Совместная непосредственная образовательная деятельность детей раннего возраста с родителями с использованием элементов песочной терапии.


Совместная непосредственная образовательная деятельность детей раннего возраста с родителями с использованием элементов песочной терапии.
«Осенняя прогулка».
Материалы: мягкая игрушка-кукла; вырезанные из бумаги желтые и красные листья деревьев (можно использовать настоящие осенние листья); игрушечные грабельки (по количеству детей); индивидуальные подносы с песком, емкости, шишки, орехи каштана, крылатки ясеня и др.; световой стол или юнгианская песочница, игрушки для инсценировки; заготовки из плотного картона в виде осенних листьев, речной песок, манная крупа, мелкая поваренная соль, рис, горох, клей ПВА или клейстер, кисти для клея или губка.
Ход НОД:
Приветствие «Круг приветствия». Дети сидят по кругу вместе с родителями. Педагог от имени игрушки-куклы здоровается по очереди со всеми участниками, проговаривая текст:
Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
Здравствуй, Ванечка,
Здравствуй, мама Ванечки.
(и т.д.)
Пальчиковая гимнастика «Ежик». Педагог спрашивает детей, откуда они пришли, гуляли ли сегодня, был ли дождь на улице, и предлагает поиграть.
Ежик, ежик,
Пальцы одной руки пропустить между пальцами другой руки, пошевелить пальцами.
Видишь: дождик
Так и льет как из ведра.
Может, на небе дыра?
Постучать кончиками пальцев по столу.
Соединить указательные и большие пальцы обеих рук, посмотреть сквозь отверстие.
Что сидишь без толку? Пальцы сложить в кулачки.
Доставай иголку. Выставить указательные пальцы, подвигать пальцами вперед-назад.
По тропинке
В горку топай,
Дырку на небе заштопай.
В. Степанов «Шагать» пальцами правой руки по левой руке к плечу.
«Шагать» пальцами левой руки по правой руке к плечу.
Разминка «Осень». Педагог из «волшебного сундучка» достает сюрприз — осенние листья. Обращает внимание на их цвет, объясняет, что это осенние листья. Берет в руки один листок и, сопровождая словами, демонстрирует действия, которые можно совершать с листком: покрутить за черенок, сдуть с ладошки, помахать, как веером. Как только детям будет трудно сдерживать себя, и они потянутся к листочкам, рассыпать их осторожно в центре круга и предложить всем поиграть.
Осень, осень, чудеса,
Во дворе лежит листва.
Это красный листок,
Полетит он высоко!
Это желтый листок,
Полетит он далеко! Хлопки в ладоши.
Погладить листочки.
Взять красный листик в руку; поднимать и отпускать его.
Взять желтый листик в руку и бросить его в центр круга.
Затем педагог предоставляет возможность участникам исследовать листочки, поощряя инициативу, покидать друг на друга. Разминка заканчивается уборкой. Педагог объясняет, что опавшие листья дворники убирают граблями и метелками.
Подготовка к направленным играм с песком «Грабельки».Педагог приглашает всех отправиться на «осеннюю прогулку», поиграть в песочнице. Спрашивает детей, что им нужно для этого. Принимаются любые ответы, педагог поощряет любую активность детей. Затем педагог достает из «волшебного сундучка» грабельки, раздает детям, предоставляет возможность их исследовать: потрогать, постучать, провести зубчиками по ладони, предплечью,
Направленные игры с песком «Дворники». Педагог предлагает емкости и индивидуальные подносы с песком, на котором разбросаны шишки, орехи каштана, крылатки ясеня и др. Педагог предлагает собрать грабельками все из песка и сложить в емкости. Хвалит малышей за старания.
Встанет дворник на заре,
Подметет все во дворе.
Грабли в руки он возьмет
И весь мусор соберет.
Игра «Дождик». Педагог предлагает индивидуальные подносы с песком. Педагог показывает своим примером, что можно делать в песке: водит пальцами, перебирает песок. Как только исследовательская активность детей утихнет, педагог проводит игру.
Тучки хмурые сбежались,
С неба дождиком грозят. Разгремелись, раскричались, Кулачками ударять друг о друга над подносом.
Капли с крыш уже скользят. Подушечками пальцев легко прикасаться к песку.
По асфальту дождь закапал, Подушечками пальцев постукивать по песку.
По скамейкам побежал, Постучать подушечками пальцев чуть сильнее.
