Практическая работа Определение лексического значения слов. Явление многозначности слов


Практическая работа № 3
Тема: "Определение лексического значения слов. Явление многозначности слов"
Цель: Рассмотреть такое лексическое явление как, многозначность; совершенствовать умения студентов разграничивать способы переноса значения слова; углубить знания учащихся о художественных средствах языка, основанных на переносном значении слов; выявить роль употребления многозначных слов в речи; развивать языковую компетенцию студентов; совершенствовать правописные навыки.
Ход работы.
I. Организационный момент.II. Сообщение темы и целей работы.
III. Работа с учебником.
1. Познакомьтесь с материалами учебника на странице 20. Приведите свои примеры слов, когда изменение оттенков лексического значения приводит к изменению их грамматического значения. (Золотые ложки – золотые локоны – золотые руки; вкусное мороженое – мороженое мясо).
2. Письменное задание. К упражнению № 29 составьте две группы слов:
1) с одинаковым лексическим значением; 2) с одинаковым грамматическим значением.
3. Работа с тетрадями – памятками. Составление таблицы "Способы переноса значений слов", используя имеющиеся знания.
Способы переноса значений слов
Метафора Метонимия Синекдоха
Перенос осуществляется на основе
Сходства (скрытое сравнение, можно заменить конструкцией с союзом как) Смежности (смещение названия с одного предмета на другой) Смещение названия с части на целое и наоборот
1) внешнее сходство:
– формы (лента дороги, целый день за баранкой)
– цвета (золотые волосы, изумрудные глаза) Смещение названия
1) материала на изделие из него (в соболях купается, на золоте едал, завоевал бронзу);
2) содержащего на содержимое (съел две – одна голова хорошо, а две лучше;
– в семье семь ртов;
– посторонним лицам вход запрещён;
– размера, количества (море слов, океан слёз)
– плотности (железные мускулы, стальные нервы, стена дождя)
– степени подвижности (поезд ползёт, мчатся облака);
2) расположения (нос корабля, подошва горы);
3) функции (паутина лжи, погасить ссору);
4) ценности (гвоздь программы, жемчужина поэзии);
5) впечатлений (горячая любовь, ледяной взгляд) тарелки, выпил стаканчик);
3) действие на орудие этого действия (кисть Левитана);
4) произведения на автора (люблю Достоевского);
5) места на людей, находящихся в нём (аудитория пишет);
6) действия на место, где оно происходит (остановка, переход, выход) – я стою за синей рубашкой;
– студент нынче не тот;
– ты шляпа
Изобразительно-выразительные средства
– метафора (зеркало затона, дождь цветов, буря аплодисментов);
– олицетворение (дождь барабанит, ветер завыл, шепчут травы);
– эпитеты (кислое выражение, сладкий поцелуй, шёлковые косы) – метонимия (Летят алмазные фонтаны с весёлым шумом к облакам);
– эпитеты (коварная улыбка, умный совет, синий вечер) – синекдоха (валить с больной головы на здоровую, сарафан за кафтаном не бегает)
IV. Закрепление.
1. Упр. 32. Прочитать текст стихотворения С.Есенина . Указать виды тропов, использованных в стихотворении. Определить их роль в создании художественного образа.
2. Беседа с осуществлением попутных записей в тетрадях.
– Какую картину представляет в стихотворении поэт? (С.Есенин создает образ раннего утра).
– Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт? (С.Есенин любит природу и изображает ее, как живое существо).
(В этом ему помогает олицетворения: "задремали звезды", "улыбнулись березки", "растрепали косы", крапива "шепчет шаловливо".Картина раннего утра получилась яркая, запоминающаяся, благодаря использованию метафор( зеркало затона, задрожало зеркало, сетка небосклона, шелестят сережки, крапива обрядилась перламутром) и эпитетов (сонные березки, серебряные росы).
– Какие образы используются в стихотворении, чтобы усилить впечатление доброго, любовного отношения автора к природе?
(Усиливает впечатление глубокой, искренней любви поэта к природе: изображение крапивы. Всем известно, что крапива неприятная, жгучая, ничего хорошего не несет она тем, кто тронет ее, а в стихотворении создается поэтичный образ этого растения. (Крапива, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!")
Это восклицательное предложение – пожелание добра всему, что окружает нас в жизни.
V. Индивидуальное задание. – Указать способы переноса названий.
Кольцо блокады. Лакей посадил розовый салоп в блестящий купе, потом вскарабкалась в него медвежья шуба. Луч надежды. Класс готовится к контрольной работе. Обращаться ко Льву Толстому. Копна волос. Израсходовать мешок. Солнце спряталось за ситцевой занавескою небес, Чёрно-бурою лисицею под горой улёгся лес.
– Какие изобразительно-выразительные средства используются в последнем предложении? (Эпитет, олицетворение, метафора)
VI. Обобщение.
– Назовите способы переноса наименований.
– Чем метафора отличается от метонимии?
– Синекдоха приходится "родной сестрой" метафоре или метонимии? Почему?
– Какие тропы используются в стихотворении Есенина?
– Примеров каких тропов в стихотворении нет?
VII. Самостоятельная работа, которую учащиеся закончат дома.
Из упражнения выписать примеры тропов и определить их роль в тексте.