История Петропавловского храма села Аскиза.

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Аскизский районный центр дополнительного образования










Исследовательская работа

История Петропавловского храма села Аскиза

Выполнила:
Чебокчинова Оля.
Научный руководитель:

Карамчаков Е.Н.,
педагог дополнительного образования.






Аскиз, 2017
Содержание
Введение3
1.1. История образования села и храма ....4
1.2. Массовое крещение на реке Аскиз 9
1.3. Храм в жизни жителей села Аскиза .14
Выводы.17
Список использованной литературы.....18
Приложение.19






















Введение.
В прошлом, современном мире религиозный фактор занимает видное место, оказывая заметное влияние на протекающие в нем процессы. И это закономерно, ведь религия представляет собой не только вероисповедание как таковое, но и особый образ жизни и мышления. Начало распространения православия в Хакасии относится к первой четверти восемнадцатого века. И с этого времени начинается изменения в культурной жизни хакасского народа.
Актуальностью исследовательской работы является в том, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней.
Цель исследования: Изучить историческое прошлое Петропавловского храма села Аскиза и показать значимость церкви в жизни жителей села.
Задачи:
1. Найти сведения о возникновения храма села Аскиза.
2. Изучить историю Петропавловского храма села Аскиза.
3. Проанализировать отношения населения к церкви.
Объект исследования: История православия на Аскизской земли.
Предмет исследования: Петропавловский храм села Аскиза.
Гипотеза: есть ли правда, что историческое события повлияли на рождение Петропавловского храма в селе Аскиза.
Метод исследования:
1. Сбор информации: интернет, газетные публикации, музейные, библиотечные архивные материал села Аскиза.
2. Проведения опроса по данной теме в Калининской СОШ, села Аскиза.
3. Организация проведения экскурсии в Петропавловский храм





1.1. История образования села и храма.
Аскиз одно из старейших поселений в Хакасии. Поначалу эти земли принадлежали хакасскому племени койбалов. Село было образовано в 1770-1771 годах в связи с постройкой в устье реки Аскиз деревянной церкви Святых Апостолов Петра и Павла. Основание села связано с именем сагайского князца Амзора Наира, сына Чадана Наира Гульбежекова, одного из первых башлыков, принявших подданство России.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Аскиз 1876 год)
Уже В 1771 году с благословления Варлама, епископа Тобольского и Сибирского, «тщением Томской духовной конйистории и прихожан разнонародных племен койбалов, сагайцев, мрасцев» была построена церковь во имя апостола Петра и Павла.
Построенная церковь представляло собой небольшое деревянное здание, церковный приют состоял из священника, дьячка и пономаря.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ученый П.С. Паллас, посетивший Хакасию в 1772 году, писал, что Аскиз состоял из нескольких юрт, маленькой церкви, домов священника и князца Амзора. В Аскизский церковный приход в 1769-1770 годах входило 70 юрт с населением 277 человек. В 1795-17961 годах здесь было 96 дворов, в которых проживало всего 413 человек.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Аскизская степная дума выделила церкви три десятины земли, 99 десятин сенокосной земли.
С 1826 года Аскизская церковь была выведена из подчинения Тобольской епархии и передана в состав Иркутской епархии.
1831 году по неизвестной причине произошел пожар, пострадало несколько икон иконостаса, расплавился колокол. Однако большую часть церковной утвари удалось спасти. Все спасенное от пожара, деньги по доверенности священника Анипадистова передали на хранение в Бейскую церковь. Анипадистов в рапорте в Минусинск сообщал, что на сходе в селе Аскиз он предложил на месте сгоревшей церкви построит каменную церковь. Но собрать денег для постройки церкви 1,5 тысяч рублей не представлялось возможным, в связи затруднением новой церкви епископ Анипадистов покинул Аскиз.
1833 году в Иркутскую епархию поступило просьба выслать книгу для записи пожертвований на стройку новой церкви на имя строителя Василия Орешкова. Строительство новой большой каменной церкви затянулось на много лет.
Взамен сгоревшей церкви в 1851 году была построена каменная, в которой священником стал Иоанн Токарев,. Высота церкви до креста – 20,6 аршин, длина – 33 аршин, ширина – 20 (1 аршин – 71,12см). Из улусов на карабах возили яйца. Яйца смешивали с раствором и строили церковь.
Тогда и была освящена.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Начало XX века)
Первым священником был выпускник Иркутской духовной семинарии Иоанн Токарев, а в 1866 году – выпускник Томской духовной семинарии Николай Орефьев. По инициативе священника Орефеева открылась одноклассная церковно-приходская школа. Золотопромышленник П.И. Кузнецов отдал под школу один и своих домов. Учителем, как самого грамотного, назначили Е.С. Катанова. И на 10 января 1869 года в школе обучалось семь человек: 4 мальчика хакаса, 2 русских мальчика и одна девочка.
В 1917 году произошла революция, сменилась политическая власть в стране, которая негативно относилась ко всем религиям. Во времена строительства советского государства было разрушено, разграблено церквей. Задержаны, арестованы, многие духовные и религиозные лидеры.
В 1930-е годы началось разрушение каменной церковь в Аскизе., а к 1947 году полностью снесли. В настоящее время, на месте церкви возвели клуб, который по сей день стоит.

