Коррекционно-развивающее занятие для детей 5-6 лет по средствам песочной терапии Путешествие в песочную страну


Открытое коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы Тема: «Путешествие в песочную страну»
Цели: способствовать созданию комфортного психологического микроклимата в группе, бодрого и радостного настроения у детей; развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук; воспитывать умение понимать себя и других, снятие психоэмоционального напряжения.
Ход занятия
1. Приветствие.
- (Выход детей в количестве 6 человек) Дети приветствуют гостей на русском и татарском языках.
- Психолог приглашает детей на ковер. (Дети садятся на ковер совместно с психологом)
- Психолог: Я снова очень рада видеть вас здесь. Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие. Все согласны? (Ответы детей).
2. Ритуал вход в «Песочную страну»
(Вкл. 1 спокойная волшебная музыка играет тихо)
Психолог. Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная Песочная страна-сказка, где живет Песочная фея (на экране появляется изображение «Песочной Феи» тихо звучит спокойная волшебная музыка) со своими друзьями. Каждый день, как только встает солнце, фея приглашает всех детей играть с ней в песок с помощью ладошек. Хотите отправиться в гости? Тогда послушайте. У меня есть волшебный цветок. Его мне подарила добрая фея. Цветок помогает добрым, умным и смелым путешественникам попасть в любую сказку. А нам он поможет оказаться в сказочной Песочной стране. Когда к цветку подходит добрый человек, цветок начинает светиться и передает часть своей волшебной силы тому, кто протянет к нему руки.
(Около ковра стоит стул где располагается цветок – проектор накрятый материалом).
Сейчас мы можем тихонько подойти к волшебному цветку, встать вокруг него так, чтобы не мешать друг другу; протянуть над ним руки, закрыть глаза и с чистым сердцем попросить цветок пропустить нас в сказочную страну.
Дети закрывают глаза и протягивают руки над цветком.
– Глубоко вдохните и полностью выдохните. Волшебный цветок дает нам волшебную силу. А теперь откройте глаза. Мы с вами находимся в волшебной стране сказки (Включается проктор-цветок и 2 музыка цветка).
Вот мы с вами и попали в Песочную страну-сказку. (Фон включается 1 волшебная музыка и тихо играет).
(Дети рассаживаются за столы на которых стоят подносы с песком).
Ребята но как вы знаете в каждой волшебной сказки, стране есть вои правила, и нам Песочная Фея оставила здесь свои правила. (На столе шкатулка где лежит сверток с правилами, психолог просит открыть ребенка).
Я открою вам секреты,
Только надо знать при этом
Правила моей страны.
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря –
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна.
Дети, поняли меня?!
Музыка затихает.
3. Упражнение «Здравствуй, песок».
Ребята что вы видите перед собой? Ответы детей – подносы с песком, мелкие игрушки.
Психолог. Как вы считаете, что нужно сделать, если вы попали в новое место? (Поздороваться.)
– Положите руки на песок. Что вы почувствовали, какой он на ощупь?(Холодный, мягкий.)
Психолог (дает задания). дотронуться до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй, затем всеми пальцами одновременно;
– легко (с напряжением) сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать в песочницу;
– дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
– перетереть песок между пальцев, затем между ладоней.
4. Упражнение «Раскопки».
(Психолог достает из шкатулки упражнение ).
- Песочная Фея оставила нам волшебную-загадку. (Психолог читает послание).
Психолог. Ребята, в нашу волшебную страну-сказку проникла злая колдунья. (На проекторе появляется Злая колдунья).Эта колдунья заколдовала всю страну-сказку, засыпала песком. И жители этой страны просят у вас помощи. Как вы думаете, мы сможем им помочь?
Дети при помощи кисточек раскапывают некоторых жителей Песочной страны.
5. Упражнение «Сложи животное».
Психолог. У каждого жителя волшебной страны раньше было какое-нибудь домашнее животное, но «Злая Колдунья» заколдовала этих животных и превратила их во что-то непонятное. Жители просят вас помочь им расколдовать этих животных.
Педагог показывает детям животных, изображения которых сложены из разных частей, и предлагает определить, какая часть тела и от какого животного, а затем собрать их силуэты.
Психолог. А теперь найдите фигурки получившихся животных среди набора игрушек и поместите рядом с песочными жителями.
6. Упражнение «Домики для животных». (Дети пока строят сказку фон звучит 1 музыка).
Психолог. Давайте построим при помощи формочек домики нашим животным. Из какого песка легче строить: из сухого или из мокрого? (Из мокрого.) (На столах стоят миски с мокрым песком где лежат стаканчики). После чего психолог задает вопросы детям что они построили, кто там живет, как они живут, есть ли у них друзья и т.д.
Дети выполняют задание.
Пришло время возвращаться домой в свой детский сад. Но нужно попрощаться с песком.
7. Упражнение «Прощание с песком».
Психолог (дает задания). дотронуться до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй, затем всеми пальцами одновременно;
– легко (с напряжением) сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать в песочницу;
– дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
– перетереть песок между пальцев, затем между ладоней.
8. Ритуал «выхода» из Песочной страны.
Упражнение «Релаксация»
Проходите на ковер, ложитесь рядом друг с другом, закрываем глаза, (звучит 3 релаксационная музыка)(3 мин).
Впереди у нас волшебный сон,
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем,
Наши ручки отдыхают,
Наши ножки отдыхают,
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются.
Педагог-психолог: Открываем глазки, просыпаемся, потягиваемся, аккуратно встаем.
(Дети сидят на ковре)
Рефлексия.
   В какой стране мы с вами сегодня побывали?
   Чем мы занимались в этой стране?
   Давайте вспомним какой песок на ощупь?
   Ребята вам понравилось играть с песком?
А теперь посмотрите сюда, на моей тарелочке лежат смайлики зеленого и желтого цвета, если вам сегодня на занятие понравилось и вас все получалось, возьмите зеленый смайлик, если вам не понравилось и вам было трудно то возьмите желтый смайлик.
    Ребята спасибо вам за работу ! До свидания ! Сау булыгыз!