Урок русского языка 3 класс. Тема урока: Изменение глаголов по временам.


Предмет: русский язык
Класс: 3 класс
Тип урока: «открытие» новых знаний
УМК: «Планета знаний»
Тема урока: Изменение глаголов по временам.
Цель: «открытие» учащимися нового знания: употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени.
Задачи:
- обучающие: повторить знания о существенных признаках глагола; подвести детей к выводу как изменяется глагол; продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
-развивающие: развивать внимание к слову как лексической единице речи; развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы, развитие навыков самооценки, самоконтроля;
-воспитательные: воспитывать взаимопонимание, товарищество; воспитывать любовь к родному языку.
Планируемые результаты:
предметные: иметь представление об изменении глагола по временам.
Метапредметные:
регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
коммуникативные: уметь работать в парах, договариваться и приходить к общему решению;
познавательные: ознакомление с новой частью речи – глагол, с изменением глагола по временам;
личностные: развитие навыка сотрудничества при работе в группах, парах, доброжелательности, проявления интереса к содержанию урока.
Тип урока: введение новых знаний.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная, работа творческого характера.
Ход урока.
Орг. Момент
Актуализация знаний учащихся. Сегодня на уроке мы продолжаем обобщать, узнавать, исследовать что – то новое.
1). Прочитайте на доске слова: Р…С…ВАТЬ, К..РТИНА, К..РТОФЕЛЬ, Б..ЕРЁЗА, ..РЕХ, П..МИДОР, ..ГУРЕЦ, К..ПУСТА.
- Что это за слова? (словарные)
К доске выходит ученик (вставить буквы, ударение, слоги, орфограммы), остальные дети с карточками согласен или нет.
- На какие группы можно разделить эти слова?
(1 - на две группы в зависимости от части речи (сущ., глагол);
2 – на две группы от количество слогов
(орех – два слога); (капуста, картофель, картина, берёза рисовать, огурец, помидор – по три);3 – на две группы в зависимости от ударения
( капуста, картофель, картина, берёза, орех – на второй);
( рисовать, огурец, помидор – на третий).
2). Минутка чистописания.
Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в слове, которое является лишним в данной группе, и обозначает парный глухой мягкий согласный звук.
Какая это буква? (те - в слове рисовать, т.к это глагол, а остальные сущ.)
Звук [ т ] – характеристика звука в данном слове.
Согласную букву «те» мы напишем вместе с гласной, которая чаще, чем другие, встречается в словах с непроверяемой безударной гласной.
Какая это буква? Сколько раз она встречается?(«о», 4 раза) .___________________________________
___________________________________
3). Словарно – орфографическая работа.
Зачеркните в этой фигуре буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки, и буквы, обозначающие непарные мягкие согласные звуки, и вы узнаете словарное слово.
Какое слово вы составили? РЕШИТЬ
4). Лексическое значение слова.
Чтобы объяснить значение слова, каким словарём мы будем пользоваться? (толковым)
У нас детям было дано задание, посмотреть дома значение этого слова, но сначала давайте попробуем объяснить сами, а потом сравним.
Объясните значение этого слова (1 – вычисление по математике, примеры и задачи); 2 – ( н: решил остаться дома, решил купить книгу – «решил» обозначает что – то сделать, осуществить; предпринять серьёзный шаг, чтобы не ошибиться в своём поступке т.е. обдумать ) – обдумать, прийти к необходимости осуществить какие либо серьёзные действия поступки.
Запись в тетрадь, ударение, орфограммы ( непроверяемая гласная Е ; правописание ЖИ – ШИ; мягкий знак в конце слова).
«Корзина идей».
Вспомните слово, которое мы использовали во время повторения словарных слов РИСОВАТЬ.
Составьте предложение, в которое вошли бы одновременно слова РИСОВАТЬ и РЕШИТЬ и любые имена существительные. При составлении предложений имена существительные не должны повторяться.
В пятницу я решил нарисовать ракету.
Мы вместе решили нарисовать картину.