(Дом Культуры на месте каменной церкви)
В 1990-е года в Аскизе вновь появилась православная община, которая временно использует для богослужений помещение аптеки. Планы строительства нового храма отложены до лучших времен.

(Петропавлавская церковь села Аскиза, возрожденный в 1990 г.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(богатство храма)
1.2. Массовое крещение на реке Аскиз.
Епископ Енисейский епархии Антоний, возглавлявший епархию с 1873 по 1886 года. Летом 1876 года совершал поездку для обозрения церквей Минусинского округа.
Епископ Антоний заранее сообщил свой приезд, и Ефим Семенович Катанов решил его посещение использовать для массового крещения и выступил организатором и инициатором сбора людей в Аскиз.
15 июля 1876 года по благословению Антония стали 3003 человека. По прибытию на реку Аскиз и прочтению молитв Антоний трижды через переводчика спросил отрекаются ли от сатаны и шаманов и других дел. Они отвечали: отрекаемся. С разрешения Антония Ефим Катанов громко зачитал «Символ веры», переведенный на сагайский диалект его племянником Николаем Катановым, выпускником Красноярской учительской семинарии им передал текст Антонию. Масса людей вместе с крестиками получили по святцам одинаковы имена Владимир и Мария.
На организацию крещения Ефим Катанов из своих средства затратил 300 рублей, родоначальник А. Кызласов из своих средств 65рублей, Бельтирский староста Асочаков – 62 рубля, П.И. Кузнецов – 200 рублей. За активное участие и организацию Е.С. Катанов был награжден серебряной медалью «За усердие», орденом «Святой Анны 3 степени» и почетным кафтаном с золотым шитьем. Родоначальнику А.Кызласову и старосте Бельтирского рода А.Асочакову пожалованы тоже почетные кафтаны с золотым шитьем, и благодарственные грамоты губернаторов.
После А.Кызласов эти награды всегда прятал, никому не показывал и не говорил о них, иначе арест, так как был период, когда священнослужителей преследовали.


(артефакт 19 века кафтана А. Кызласова)
Спустя несколько лет священник Аскизской церкви так отозвался о своей пастве в «Епархиальных ведомостях»: «Они до сих пор по внешнему образу жизни своей, так и по духу более язычники, чем христиане. Есть еще не мало таких и нородцев, которые в жизни ни разу не посещали богослужение в храме. «Московский Церковный Вестник» писал о крещеных хакасах» Религиозно-нравственное понятия их представляют смесь христианства с язычеством и нередко отличается суеверием». Например: отправляясь на охоту, они брали икону Николая Угодника, мазали лик жиром, брызгали аракой, рассчитывая на удачный охотничий промысел. Шаманы, как и все принимавшие крещение, отрекались от шайтанов, но перед совершением камлания снимали нательный крест и занавешивали иконы. Под влиянием христианства семь Худаев, по шаманским представлениям обитающих на небе, стали восприниматься как один Худай. Было признано, что все население обращено в православную веру, и хотя подавляющая масса людей продолжала оставаться приверженцами шаманизма, христианство все больше занимало свое место в жизни населения Аскиза. Они с одобрением приняли библейские заповеди, так как они были ясны, понятны и близки их традиционному мировоззрению. Входили в жизнь религиозные праздники и отдельные календарные дни, отмечаемые церковью. Однако, как показывают названия этих праздников, воспринимались они ими довольно своеобразно. При сохранении шаманских верований и принятия нового вероучения происходило двоеверие.В настоящие время храмы на Аскизской земле возрождаются. Так например, потомки Асочакова восстановили храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня в аале Апчинаев расположенный на левом берегу реки Абакан, в 8 километрах от центра района - села Аскиз и в 5 километрах от железнодорожной станции Бельтыры. Где 97 процентов населения аала составляют хакасы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] (Крестовоздвиженский храм аала Апчинаева)
Владыко Ионофан вручил А.С. Асочакову епархиальную награду-медаль священомученника Евфмия Горячева 1 степени В.С. Асочаков – награжден архипастырской благословенной грамотой.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Открытие Крестовоздвиженский храм аал Апчинаева )
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

