Урок русского языка в 1 классе Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов

Русский язык – 1 класс

Урок №64
Тема: Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов
Цель: создание условий для практического овладения и употребления точной и правильной речи
Задачи:
Обучающие: организовать деятельность учащихся по наблюдению за речевыми ситуациями, создать условия для уточнения значения незнакомых слов
Развивающие: способствовать развитию воображения; памяти, внимания, логического мышления, речи обучающихся, развивать навыки групповой, парной и самостоятельной работы, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).
Воспитывающие: воспитывать любовь и уважение к людям, интерес к родному языку, любознательность.
Оборудование для учителя: учебник «Русский язык» С.В.Иванова, карточки-помощницы, ЭОР.
Оборудование для учащихся: учебник «Русский язык» С.В.Иванова, тетрадь «Русский язык» №2.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся (УУД)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Каждый наш урок, как происшествие
Нам на радость всем оно дано.
Ждёт нас ежедневно путешествие,
Пусть же не кончается оно.
Вы готовы узнавать новые тайны русского языка?
- самоопределение (Л);
- внутренняя позиция школьника (Л);
- учебно-познавательная мотивация (Л);

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

1.Запись даты.
2. Чистописание (индивидуально в тетрадях)
3. Словарная работа
Письмо с комментированием по памяти с самопроверкой.
4. Работа с звуковым анализом слов
Деревня, медведь, язык
-Назовите звуки мягких согласных
-Назовите, сколько в слове букв, звуков?
-Есть ли слова у которых звуков больше, чем букв
- У которых звуком меньше, чем букв?

Прописывание букв
- извлечение необходимой информации из зрительного образа(П);
- волевая саморегуляция (Р)
- познавательная инициатива (Р);
Анализ(П)

3. Выявление места и причины затруднения.

1. Работа с упражнением №1 стр. 137
- Прочитай, подумайте, почему в афише так много восклицательных знаков. Правильно ли Буратино обратился к продавцу билетов? А как ты попросишь в кассе билеты в театр?
- Приходилось ли вам бывать в театре?
- Что тебе понравилось? Расскажи
-Ребята, а есть ли среди вас, ребята, которые не знают значение этого слова?
- А что делать, если значение слова нам не понятно?
(найти значение слова в толковом словарике.
Театр – это род искусства, в основе которого является сценическое действие, (т. е действие в театре происходит на сцене) .Это действие возникает в процессе игры актёра перед публикой.
Составлять устно небольшое монологическое высказывание.
формулирование проблемы (П)
Анализировать устойчивые сочетания слов с опорой на приём развёрнутого толкования. (П)
- самоопределение (Л);

4. Построение проекта выхода из затруднения

Что мы сегодня будем обсуждать?
Определите тему урока.
Тема: Уточнение значения незнакомых слов
Рассмотрите страницы, по которым мы будем
работать. Как нам помогут учебник и тетрадь?
Определение целей
- самоопределение (Л);
- постановка познавательной цели (П);
- планирование, прогнозирование (Р);
- планирование учебного сотрудничества (К);

5. Реализация построенного проекта.

1. Работа в парах стр 139 упр 2
- Поработайте в парах, прочтите текст. Дети пришли в театр, значение каких слов им было непонятно?
- Как они узнали значения этих слов?
-А как ещё можно узнать значения непонятных слов?
- Прочитайте ответы ребят на вопросы рубрики «Давай подумаем». С кем вы согласитесь?
2. Работа с рубрикой «Обрати внимание» стр. 140
-Запишите значение слова бельэтаж в тетрадь
Наблюдать за текстом-описанием,
на основе наблюдения выделять языковые средства, которые позволяют определить внешность и характер.(П)
составлять небольшое устное монологическое высказывание (К)- познавательная инициатива (Р);
Устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую (определение характера, повадок животного по описанию его внешности и кличке)(П)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Комментированное управление. Деление слов для переноса – стр. 137 №5

- учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);
- построение речевых высказываний (П);

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в группах (з группы)
- Поработайте со словарями, найдите значения слов (по выбору учителя)
2. Самостоятельная работа с взаимопроверкой стр 142 упр 6.
- учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
Контролировать правильность и аккуратность записи.
Оценивать правильность выполнения заданий

8. Включение в систему знаний и повторение

2.Работа по выбору т. стр.32-34
№4 – соединить модель, транскрипцию и буквенную запись слова
№5 – выбрать нужные слова и вписать их
№7 – списать

Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения (П).
Осуществлять самоконтроль при постановке вопросов к словам, при использовании правила переноса слов и при списывании. (П)
волевая саморегуляция (Р);
- самостоятельная адекватная оценка
правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Сегодня я повторил
Сегодня я узнал новое
Сегодня я научился
Мне еще надо учиться
внутренняя позиция школьника (Л);
- адекватное понимание причин успеха / неуспеха







15