Для магазина решили рисовать вывеску.
Дети решили слушать учителя и рисовать картину.
Ребята решили рисовать: молоток, лопату, топор.
Стадия «Вызов» (тема и цели урока).
Постановка учебной задачи.
1). Сегодня на уроке мы больше уделяли внимания какой – то одной части речи.
Какая это часть речи и почему именно ей уделялось внимание?( ГЛАГОЛУ, наверное, с ним будет связана новая тема урока).
Молодцы. А сейчас проведём аукцион знаний о глаголе. Что я ЗНАЮ (на доске):
- что такое глагол?
- что обозначает глагол?
- на какие вопросы отвечает глагол?
- чем в предложении является?
- как изменяется глагол?
- что такое неопределённая форма глагола? На какие вопросы она отвечает? ( По мере ответов на доске выстраивается схема).
Физкульминутка для глаз и на внимание.. Давайте мы потренируем глазки:

Постановка проблемы.
Как выдумаете, вы всё узнали о глаголе? А хотите узнать? Тогда, давайте вернёмся, как изменяются глаголы. Вы сказали, что глагол изменяется по….(числам). Только ли по числам изменяется глагол? (Нет, наверно, он ещё как – то изменяется).
Учитель на доске под второй стрелкой от слова «изменяется» в схеме ставит большой знак.
Тогда проведём исследование, как ещё могут изменяться глаголы.
Исследование (работа в группах).
1). Вы будете работать в группах, время для работы 3 мин. Перед тем, как начнёте работать, вспомните правила работы в группах.
Учитель раздает каждой группе «План работы» и «Рабочий лист».
План работы:
Прочитайте предложения.
В скобках запишите вопрос к глаголу.
Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.
Запишите вывод.
Рабочий лист (группа №1)
Солнце (что делает ?) светит.
(Что делают ?) Цветут кисти черемухи.
Вывод: действие происходит в момент речи.
План работы:
Прочитайте предложения.
В скобках запишите вопрос к глаголу.
Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.
Запишите вывод.
Рабочий лист (группа №2)
Девочка (что делает ?) прыгает.
В небе (Что делают?) летают чайки.
Вывод: действие происходит в момент речи.
План работы:
Прочитайте предложения.
В скобках запишите вопрос к глаголу.
Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.
Запишите вывод.
Рабочий лист (группа №3)
(Что сделал?) Растаял снег.
(Что сделали?) Прилетели птицы.
Вывод: действие происходит до момента речи.
План работы:
Прочитайте предложения.
В скобках запишите вопрос к глаголу.
Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.
Запишите вывод.
Рабочий лист (группа №4)
(Что сделал?) Приехал папа.
(Что сделали?) Прочитали текст.
Вывод: действие происходит до момента речи.
План работы:
Прочитайте предложения.
В скобках запишите вопрос к глаголу.
Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.
Запишите вывод.
Рабочий лист (группа №5)
Скоро (что сделает?) зазеленеет травка,
будут (что делать?) цвести яблони.
Вывод: действие происходит после момента речи.
План работы:
Прочитайте предложения.
В скобках запишите вопрос к глаголу.
Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.
Запишите вывод.
Рабочий лист (группа №6)
Скоро (что сделает?) зацветёт черёмуха,
будут (что делать?) цвести деревья.
Вывод: действие происходит после момента речи.
2). Дети читают план работы, работают в группах. Учитель организует работу детей, оказывает необходимую помощь.
3). Отчет групп у доски.
Каждая группа в свой столбик записывает на доске вопросы к глаголам и глаголы. Учитель после вывода каждой группы озаглавливает столбики:
I столбик “В момент речи”
II столбик “До момента речи”
III столбик “После момента речи”
Дети в тетрадях также озаглавливают три столбика.
4). Посмотрите на первый и второй столбики. Эти столбики можно объединить? Какой вывод можно сделать? (Общий вывод делает учитель, приводя примеры, записанные на доске.)
– Если глагол отвечает на вопрос “что делает?” или “что делают?” и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот ………. (глагол стоит в настоящем времени).
