конспект занятия с использованием песочной анимации


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 Советского района г.Ростова-на-Дону










Песочная анимация на тему "Волшебный лес"
Методическая разработка











Г.В.Корябина







Ростов-на-Дону
2014

Я родилась, жила в лесу-
Отец был лесником
И вот по жизни я несу,
В душе и солнце и росу.
И бабочку с цветкомИ мы с Природою родня:
Она мне словно мать
Она к себе зовет меня
Чтоб часть себя отдать
В лесу увижу среди пней
Я ветку подберу,Увижу вдруг зверушку в ней
Лесным зверям сестру
Потом фантазия детей
Её преобразит
И станет детям лес родней
И вновь к себе манит
Ракушка, бабочка, цветок,
Травинка и листокЧастичка вечной красотыПриходит на урок!

Автор Вереина Л. С..

Детская анимация, как жанр, включает в себя все виды художественного творчества дошкольников (рисование, лепку, аппликацию, конструирование) и поэтому может стать основой для интеграции в целях развития творческих способностей современных детей.
Цель: Ознакомление детей с жанром песочной анимации.
Задачи:
Ввести понятие драматургии в художественном творчестве (дать почувствовать, что картина может быть не только статичной, но и оживать – двигаться во времени).
Обогащать сенсорный опыт детей, помогать осознавать и анализировать свои ощущения.
Обучать приемам рисования на песке, будить фантазию, обогащать опыт.
Упражнять в придумывании нового сказочного персонажа, или нового замысла.
Педагогическая целесообразность.Рисование песком развивает мелкую моторику, тактильную чувствительность, пластику движений рук, улучшает память, стимулирует работу мозга ( познавательные процессы: восприятие, образно-логическое мышление, пространственное воображение). В песочных картинах есть возможность созидательного изменения сюжета, событий, взаимоотношений, возможность творческого изменения, дискомфортной для ребенка ситуации, негативного состояния. Они обладают мощным ресурсом для, коррекционно– развивающей и образовательной работы с ребенком. Преобразуя ситуацию в картинах из песка ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего , так и внешнего плана. Взаимодействуя с песком ребенок проявляет чудеса фантазии , проживает вместе с героем отрезок жизни в реальном времени, со всеми его перевоплощениями и изменениями.Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире, его состоянии. Как вести себя в этой ситуации, быть учителем, молчаливым свидетелем песочных спектаклей или стать соавтором… Многое зависит от темы и ситуации, но принцип один «не навреди». Внутренний мир ребенка хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.
Предварительная работа:
Ознакомление детей с правилами построения сюжета.
Составление творческих рассказов по собственным рисункам.
Игры и экспериментирование с песком.
Рисование картин песком на стекле "Волшебный лес и его жители".

Демонстрационные пособия:
Набор песочных часов (1, 10 мин и др.)
Видео песочной анимации (из интернета).

Материалы для художественного творчества:
Песочный стол.
Трафареты листиков, грибов, птиц.
Украшения - камешки, листики, искусственные цветы.