1.3. Храм в жизни жителей села Аскиза
Не хлебом единым мы сыты,
Но если в душе пустота,
То будем мы также забыты
Не будет над ними креста.
(Б.Ковтун)

Настоятель Петропавловского храма игумен Викторин служит в Аскизе с 1992 года. При храме работает воскресная школа. Одним из главных Престольных праздников, для нашего села, является праздник в честь памяти святых апостолов Петра и Павла.
Самым светлым, красивыми и трогательными праздниками в Петропавловском храме являются Пасха, Рождество, Крещение, Троица.

Христианское богослужение в храме состоят из пения священных песнопений, молитв и чтения Святого Писания. Пения церковных песнопений и псалмов составляет главнейшую часть Богослужения.
Православная часть населения села Аскиза посещает Богослужение преимущественно в воскресенье и праздничные дни и в дни Великого поста. В Петропавловском храме совершаю богослужения и таинства Христианской церкви: крещение, венчание, соборование, водосвятие, отпевание.

В ходе исследовательской работы была разработана анкета. Анкетирование проводилась в Калининской СОШ среди учащихся и педагогов, где приняло 50 человек результате проведенного анкетирования пришли к выводу: духовная жизнь села возрождается (приложении №1). Храм посещаем, населением востребован. Для себя узнала, что есть православные чины (алтарник, чтец, понамари, батюшка, диакон, священник) и устройства церкви (белое и черное духовенство).

вывод
На основе изученного и собранного материала можно сделать вывод, что исторические события коренным образом повлияли на рождение церкви Петра и Павла и села Аскиза. При работе были использованы материалы Гладышевского А.Н. «Село Аскиз» - столица Сагайской степи, а также воспоминания жителей села. Был проведен социологический опрос педагогов и учащихся образовательных организаций села Аскиза. Практическая значимость собранного материала состоит в том, что исследовательской работой могут пользоваться педагоги и учащиеся, которые желают знать духовные корни своего народа. Изучив, множество источников мы пришли к выводу, что для возрождения духовности необходимо знать историю своего народа, бережно относиться к вере своих предков.




Литература

1. Сокровища культуры Хакасии / гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10). - С.150-153.
2. Работа в музейных архивах имени Н.Ф. Катанова, село Аскиз.
3. Районная библиотека села Аскиза, отдел краеведения.
4. Газета «Аскизский труженик» № 46 17-23.11.2016
5. Ежедневный вестник «История церкви Аскизской земли» № 12 25.01. 2003




































Приложение №1
1. Верите ли вы в бога?

Да -92%

Нет -3%

2. Крещеные ли Вы?

Да – 99%

Нет - 1 %

3. Посещаете храм?

Да – 50%

Нет – 12%

Иногда – 18%

4. Как обращаться к богу?

«Господи помоги!» - 63%

«Господи спаси!» - 32%

Никак – 5%

5. Вы считаете людей с вредными привычками?

- больными – 53%
- духовно неразвитыми – 21%
- затрудняюсь ответить – 26

6. Считаете ли Вы строительство храмов правильным делом?

Да – 100%
Нет – 0%

7. Каковы Ваши чувства после посещения церкви?

Блаженство – 92%

Ничего – 8%


8. Что для Вас Храм?

Дом Бога – 30%

Дом мудрости и веры - 60%

Красивое здание – 10%

9. Знаете ли вы как называется храм в селе Аскизе?

Да – 70%

Нет – 30%

10. Знаете ли вы какие – нибудь молитвы?

Да – 40%

Нет – 60%












13PAGE 15


13PAGE 14615