А потом ужасный ливень
Нас в песочнице застал. Сильно постучать подушечками пальцев, но так чтобы песок не попадал за борта подноса и в глаза.
И вокруг ручьи текут,
Словно реки широки, Проводить пальцами по песку.
В море нас с собой зовут: «Собирайтесь, моряки!» Разводить песок руками, образуя море в подносе.
Сказка «Зимний домик для аиста». Используя световой стол или юнгианскую песочницу и игрушки для инсценировки, педагог разыгрывает в песочнице сказку.
Сказка: «Зимний домик для аиста»
Все лето аист жил в гнезде. Но пришла осень, и каждый день становился все холоднее и холоднее. Все в лесу начали готовиться к зиме — утеплять свои дома и делать запасы. И аист решил, что ему тоже нужен теплый дом. Но как его строить, он не знал, потому пошел к мышке:
- Мышка, мышка, покажи свой домик. Я себе такой же построю и буду зимовать в нем.
- Хорошо, — сказала мышка и показала аисту свою норку. Попробовал тогда аист клювом вырыть норку. Копал, копал, да
ничего у него не получилось. Отправился дальше он — к белке:
- Белка, белка, покажи свой домик. Я себе такой же построю и буду зимовать в нем.
- Хорошо, — сказала белка и показала аисту свое дупло. Попробовал тогда аист клювом выдолбить дупло. Бил, бил по дереву, да ничего у него не получилось. Отправился дальше он — к бобру:
- Бобер, бобер, покажи свой домик. Я себе такой же построю и буду зимовать в нем.
- Хорошо, — сказал бобер и показал аисту свою хатку на воде. Попробовал тогда аист клювом собирать ил и лепить из него.
Собирал, собирал, да ничего у него не получилось. Отправился дальше он — к медведю:
- Медведь, медведь, покажи свой домик. Я себе такой же построю и буду зимовать в нем.
- Хорошо, — сказал медведь и показал аисту свою берлогу. Попробовал тогда аист клювом хворост собирать и строить из него домик. Собирал, строил, да ничего у него не получилось.
А осень тем временем уж зиму позвала. Вот-вот снег выпадет. Деваться было некуда аисту, и отправился он тогда зимовать в жаркие страны. Взмахнул крыльями, да только его и видели.
Игра «Путешествие». Педагог приглашает детей отправиться в «песочные страны на поезде». Участники идут по кругу, держа друг за друга за плечи, или садятся на поставленные друг за другом стульчики.
Поезд мчится и пыхтит,
Словно молния летит.
Пых-пых, чух-чух!
Он в страну нас отвезет,
Там где сказка оживет!
Пых-пых, чух-чух!
Свободная игра в песочнице «Домик для...» Игра проводится в свободной форме. Все дети работают в индивидуальных песочницах. Имеют доступ к воде и игрушкам-миниатюрам. Педагог предлагает им выбрать фигурку животного и построить для него и его друзей домик на зиму.
Продуктивная деятельность с песком «Тактильные листочки».
Материалы: заготовки в виде листьев, клей ПВА или клейстер, кисти для клея или губка.
Дети вместе с родителями готовят свое рабочее место за общим столом. Педагог раздает каждому ребенку по одному осеннему листу, вырезанному из плотного картона. Остальные заготовки осенних листьев выкладывает в центре, оставляя в свободном доступе. Педагог показывает, как капнуть клей на заготовку и размазать по всей поверхности, сверху насыпать любой из сыпучих материалов (песок, манная крупа, мелкая поваренная соль, рис, горох). Процедура повторяется с другими заготовками, используя каждый раз другой сыпучий материал. Предложить родителям использовать дома изготовленные тактильные листочки для развивающих игр: поиск пары на ощупь, выстраивание последовательности от самого гладкого к самому шершавому и т. д.
Прощание.Игра на коленях у мамы «Прогулка». Родители покачивают детей па коленях, педагог покачивает куклу. На последних словах родители раздвигают колени и опускают малыша вниз, имитируя падение.
Эх!
Прогулка удалась:
Отыскал такую грязь!
Пробегусь туда-обратно —
Мне – смешно,
И ей — приятно!
Разбегусь, поскользнусь,
Прямо в лужу повалюсь!
(По А. Орловой.)
Круг прощания.
До свидания, малыши,
До свидания, мамы,
До свидания, папы (бабушки, дедушки, няни...).
Крепко за руки возьмемся
И по кругу мы пройдемся,
Скажем дружно всем: «Пока»,
«До свидания», «Ура»!