Совместная деятельность:
Играет спокойная музыка (звуки леса, птиц, ручейка) , на экране изображение леса.
Входят дети. Они видят стол с песком. Психолог: Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите и слышите. Опишите это. Как вы думаете, где мы с вами оказались? (Вопросы должны способствовать полету фантазии детей, анализу и обобщению внешних факторов. Психолог в недоумении, и просит детей помочь ему понять сложившуюся ситуацию. Самое интересное предположение детей берем за основу последующей игровой мотивации.)
Внимание детей привлекает песок (можно поблизости от стола зажечь источник света). Ребята, вы любите играть с песком? В какие игры вы обычно играете?(Ответы). Дети экспериментируют с песком: проводят по его поверхности пальцами, камешками, пересыпают его из руки в руку. Происходит настрой детей на спокойную беседу: Начинается обсуждение физических свойств песка (сыпучесть, способность к нагреванию и охлаждению, цвет и т.д.).
Дети описывают свое настроение при общении с песком, чувства, которые они испытывают (спокойствие, радость, тепло, счастье или другие).
А вы знаете, что песок имеет целебные свойства и люди используют их, чтобы лечить болезни. Песок, нагретый на солнышке, отдает свое тепло человеку еще очень долго, поэтому его используют для прогревания. А еще песок может забирать наше плохое настроение и успокаивать. Когда человеку очень плохо и грустно, его можно вылечить при помощи песка. Ребята, а где еще используется песок, кроме медицины и чем еще он помогает людям?
Психолог обращает внимание детей на экран монитора, на котором появляется картина леса (застывший первый кадр видеоролика песочной анимации). Ребята, это картина нарисованная песком. Она волшебная, она может оживать. Но как же нам ее оживить? У нас есть чудесные песочные часы, может быть, они нам помогут. Как же все таки нам это сделать? (предположения детей). Правильно, нужно перевернуть часы: время побежит, как песок и наша волшебная картина оживет. Пока песок будет течь, картина будет двигаться. Это будет длиться одну минуту.(Запускается ролик с песочной анимацией.)
Вы внимательно смотрели на нашу ожившую картину? Тогда скажите, чем же наш песочный художник рисовал ее? Правильно, это были руки, пальцы. Обычно мы с вами рисуем кистями или карандашами, а сегодня наши руки превратятся в инструменты для рисования на песке.
Для того чтобы наши ручки и пальчики работали умело, мы проверим, насколько они гибкие и подвижные. (упражнение "На поляне")
Сейчас я Вам прочитаю стихотворение, а вы по сюжету догадаетесь, что мы будем рисовать.
Здравствуй, лес!Дремучий лес,Полный сказок и чудес!Ты о чем шумишь листвоюНочью темной, грозовою,Что нам шепчешь на зареВесь в росе, как в серебре?Кто в глуши твоей таится?Что за зверь? Какая птица?Все открой, не утаи:Ты же видишь, мы свои.
Что в лесу мы наблюдали
Рисовать все побежали!

Рисуем волшебный лес.
Знакомство с различными техниками рисования песком на световых столах.
Учитель на своём столе показывает основные приёмы рисования песком: насыпание из щепотки, насыпание из кулачка, рисование по готовому фону, украшение рисунка при помощи дополнительных средств – листочки, цветочки, камешки.
Игра "Угадай жителя леса".
Правила игры просты: каждый участник задумывает какое-нибудь животное, не называя его вслух, и начинает рисовать его (пару линий). По сигналу преподавателя участники переходят по часовой стрелке за следующий стол и дорисовывают несколько штрихов к тому, что они увидели. Каждый раунд должен длиться не дольше 10 секунд. После того, как все поучаствовали, они по очереди рассказывают, какое животное было задумано, и что получилось в результате коллективного рисования. Как правило, эта игра вызывает много положительных эмоций, так как не требует академичности рисунка и большого количества времени для проведения, и может быть повторена дважды.
Поэтапно фотографируем групповую работу.
Упражнение релаксация "Волшебный лес".
Ребята удобно располагаются в мягких подушках и путешествуют в своих фантазиях по нарисованному лесу под звуки ветра, леса и птиц. Вы оказались в чудесном, теплом лесу. Он не пугает вас, а наоборот кажется приветливым и гостеприимным. Ярко светит солнышко, его теплые лучики пробиваются через листву многовековых деревьев-великанов и ласково касаются ваших волос, вашего лица. Воздух свежий, насыщенный разными ароматами леса, попробуйте ощутить лесные запахи (пауза). Вы слышите пение птиц? Вслушайтесь, лес полон звуков (пауза) Перед вами тропинка. Идите по ней. Тропинка узенькая, вы идете медленно, наслаждаетесь красотой. Подойдите к любому дереву, потрогайте его кору, мох на ней, поднимите голову вверх и разглядите его крону. Теплый ветер нежно играет вашими волосами и успокаивает вас, вы чувствуете себя в этом лесу как дома. Вы идете дальше по знакомой тропинке и выходите на поляну, окруженную могучими деревьями. В центре поляны небольшое дерево. Видимо очень старое, оно не высокое, но ствол его слишком широкий, крона раскидистая, крепкие ветки. На дереве вы замечаете какое-то животное. Оно прячется от вас, но вам интересно узнать - кто-же это. Вы затаились и наблюдаете за ним , спрятавшись за веткой. Но вот пора возвращаться домой. Вы медленно потягиваетесь, и на счет три открываете свои глазки.

Затем анализируем и обсуждаем свои ощущения .  
А сейчас мы с вами посмотрим, какой получилась наша живая картина. (Все вместе смотрим отснятый ролик).
Завершающий этап – рефлексия и уборка помещения.
Ребята делятся впечатлениями о занятии, предлагают идеи для следующих занятий и рисунков.

Вот и закончилось наше приключение, но мы обязательно будем и дальше учиться оживлять все вокруг потому, что так делают все настоящие Художники.

До скорой встречи!