Конспект занятия по развитию речи Мои любимые игрушки 2 младшая группа

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе
«Мои любимые игрушки»
Программные задачи:
Образовательные: расширять словарный запас детей, развивать связную речь. Закреплять умения описывать игрушку. Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Развивающие: развивать умение использовать в беседе накопленные знания. Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к игрушкам, отзывчивость, умение слушать друг друга.
Предварительная работа:
Чтение и разучивание стихов, беседа «Моя любимая игрушка». Разгадывание загадок. Сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Детский сад».
Оборудование:
Игрушки (куклы, машинки, мячи, конструктор, мягкие игрушки, музыкальные игрушки, солдатики, матрешка, паровоз и т. п.); карточки «Что лишнее».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?
Дети: Да, любим.
Воспитатель: К кому вы ходите в гости? А нравится вам, когда гости приходят к вам? Почему? Кто приходил к вам в гости? Но гостей надо уметь встречать. Вы слышите, кто-то стучится, может быть к нам пришли? Сегодня к нам в гости прибыли игрушки из соседней группы. Встречайте их. (Вносится большая корзина с игрушками).
Воспитатель: Ребята, как нужно приветствовать гостей?
Дети: Здравствуйте, мы вам очень рады, проходите, пожалуйста!
Дидактическое упражнение «Давай познакомимся».
Воспитатель: Ребята, давайте знакомиться. Нужно назвать свое имя и сказать, какими игрушками вы больше всего любите играть. На пример: «Меня зовут Лариса Николаевна. Я очень люблю играть с конструктором и мячом». А теперь вы представьтесь нашим гостям.  
Дети называют себя и свои любимые игрушки.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Предлагаю вашему вниманию наших гостей.
Игра «Угадай игрушку»
Первый вариант Взрослый показывает ребенку 3–4 игрушки, а ребенок должен их назвать. Надо сразу научить ребенка правильно называть предмет: «Это заяц (лиса, утенок)».
Второй вариант Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их
Воспитатель показывает картинки с изображением предметов.
«Четвертый лишний».
Ребята, на этой картинке изображены предметы. Один из них лишний. Какой? Почему? Все предметы – это игрушки, а один – не игрушка (предмет посуды, мебели, инструмент, продукт питания, растение и т. п.)
Дидактическая игра
Воспитатель: Вы знаете, что игрушки бывают и большие, и маленькие. Давайте поиграем. Каждый из вас расскажет о своей игрушке: «Большая – рыба, а маленькая – рыбка».
Большая кукла – маленькая куколка.
Большой мяч – маленький мячик.
Большая машина – маленькая машинка.
Большой заяц – маленький зайка.
Большой барабан – маленький барабанчик. Дидактическое упражнение «Большой - маленький»
Воспитатель: Ребята, что-то мы засиделись. Давайте поиграем, ручки-ножки потренируем.
Вышел зайчик  Вышел зайчик погулять. Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)  Вот он скачет вниз по склону, забегает в лес зелёный.  И несётся меж стволов, средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)  Зайка маленький устал. Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)  Замер зайчик средь травы, а теперь замрем и мы! (Дети садятся.) 
Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием.
Воспитатель: Ребята, в нашей корзине я вижу игрушки. Да не простые, а музыкальные.
Какие, вы мне скажите. Слушайте внимательно.
Ой, звенит она, звенит
Всех игрою веселит,
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Что такое? Отгадай-ка!
Это наша (Балалайка).
Воспитатель:
Очень весело поет, если дуется в нее
Ду-ду-ду, да-да-да. Так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка, а что же это? (Дудочка).
Воспитатель: Все инструменты отгадали. Молодцы!                   
Бум-бум, тра-та-та!
Барабан гремит с утра.      
Приготовьте указательные пальчики – «барабанные палочки», сейчас будем барабанить ими по столу и говорить:
«Бам-бам-бам». «Бим-бим-бим». «Бум-бум-бум». «Бем-бем-бем».
Дидактическое упражнение «Барабан».
Рефлексия
Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Сейчас вы можете поиграть с игрушками. Эти игрушки дали нам ребята из соседней группы, и они будут огорчены, если мы вернем им какие-то игрушки поломанными. Расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят.
Дети: Не бросать их на пол, на них могут наступить. Не кидаться игрушками. После игры аккуратно положить игрушки на место.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе

