Мастер-класс для педагогов с элементами арт-терапии


Мастер-класс для педагогов с элементами арт-терапии
Цель: психологическое единение коллектива и снятие эмоционального напряжения используя методы и приемы арт-терапии
Задачи:
Создать положительно эмоциональный климат в педагогическом коллективе.
Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
- расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства;
- заняться изобразительным искусством и реализовать свою способность к творчеству. 
Материал: лист ватмана, геометрические фигуры, цветная бумага, клей ПВА, музыка, компьютер, мультимедийная установка.
Оборудование: квадраты, круги, треугольники, цветная бумага по цвета теста М. Люшера. Фигуры разложены в плоских открытых коробочках.
Ход занятия
Вступительное слово:
Сегодня мы будем общаться с использованием методов арт-терапии, что означает исцеление искусством. Перечислите виды искусств: (литература, живопись, скульптура, танцы, музыка, драматургия народно – прикладное искусство и т.д.) Рисунок (даже детский), как часть живописи тоже является видом искусств?
Когда вы последний раз рисовали «для себя»? Скорее всего, на скучном совещании, когда ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры? А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни. Самое главное здесь – получать удовольствие от процесса. Мы сегодня будем рисовать необычным способом (способом «Бумажного рисования», будем создавать витраж).
Инструкция.
Предлагаю немного поиграть. На столе лежат разные фигуры. Выберите любую из них, какая вам нравится. Если передумали можно взять другую… Хорошо… В психологии каждая выбранная фигура имеет свой смысл и значение.
Квадрат. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Истинный Квадрат свято верит в поговорку: «Непорядок на столе - беспорядок в голове». Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий. Он постоянно «упорядочивает», организует людей и вещи вокруг себя.
Треугольник. Треугольник - очень уверенный человек, который хочет быть прав во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но, по возможности, и за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле, за которое берется Треугольник, - это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает, нетерпелив и нетерпим, особенно к тем, кто колеблется в принятии решения.
Прямоугольник. Характерные черты Прямоугольников - непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Вы, Прямоугольники, можете сильно меняться изо дня в день и даже в течение одного дня! Это естественно, ибо Прямоугольники имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать в чем-то лучше, ищут новые методы работы, стили жизни. Если внимательно присмотреться к поведению Прямоугольника, то можно заметить, что он примеряет в течение всего периода «одежду» других форм: «треугольную», «круглую» и т. д. Молниеносные, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от контактов с «человеком без стержня». И это понятно: никому не хочется попадать в глупое положение! Прямоугольникам же общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.
Круг. Круги - самые лучшие коммуникаторы среди прочих форм, прежде всего потому, что они - лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживание другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Естественно, люди тянутся к Кругам. Следует также отметить, что Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги «болеют» за свой коллектив (или, как теперь говорят, «команду») и очень популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.
Дополнительную информацию по фигурам и значениям цветов сможете узнать в брошюрах, которые я вам подарю в конце мастер класса.
В арт-терапии очень важен выбор цвета. Выберите из цветной бумаги, цвет который вам ближе, отражает ваше сегодняшнее настроение, состояние.
Итак, перед вами фигура, которая вам нравится и выбранный цвет.
Творчество. Цветную бумагу, которую вы выбрали нужно порвать на мелкие части. (Таким способом можно избавиться от злости, гнева и т.д.) На выбранную геометрическую фигуру нанесите клей и на клей выложите(можно просто насыпать) кусочки бумаги.
Звучит музыка. Для общего удовлетворения и успокоения помогают Бетховен «Симфония № 6, часть 2», Брамс «Колыбельная», Дебюсси «Свет луны», Шопен «Ноктюрн соль минор», Шуберт «Аве Мария».
Когда-то давно, в глубокой древности, люди интуитивно обнаружили, что орнамент в виде цветка, звезды, круга – они назвали ее мандалой – выражает что-то глубинное в душе человека, отражает словно бы центр человеческой души. Поэтому мандала встречается часто: в витражах церквей, на одежде, посуде, в архитектуре зданий.
Открыл тайну мандалы известный австрийский психолог XX века Карл Юнг. Он же открыл и то, что созерцание мандалы, ее рисование или другое воплощение служит совершенствованию душевной жизни человека, ее гармонизации, здоровью…
Закончили работу. Поместите (с помощью клея), свой витраж на мандалу, где вы считаете ему место, составляя общую композицию, на полотне.
А теперь посмотрим, что у нас получилось.
Красиво. Словно радуга… Удивительно! Эту композицию можно разглядывать часами…
Наша мандала – это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка души каждого из нас, и все мы вместе (психолог обводит круг мандалы). Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите сколько здесь разных элементов. Найдите глазами свой…
Обратите внимание, как каждый из нас близко находится ко многим другим. И если кто-то делает больно одному, то и другим, тем, кто рядом, тоже станет больно. И наоборот. Радость отразится светом на других. Закономерно, что все возвращается, к тому же месту, к тому же человеку: по движению круга, по спирали. Вот такой удивительный образ получился.
«Друзья, мы хорошо работали вместе, и наш мастер класс подходит к концу. Я предлагаю сейчас подвести некоторые итоги. Каждый из вас может выразить особым образом свои чувства по поводу того, чего он достиг во время нашей совместной работы, что он понял и что он может с этим сделать. Давайте встанем вкруг, тем самым оживим нашу мандалу и каждый одним словом выразит своё впечатление о мастер классе.
Конец: Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Я хочу, чтобы все, кто присутствовал сегодня здесь мне и друг другу хорошо – улыбнулись мне, и поаплодировали себе за прекрасную работу.