Формирование коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ YIII dblf, через развитие связной речи на уроках.


Формирование коммуникативных умений младших умственно отсталых школьников, через развитие связной речи на уроках.
Речевое недоразвитие, слабость побудительных к речи мотивов вызывает у умственно отсталых школьников затруднение в общении с окружающими людьми. В.Г. Петрова справедливо замечает, что у. о. ребёнок, владея в той или иной степени речью,.. редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и не всегда правильно. Вместе с тем установлено целенаправленное воздействие на речь у. о. учащихся приводит к её совершенствованию и развитию навыков более точному выражению мыслей, адекватного ведения диалога. Именно эта закономерность требует, чтобы педагогическая деятельность учителя была нацелена на коррекцию недостатков всех сторон речи детей, на её развитие и активизацию в той степени, в какой она может быть использована как средство общения.
И так как общение выступает основой дифференциации и развития психической деятельности в раннем онтогинезе (Выготский, Лисина). Так происхождение личностных, познавательных, регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребёнка с социальным (учителем) и близким (родителями) взрослым и сверстниками.
В результате диагностических данных
Поэтому мной и была выбрана тема: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через развитие связной речи на уроках чтения.
Цель: Коррекция недостатков связной речи у. о. детей, её развитие и активизация в той степени, в какой она может быть использована как средство общения.
Задачи: Изучить литературу по данной теме.
2. Создать необходимые условия для реализации поставленной цели, а именно направить развитие связной речи на работу над связным высказыванием, в которой суммируются все достижения у. о. ребёнка в овладении языком.
3. Систематизировать педагогические средства (направления работы, языковой материал, методический инструментарий) в единый принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи.
4 Внедрить ы учебный процесс данный принцип.
Развитие речи учащихся – это процесс длительный и очень сложный требующий систематического и целенаправленного вмешательства преподавателя. Работа по развитию речи осуществляется на уроках русского языка, чтения, на специальных уроках по развитию речи.
Направления в работе:
Работа в группах. (создание ситуации речевого общения).
Самостоятельная работа учащихся (Смысловое чтение (чтение с заданиями, чтение с последующей переработкой текста в таблицу, с последующим воспроизведением через связное высказывание)).
Совместная деятельность учителя и учащегося.( Значение игры в учебном процессе описано многими авторами (Макаренко, Выготский) Классификация игр разнообразна, каждый автор дает свою классификацию. Но нашей задачей, в рамках решения поставленной проблемы, является применить через игру учебный материал и в то же время направить игру на формирование умений слушать другого, понимать его ( «Спрашивающий и отвечающий», «Забытый герой», «Театрализация стихотворения, диалога», «Дискуссия», «Встреча сказочных героев»))
Языковой материал (Педагогические средства используемые на уроках):
Учебные задания , связанные с работой над словом.
Учебные задания на развитие связной речи устного пересказа, письменного изложения.
Учебные задания, связанные с работой над словосочетанием и предложением.
Учебные задания по предупреждению и устранению речевых ошибок.
Все это основывается на закономерностях усвоения речи, открытыми и сформированными ученым-методистом Л. П. Федоренко. Усвоение речи ребёнком зависит от:
От натренированности мускулатуры его органов речи.
От понимания ребёнком лексических и грамматических значений языковых единиц;
От развития у ребёнка восприимчивости к выразительности речи;
О развития чувства языка (языкового чутья) как способности запоминать нормы употребления языковых единиц в речи;
Усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной;
Темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования рече-творческой системы ребёнка.