Конспект урока Образы Степана и Хозяйки Медной горы


70. Класс: 5. Литература.
Тема: Образы Степана и Хозяйки Медной горы.
Тип урока Урок «открытия» новых знаний
Планируемые результаты (УУД)
Личностные: формирование этических требований, сложившихся в истории и культуре народаРегулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения
Предметные: научиться выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков.
Цель: Охарактеризовать героев сказа, выявить, в чем заключается их душевное богатство, за что любит их читатель, в чем их внутренняя красота.
Формы обучения Индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.
По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.
Формы работы Фронтальный опрос, работа в группах
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова П.П.Бажова из сказа «Синюшкин колодец»:
Глубокий, сказывают тот… колодец. Страсть глубокий.
Как вы думаете, что можно увидеть в колодце? Кто и почему может так говорить о воде?
В колодце, конечно, вода. А сказать так может только человек из народа, рассказчик. Он поэтичен, поэтому видит в серебристой воде такую глубину, очарование и тайну. Именно эта внутренняя глубина и привлекает нас своей непохожестью на ранее слышанные и прочитанные сказки. Только не увидеть её сразу.
- О чем еще можно так сказать?
-Какова же тема нашего урока?
-Какие цели поставим перед собой?
(Тема нашего урока – «Образы Степана и Хозяйки Медной горы». Мы остановимся на одном сказе Бажова «Медной горы Хозяйка», познакомимся с особенностями жанра сказа, с его героями, будем сравнивать словесное описание и художественное изображение героев).3. Актуализация знаний
-Ребята, а что вы уже знаете о Бажове?
- Вспомните основные особенности жанра сказки?
Проблемный вопрос: А чем же сказ отличается от сказки?
4. Первичное усвоение новых знаний
Доклад обучающегося (составление синквейна)
Слово учителя.
Ещё при жизни его называли добрым волшебником. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Слово «наш» часто добавляли к имени писателя.
Родился он 28 января 1879 г. в Сысерти, на Урале, в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. С детства нравились ему, легенды, сказки и песни родного Урала.
Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать.
У Бажова и прозвище уличное было Колдунков. Позже он будет подписывать им свои произведения.
Ещё мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы. Сысертские ребятишки любили прибегать к дедушке Хмелинину (сторожу дровяных складов при Полевском заводе), чтобы послушать его рассказы. А этих рассказов дедушка Слышко (так его звали из-за его вечной присказки «слыш-ко») знал множество.
В Екатеринбурге, в этом доме, жил и работал уральский сказочник, друг всех ребят – П.П. Бажов.
Павел Петрович не просто пересказал услышанное когда-то от деда Хмелинина, он создал талантливые произведения, необычные по своему жанру – сказы.
Долгие годы Бажов собирал Сказы, как камни в Малахитовую шкатулку, и поэтому самый полный сборник Сказов носит название «Малахитовая шкатулка», который увидел свет в 60-й день рождения Павла Петровича, 28 января 1939 года в Свердловске. Работал он по ночам, когда дом затихал. Писал, стоя за отцовской конторкой, самодельной ручки машинки. А когда совсем плохо стало с глазами, стал печатать на машинке, которую ему подарили писатели.
5. Первичная проверка понимания
Составление синквейна «Бажов»
Проверка домашнего задания (краткий пересказ сказа)
6. Первичное закрепление.
Знакомство с жанром сказа (составление таблицы) Работа в парах.
Дома вы читали сказ «Медной горы Хозяйка» П.П. Бажова.
Что же называется сказом? В чём сказ не похож на сказку? Откроем учебники и узнаем точный ответ на вопрос. (Ответы учащихся).
-Ребята, Сказка – жанр русского народного или литературного творчества, рассказывающий о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях, героях.
-Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора, т.е.
Сказ –
это повествование, ведущееся от лица рассказчика;
не имеет зачина;
имеет реальную основу.
-Как вы думаете, чем отличается сказ и сказка?
-Давайте прочитаем и запомним отличительные черты сказа и сказки:
Отличительные черты сказки:
Волшебные герои – добрые и злые
Нет рассказчика
Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание
Не имеют реальной основы.
