Мать писателя была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую-„рукодельню", где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Не щадя глаз, плела она кружева и вязала ажурные чулки для жен и дочерей заводского начальства. Это было большим подспорьем для семьи, особенно во время вынужденной безработицы мужа» 3.      Дома Бажов слушал рассказы отца и бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики — знатоки прошлого Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин.      «Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток» 4. «Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в подшитых валенках, не без задора вскидывал клинышек седой бороды, но все же чувствовалось, что доживал последние годы. Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах», — писал Бажов.      Василий Алексеевич Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумешковском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, «тайной силе», девке Азовке, бурой кошке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов. Он отличал свои рассказы от сказок. Павел Петрович вспоминал:      «Человек пять ребятишек уже давно ждут, но если кто-нибудь попросит сказку, старик всегда поправит: „Сказку, говоришь? Сказки — это, друг, про попа да про попадью. Такие тебе слушать рано. А то вот еще про курочку-рябушку да золото яичко, про лису с петухом и протча. Много таких сказок маленьким сказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житье да про земельные дела — это вот помню. Много таких от своих стариков перенял, да и потом слыхать немало доводилось... Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь — сказку!"»      Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: «Слыш-ко». Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы П. П. Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.      Бажов был единственным ребенком в семье, поэтому родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование. Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. В гимназии и реальном училище плата была значительно выше, требовалась дорогая форменная одежда, а в училище форма была не нужна и предоставлялось общежитие.      После учебы П. П. Бажов почти двадцать лет работал учителем. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 г., когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале «Красная новь» были опубликованы первые сказы Бажова, и среди них — «Медной горы Хозяйка». Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца своей жизни Бажов посвящает себя работе над книгой «Малахитовая шкатулка». Эта книга действительно как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня.      Будет очень хорошо, если учитель сможет показать ученикам какие-нибудь изделия из малахита и других самоцветных камней. На слух человек воспринимает только пять процентов всего объема поступающей информации, и важно, чтобы слуховые образы были подкреплены зрительным впечатлением и осязательными ощущениями. Не у всех детей дома есть изделия из драгоценных камней и самоцветов, и когда детей восхитит красота камня, они будут активнее воспринимать текст бажовских сказов.Художественно-литературная деятельность П. П. Бажова началась в возрасте 57 лет. Первый сборник «Сказы старого Урала» вышел из печати в 1939 г.
Все сказы можно тематически разделить на три группы: горняцкие сказы; старательские сказы; сказы мастеровых.
Реальное  место  событий  в  сказах – Полевский  завод  и  его  окрестности – смыкаются с фантастическим пространством – владениями малахитницы и других мифических персонажей.
После «Малахитовой шкатулки» Бажовым было написано немало других произведений, среди которых две автобиографические повести «Зеленая кобылка» и «Далекое – близкое». Но сказы остаются лучшим и главным художественным наследием писателя*.
      III. «Медной горы Хозяйка»      Комментированное чтение      Текст сказа должен непременно прозвучать на уроке в исполнении учителя. Постараемся передать детям неспешность, атмосферу тайны, легкую ироничность и глубокую мудрость сказа, особый колорит диалектных и устаревших слов. Для этого учитель, готовясь к уроку, должен сам прочитать вслух текст сказа и поработать над точностью звучания диалогов и описаний.      Чтение сказа занимает около 20 минут. По ходу чтения объясним некоторые слова.   Крепость — здесь имеется в виду крепостное право (рабочие уральских заводов были крепостными, прикрепленными к тем заводам, на которых они работали, и являлись, как и крестьяне, собственностью хозяев-заводчиков).      Душной (о приказчике) — вонючий, такой, от которого идет сильный дух, т. е. запах.      — Понравился ли вам сказ? Что показалось необычным? Какие герои вызвали ваше сочувствие?
Вопросы:
1. Чтение диалога Степана и Хозяйки Медной горы от слов «Парень хотел было слово молвить, …» до слов «… и сейчас же за горку, только хвост зеленый мелькнул».