Тема: «Зима снежная»

Цель: расширить представления детей о зиме через познавательно-исследовательскую деятельность

Образовательные задачи:
Формировать представление о том, что есть места, где всегда зима. Дать представления о свойствах снега (холодный, белый, от тепла тает).
Развивающие задачи:
Расширять представления о характерных особенностях зимней природы - холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду. Стимулировать использование исследовательских действий.
Воспитательные задачи:
Воспитывать аккуратность, организованность.
Основная образовательная область: познавательное развитие
Интегрированные образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы:
Игровой: игровая ситуация в гости пришел белый медведь Умка
Наглядный: рассматривание снега, снежинок, ИКТ
Словесный: вопросы, образец высказывания, повторение, художественное слово.
Практический: исследовательские действия со снегом
Словарная работа: зима, вьюга, снег – белый, холодный, тает, грязный, вода, снежинка.
Оборудование: ИКТ слайды, миска со снегом, стаканы на каждого ребенка, большой прозрачный стакан, снежинки, вырезанные из бумаги, «снежки»
Ход
1 часть.
Внезапно в группе слышится шум вьюги.
- Дети, что это такое? Откуда этот звук? (предположения детей)
- Это наверно зима нам вьюгу принесла. Как воет вьюга? (ууууу-уу)
- А что еще зимой бывает? (много снега, морозы, солнышко не греет и т.д.) если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы.

2 часть.
- Ребята, а вы знаете, что есть места, где всегда зима, не бывает там лета. Там живут белые медведи. (слайд №1 – белые медведи в Арктике)
Вот сегодня к нам пришел Умка – белый медведь. Он живет далеко-далеко, где всегда зима.
Умка: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются)
- Умка очень любит зиму, а особенно он любит играть со снегом, он знает про него все, ведь он умный медведь.
- А хотите и вы узнать о снеге больше? (Да)
Воспитатель вносит миску со снегом.
Дети, потрогайте снег. Какой он?
- Холодный, белый, пушистый.
- А как вы думаете, снег состоит из чего?
- Из снежинок. (Слайд №2 – изображение снежинок под микроскопом) Если снежинки увеличить и рассмотреть близко-близко, то они будут выглядеть вот так. На что похожи снежинки? (звездочки, цветочки)
- А теперь возьмите немного снега в ладошки и послушайте
У моей Иринки
Две красивые снежинки.
Всем хотела показать,
Глядь – снежинок не видать.
- Дети, откройте ладошки (снега нет). Куда исчез снег?
- Растаял.
- Во что превратился?
- В воду.
- Почему?
- Ладошки теплые.
- Ребята, положите каждый по немного снега в стакан. А пока он тает, мы с вами поиграем в снежки с Умкой.
П\и «Снежки»
(Дети метают друг в друга «снежки» под веселую музыку)

- Ребята, что случилось со снегом в стакане? (он растаял) Почему? (Потому что в комнате тепло)
Воспитатель сливает воду со стаканов детей в один большой прозрачный стакан, показывает:
- Какая вода получилась из снега?
- Грязная.
-Такую воду пить можно?
- Нет.
- А снег есть можно?
- Нет.
- Почему?
- Потому что грязная вода получается из снега.
3 часть. Ребята, Умка говорит, что ему становится жарко в теплой комнате. Как мы ему можем помочь? (предположения детей – открыть окно, вывести его на улицу, подуть, укрыть снегом и т.п.) А давайте, укроем его снежинками и подуем на них.
Игра «Дуем на снежинки»
Вот Умке стало прохладно, он вас благодарит за помощь и говорит, что ему пора домой к маме.
Дети прощаются с Умкой.
Итог занятия.
- Кто к нам приходил в гости? Откуда он пришел?
- Что Умка любит больше всего? Что мы делали со снегом?
- Вам понравилось играть со снегом?