-Вам теперь понятно, что такое сказ и сказка?
Отличительные черты сказа:
Герои – люди обыкновенные
Фольклорная первооснова
Присутствие рассказчика – человека из народа
Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.
Вывод: Значит, отличие сказа от сказки в том, что в события, описываемые в сказках, люди верили; в сказах, как в сказках, есть чудеса и фантастика, но они служат объяснению непонятных явлений природы, свойств полезных ископаемых, способов их добычи; в сказе всегда слышится голос рассказчика, причастного к событиям, ободряющий или осуждающий героев, он говорит колоритным народным языком, полным местных словечек и выражений; сказ – устная форма речи, перенесённая в книгу.
Словарная работа.
Многие слова, которые встречаются в сказе, вам не понятны, поэтому наши ребята (индивидуальное д/з учеников) записали их в словарик . Сейчас они дадут разъяснения:
1 ученик 2 ученик (пишут на доске)
Пялишь – смотришь. Приказчик – представитель Наигрыш –пустые разговоры. владельца на заводе, главное лицо.
Душной козёл – злой, жестокий, подлый человек. Приискаться – придраться.
Изробленный –измученный. Артуть девка – очень живая.
Надзирать – наблюдать. Хезнуть – слабеть.
Забой – место, где вырубают руду. Пониток–одежда из домотканого
Роблю – работаю. сукна. Коли – если.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Сопоставление словесных портретов героев сказа.
-В сказе Бажова « Медной горы Хозяйка» несколько героев.
Кого вы назовёте главными героями сказа? (Хозяйку и Степана)
-Прочтите описание портрета Хозяйки… Что необычного в её облике?
-Что особенно удивило Степана?
-Какой вы себе представляете Хозяйку…?
-Сравните это литературное описание с портретами «Хозяйка Медной горы» П.Караченцова, И.Пчелко и Н.Кочергина. (Демонстрация иллюстраций)
Какой из них вам нравится больше и почему? ( Ответы детей)
Хозяйка на иллюстрации П. Караченцова и И. Пчелко похожа на колдунью, у неё хитрый взгляд, коварная улыбка. Чёрная коса переброшена на грудь, красные серёжки, ярко выделяющиеся на её фоне, усиливают это впечатление. Есть в Хозяйке что-то ведьминское.
Хозяйка в изображении Н.Кочергина скорее величавая русская красавица, серьёзно и пытливо смотрят её глаза, нежные руки бережно держат сундучок или шкатулку с горными секретами. Она ждёт от тех, кто встретится ей чего-то важного, ответственного.
Беседа.
-Встреча с Малахитницей стала для Степана судьбоносной.
-Как он объясняет, что не боится малахитницу? ( «Кого мне бояться, коли я в горе роблю?»)
-Какой отрицательный герой появляется в сказе? (Приказчик)
-Почему Степан решил сделать так, как велела ему Хозяйка? (Приказчик «душной был - гниль какая-то в нутре у него была…Не сказать - тоже боязно… А хуже того стыдно перед девкой хвастуном себя оказать».)
-Чем закончилось это событие? ( Хозяйка помогла Степану, сняла с него цепь и показала своё приданое .)
-Как отнеслась Хозяйка к отказу Степана от женитьбы на ней? ( «Молодец! Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменную девку» . ---Подарила шкатулку, помогла получить вольную.)-Как сложилась судьба Степана? ( Женился, обзавелся домом, но стал болеть. «Счастья в жизни не поимел».)-Почему сказ закончился печально? ( В этом его отличие от сказки, автор рассказывает достоверную историю. )-Что в сказке реального, а что фантастического? (Реальна жизнь Степана, других рабочих; фантастична сама Хозяйка, её царство, помощь Степану, чудеса.)
Возвращение к проблемному вопрсу.
8. Информация о домашнем задании
Нарисовать свои рисунки к сказу П.П. Бажова.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Что вы сегодня узнали нового?
- О каких проблемах задумались?
- Как оцениваете свою работу?
- Как вы думаете, чем же займемся на следующем уроке?Выставление оценок.