Урок русского языка в 7 классе на тему: «Лингвистическая сказка»


ФИО Филатова Светлана Ивановна
Стаж работы 20 лет
Место работы КГУ «ОСШ №23 г. Темиртау»
Должность учитель русского языка
Категория/уровень высшая/первый
Урок русского языка в 7 классе на тему: «Лингвистическая сказка»
Цель: сочинение лингвистической сказки через групповое сотрудничество.
Задачи:
развивать речь, обогащать словарный запас;
закрепить теоретические знания о частицах;
развивать навыки публичного выступления;
пробуждать интерес к русскому языку, повышая учебную мотивацию.
Ресурсы: образцы лингвистических сказок, маршрутные листы, стикеры, фломастеры, текст с теоретическим материалом о частицах, учебник.
Форма работы: в парах, групповая работа.
Ход урока:
Орг. момент. Психологический настрой на урок. Деление на группы по названиям сказок - («Колобок», «Репка»). Звучит музыка «В гостях у сказки».
Вступительное слово учителя. Узнали ли вы, ребята, эту мелодию? Как вы думаете, почему на уроке прозвучала именно эта музыка? Правильно, сегодня мы в гостях у сказки, но это сказки не простые, а особенные. В чем их особенность вы узнаете немного позже.
На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с разновидностью авторской сказки, которая называется лингвистической.
А знаете ли вы, кто такие лингвисты? (Лингвист - это учёный, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению)Лингвистическая сказка – это занимательный короткий рассказ, главные герои которого олицетворяют определенные лингвистические понятия, а в характерах, поступках действующих лиц наглядно проявляются отличные признаки этого языкового явления.
Особенности лингвистической сказки:
- лингвистическая сказка объясняет нам законы языка;
- ей присуще сказочные элементы, волшебные превращения герои, определенные устойчивые выражения;
-лингвистическая сказка как и обычные сказки состоят из присказки, зачина, сказочного действия и концовки.
На сегодняшнем уроке вы, ребята, попробуете себя в роли создателя сказок, станете авторами своих собственных сказок.
Отличие лингвистической сказки от обычной, фольклорной.
Лингвистическая сказка поучительна.
Сюжет построен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки.
Герои – буквы или слова.
Герои находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые, капризные.
В лингвистических сказках нельзя допускать фактических ошибок. (Знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно, а иначе вы сочините неправильную сказку).
Лингвистическая сказка вбирает в себя элементы сказок о животных, волшебных сказок.
3. Актуализация знаний. Чтение с пометками. Работа в парах.
Частица — это служебная часть речи (не имеет вопросов, не является членом предложения, не зависит от других слов), которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.
В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда — смысловые и формообразующие.
Частицы не изменяются, не являются членами предложения.
В школьной грамматике, однако, принято подчеркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.
К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошел дождь.
Смысловые (модальные) частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:
1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;
2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);
3) указательные: вот, вон, это;
4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;
5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, -то;
6) восклицательные: что за, ну и, как;
7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну;
8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.
По структуре частицы бывают: простые и составные.
Простыми называются частицы, состоящие из одного слова (а, благо, будто, ведь, во (прост.), вовсе, вон, ладно, ли и др.). Составные частицы, образовавшиеся из двух (реже — более) слов: вот бы, чуть ли, все-таки, что за, нет ли.Характерной чертой многих частиц является то, что по своему строению и функциям они сближаются с наречиями, союзами или междометиями и не всегда могут быть им строго противопоставлены; во многих случаях частицы сближаются также с вводными словами.
Значением частицы как отдельного слова является то отношение, которое выражается ею в предложении.
Под музыку ученики начинают работу над сочинением сказки. Работа в группах.
Алгоритм
Как написать лингвистическую сказку
Определи, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана.
Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии.
Подумай, какие герои будут действовать.
Подумай композицию, продумай сюжет.
Составь план.
Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию.
Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.
Отредактируй текст.
Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты (телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос.
Прорепетируй выступление.
Заслушать сказки учащихся.
Итог урока. Рефлексия на стикерах.
Одноминутное эссе.
- Какое впечатление произвел на вас сегодняшний урок.
Д.з.: красочно оформить сочиненные сказки.
Критерий оценивания групповой работы
Вид работы Имя
Имя Имя Имя Имя
Сочинял 8 баллов Рисовал 4 балла Писал 3 балла Выступал 6 баллов Итого Шкала перевода баллов в оценки
15-21 – «5»
9-14 – «4»
Менее 8 – «3»
Оценивание сказки
Нет логических и фактических ошибок – 1 балл
Использованы термины по теме – 1 балл
Продуманы композиция и сюжет. (Есть присказка, зачин, сказочное действие и концовка) - 2 балл
Интересное воспроизведение (выразительность, четкость, логичность) 1 балл