(в I столбике добавляется запись «настоящее время»);
– Если глагол отвечает на вопрос “что делал?”, или “что сделал?”, или “что делали?”, или “что сделали?” и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол …… (стоит в прошедшем времени).(во II столбике добавляется запись « прошедшее время»);
– Если глагол отвечает на вопрос “что сделает?”, или “что сделают?”, или “что будет делать?”, или “что будут делать?” и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол…….( стоит в будущем времени).
(в III столбике добавляется запись « будущее время»).
Дети во время общего вывода хором читают с доски вопросы и время действия относительно момента речи и записывают все новые заголовки столбиков в тетради.
5). – Разные глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время. Но изменяется ли по временам один и тот же глагол? Проверим?
– Что мы сейчас делаем? (Работаем)
– В каком времени стоит этот глагол?
(– В настоящем, так как действие происходит в момент речи).
– Запишите глагол в тетрадь в I столбик. Выделите окончание.(– Окончание –ем).
– Что мы делали вчера? (Работали).
– В каком времени стоит этот глагол?(– В прошедшем, так как действие происходило до момента речи).
– Запишите глагол во II столбик. Выделите окончание.(– Окончание – и).
– Что мы будем делать завтра? ( Будем работать).
– В каком времени стоит этот глагол?(– В будущем).
– Запишите оба глагола в III столбик. Выделите окончание в глаголе “Будем”.(– Окончание –ем. Добавляется глагол-связка, так как время будущее сложное).– Сравните окончания глагола в разных временах, сделайте вывод.
(Окончание глагола изменяется, значит один и тот же глагол изменяется по временам).
– На какой вопрос мы ответили?
(– Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?)
Учитель убирает из схемы знак вопроса и дописывает под второй стрелкой “изменяется” “по временам”.
6). – Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
«Изменение глаголов по временам», или можно сформулировать так, «Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени».
Учитель открывает запись темы на доске.
– Откройте учебник на с.18. Прочитайте для себя тему урока и скажите: правильно ли вы сформулировали ее.
Дети открывают учебники, читают, сравнивают.
(– Да, правильно.)
– Молодцы! Вы правильно сформулировали тему урока.
– Прочитайте правило на с.18.
– Как в русском языке изменяются глаголы, относительно момента речи?
(Глаголы изменяются по временам).
Физкультминутка
Игра “Не ошибись!”
Учитель называет действия, ученики их выполняют.
– Стою, прыгаю на двух ногах, марширую, стою, прыгаю на одной ноге, стою, приседаю, хлопаю, топаю, стою, наклоняюсь в стороны, стою, сижу.Скажите, вы выполняли действия. Глаголы в каком времени стояли?
Стадия «Осмысление».
Работа по учебнику.
С. 18 № 38. 2 мин. для обсуждения в парах, потом работа индивидуальная, каждый выписывает глаголы в нужный столбик. Взаимопроверка.
Упражнение «Четвёртый лишний». На доске записаны группы слов. В каждой группе есть «лишнее» слово. Найдите и объясните почему? (Учащиеся работают в парах.)
Трещит, скрипит, воет, скулил. (скулил) Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (встречает) Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (удивил)
Творческая работа. Упражнение «Оживи картинку» На доске написан текст. Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле. Прочитать текст. Вставить в каждое предложение глаголы. Определить время глаголов.
Заслушать несколько работ. (Наступила, уснула, погасли, шумит, качаются, пошёл, белеет)
Напишите предложения, правильно употребив глаголы из скобок. Укажите время глаголов.
Мороз (щипать) щёки. (Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок. Придёт зима, (рассыпать)серебро по земле и деревьям. (Дремать) лес: ни звука.
Стадия «Рефлексия».
Подведение итогов. Теперь ответим на вопрос: «Что я узнал» (на доске)
«Лесенка знаний» - оценивание учащимися собственного знания и незнания, работы на уроке.
Д. з. по рядам: 1 – н.в., 2 – п.в., 3 – б.в.. – по 10 глаголов (чис., вр.)