Игровой материал, способствующий обогащению словаря детей за счет слов, названий предметов труда и трудовых действий


Консультация для воспитателей
«Игровой материал, способствующий обогащению словаря детей за счет слов, названий предметов труда и трудовых действий».
Авторы большинства работ по вопросам обогащения и активизации словаря детей дошкольного возраста указывают на возможность успешного развития речи и активизации словаря детей при условии, когда речь ребенка связана с его практической деятельностью, с его действиями с предметами, обозначенными словом.В трудовой деятельности словарь детей пополняется за счет названий орудий труда, инструментов, действий, качеств и свойства предметов. Большая роль в активизации словаря принадлежит игре. Ведь игра - не только ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Игра – это радуга, по которой можно подняться до уровня ребенка, посмотреть на мир его глазами.
В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика; в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.
В логопедической работе в условиях логопункта, я использую дидактическую игру «Глаголы в картинках». Это игра позволяет пополнить не только глагольный словарный запас по лексическим темам: «Сад. Огород», « На стройке», «В поликлинике», но и вспомнить названия профессий, предметов труда, т.е. инструменты труда.
Игра представляет собой многофункциональный материал, т.е. педагог может ставить перед собой различные цели и задачи:
- развитие связной речи;
- развитие воображения и внимания;
- развитие логики.
На подгрупповых занятиях использую практические упражнения и задания Тихоновой Е.С. для устранения речевых трудностей у детей с ОНР.
Большое внимание в работе по обогащению словаря уделяю заданиям на логику детям с ОНР по всем лексическим темам.
Такое задание как «4-й лишний» Вам хорошо знаком, но в этом году, пройдя курсы Косицыной Марии Александровны «Диагностика психоречевых нарушений у детей», применила на занятии диагностическое задание, в котором ребенок – логопат самостоятельно составлял логическую цепочку на исключения лишнего предмета.
Словесно-логические упражнения формируют психологическую базу речи, т.е. затрагивают те сферы психики, которые обеспечивают и непосредственно участвуют в процессе речепонимания и речепроизводства . Выполняя оригинальные упражнения, дети учатся слушать, слышать, запоминать, искать нестандартные пути решения, развивают связную речь.