2. Почему первым желанием Степана было уйти не замеченным хозяйкой? (Слыхал от людей, что малахитница «любит над человеком мудровать».)
3. Что заставило его остаться для беседы с хозяйкой? (Стыд, что испугался девки. «Хоть она и тайна сила, а все же таки девка. Ну, а он парень, ему, значит, и стыдно перед девкой обробеть».)
4. Какой человек нужен был хозяйке? (Смелый.)
5. Расскажите о первом испытании, которое приготовила Хозяйка для Степана? (Передать приказчику, чтобы он убирался с рудника.)
6. Что заставляет Степана выполнить данное поручение? (Молчаливое обещание, данное Хозяйке.)
7. Вспомните второе испытание Степана. В чем оно заключалось? (Не польстился  на  богатство  малахитницы,  не  предал  Настеньку.  Сумел сохранить в тайне все, что видел в горе, а также свадебные подарки хозяйки.)
8. Какое же третье испытание? (Забыть о том, что с Хозяйкой Медной горы встречался.)
9. В чем для Степана и его семьи заключалась помощь горной властительницы? (Помогла стать свободным Степану и его семье.)
10. Почему именно к Степану обратилась Хозяйка? (Увидела в нем старательного, честного работника. Несмотря на подневольный труд, он трудился во всю силу, не обманывая въедливого приказчика и, в первую очередь, себя. Его рабочая совесть была чиста.)
IV.Отличие сказа от сказки      Беседа      — Похож ли сказ на сказку? Чем он отличается от нее?      В сказке идет речь о вымышленных героях и событиях. Реальны в ней некоторые детали быта и жизни людей. Необыкновенны говорящие животные, волшебные предметы и помощники, в сказке действуют фантастические персонажи: Баба-яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный.      Сказ похож на сказку, в нем тоже есть необыкновенные персонажи, например Хозяйка Медной горы; с героями происходят необыкновенные события. И все же сказ отличается от сказки.      Запишем в тетради определение сказа.      Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.      В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно. Поэтому в сказе картины жизни и быта людей сочетаются с фантастическими событиями.      Прочитаем 11-й вопрос (с. 65 учебника), подумаем, почему в волшебных сказках место указывается неопределенно, а в сказах точно: «за Северушкой где-то», «на Гумешках то есть», «с Красногорки».      — Какие предания лежат в основе сказов Бажова?      — Как вы представляете себе рассказчика?      Нам представляется, что рассказчик — старый, опытный человек, который очень хорошо знает рудное дело, всю жизнь живет и работает на том же месте, где живут его герои. Он любит и уважает своих товарищей, со вниманием относится к природе, к чувствам и жизни других людей. Кажется, что сказитель старый, с седой бородой, с добрыми глазами и глубокими морщинами на лице. Одет он в старинную русскую одежду. Когда он рассказывает, то немного грустно улыбается.V. Устное рисование портрета героя.
Пример:
Перед нами молодой человек лет 23–25, высокий, худощавый. Глаза у него большие, серые, слегка отливающие зеленью. (Это последствия работы в Малахитовой шахте.) Лицо обрамляют светло-русые кудрявые волосы, повязанные вокруг головы кожаным шнурком, чтобы не падали на глаза. Нос у Степана прямой, слегка выделяется вперед; щеки чуть впалые, скулы широкие, подбородок с «ямочкой».
Одет Степан обычно: лапти, порты, длинная рубаха, на горловине, рукавах и подоле украшенная незатейливой вышивкой.
VI. Составление художественной характеристики героя.
Вопрос: Подумайте, какими качествами характера обладает наш герой?
Задание: выберите из перечисленных определений нужные для характеристики героя.
Красивый, честный, злой, завистливый, душевный, кроткий, грубый, дерзкий, добрый, жестокий, своенравный, услужливый, решительный, трудолюбивый, сердечный, скромный, лукавый, немногословный, умеет хранить чужие секреты и др.
Обобщите: каким человеком был Степан, мастер Красногорского рудника?
VII. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение описания портрета хозяйки Медной горы. Нарисовать портреты героев или иллюстрации к понравившимся эпизодам сказа.