Статья на тему Коррекция речевых нарушений у детей с проблемами в развитии посредством Су-Джок терапии


КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ ПОСРЕДСТВОМ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но у детей с ОВЗ часто встречаются нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия («Су» – кисть, «Джок» – стопа). Таким образом, Су-Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп.
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющие нарушения речи.
Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Развитие познавательных процессов и речи у детей зависит от состояния мелкой моторики. Учёными (Т.Н. Андриевской, Л.В. Антаковой-Фоминой, Г.В. Беззубцевой, М.М. Кольцовой, Т.А. Ткаченко и другие) было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической и речевой сферах ребёнка. Развитие движений пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности. Для развития мелкой моторики пальцев рук широко используется пальчиковая гимнастика. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей. Так, младшим школьникам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движения все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы.
Проводить упражнение с детьми с ОВЗ надо регулярно, выделив 3-5 минут (в начале или в середине занятия, перед обедом, во 2-ой половине дня).
По мере развития мелкой моторики у детей с ОВЗ отмечают и качественные изменения в речи: словарь обогащается, совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная речь.
Умение ребёнка производить точные движения пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом.
Использование Су-Джок массажеров «Чудо-валик» массажных шариков в комплекте с металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей с ОВЗ, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность занятий.
Виды массажей:
1) Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
2) Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
3) Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эту работу проводим перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.
4) Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т.д.
В логопедических целях Су-Джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей.
Формы работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука), развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации:
1) Автоматизация звуков
1. Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики. Ребёнок катает массажёр между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука (автоматизация звука Ж). Ребёнок катает массажёр между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука:
«Ходит ёжик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ёжик.
Как же взять его?»
2) Совершенствование лексико-грамматических категорий
Упражнение «Один-много». Взрослый катит «чудо-валик» по столу ребёнку, называет предмет в единственном числе. Ребёнок, поймав ладонью массажёр, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот» и др.
3) Развитие памяти, внимания
Дети выполняют инструкцию взрослого: надень колечко на мизинец правой руки, возьми ёжик-массажёр в правую руку и спрячь за спину и т.д., ребёнок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать на какой палец, какой руки надето кольцо.
При использовании массажного шарика, можно каждое движение рук представить в форме сказки, приключения, игры и ребенок охотно и с удовольствием будет заниматься. Отрабатывая движения и рассказывая сказку вместе со взрослым, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов этой сказки.
4) Использование шариков при выполнении гимнастики
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.
1 - руки развести в стороны;
2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
3 - руки развести в стороны;
4 - опустить руки.
5) Использование шариков для звукового анализа слов
Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
6) Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
7) Использование шариков для слогового анализа слов
Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
Су-Джок терапию можно отнести к наилучшим методам самопомощи, существующим в настоящее время. С помощью колец удобно массировать пальцы – это оказывает благотворное влияние на весь организм. Су-Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота. Дети с удовольствием играют с подобным массажёром – яркие краски привлекают их внимание. Су-Джок развивает мелкую моторику рук, а это, как известно, напрямую связано с умственным и речевым развитием детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития детей с ОВЗ. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и пр.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Поэтому мы рекомендуем шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук.
Литература:
1. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе, 2004. – с. 78-82.
2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001
3. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед. – 2010. № 1. – с. 36-38.
4. Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры. – Литера, 2008. – 32 с.
5. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. – М.: АСТ, 2007. – 94 с.
6. Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия. – КАРО, 2008.
7. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2000. – 208 с
8. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – 72 с