Конспект урока русского языка на тему Изменение глаголов по временам и числам.


Урок русского языка
Тема: Изменение глаголов по временам и числам.
Цели: научить ставить глагол во все временные формы, определять число.
Задачи:
- закрепить знания учащихся о глаголе, как части речи.
- развивать навык выделения глаголов из потока письменной и устной речи; умение определять у глагола время, число, вид; развивать речь, мышление, орфографическую зоркость.
- воспитывать уважение к товарищу при работе в паре, взаимопомощь и взаимовыручку, умение выслушивать чужое мнение.
Оборудование: карточке для самостоятельной работы, учебник, тетрадь.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Вопросы:
- Что такое глагол?
- На какие вопросы отвечают глаголы?
- Что обозначают глаголы?
- Какого вида бывают глаголы?
Самостоятельная работа.
Задание №1
Отгадай загадку. Найди и подчеркни глаголы. Определи вид глаголов.
Под землёю он живёт,
Червяков, жуков жуёт.
Перерыл весь огород!
Этот зверь зовётся ... (С. Маршак)
Задание №2
Вставить буквы. Какие правила надо вспомнить, чтобы вставить правильно буквы?
Определите род.
Ст…яло, осв…щало, л…жала, с…дел, наб…гала.
Задание №3
Выполни синтаксический разбор предложения. Каким членом предложения является глагол?
Взошло солнце и растопило лед.
Взаимопроверка.
3. Каллиграфическая минутка. Пишут по образцу.
- О чем вы писали в каллиграфической минутке?
- Назовите глаголы в неопределённой форме.
- Что нельзя определить у глаголов в неопределенной форме? (время и число)
4. Определение темы и формулирование задач.
Мозговой штурм
- Прочитайте глаголы. На какие группы можно разделить данные глаголы?
Отъехали, прочитает, благоухает, почувствовал, будут смеяться, празднует, уехал.
- На основе этого задания сформулируйте тему урока.
- Какие задачи поставим перед собой?
- Сегодня на уроке будем учиться определять число и временные формы глаголов.
5. Работа по теме.
-Что надо делать, чтобы правильно изменять глагол по временам и числам?
Чтение правила стр.115
1) Работа на доске и в тетрадях.
Н.ф. /н.в., ед. ч. /пр. в., ед. ч./б.в., ед. ч./ н.в., мн.ч. /пр. в., мн. ч./б.в., мн. ч./Слышать
Решать
(слышит, слышал, будет слышать, решает, решал, будет решать, слышат, слышали, услышат, решают, решали, решет) 2) Работа по учебнику стр. 116 №304
Прочитай стихотворение. Какое настроение возникает после его прочтения? Объясни, почему. Выпиши глаголы. Определи их время и число.
Рябина
На тропинке — тень, У плетня посижу
Солнечная сетка. И на шелковинку
Через тынс, через плетеньс Осторожно нанижу
Свесилась ветка. Ягоду рябинку.
Прибегу, прискачу, Бусы горькие надень,
На носках привстану, Веточка, ветка!
Ветку за косы схвачу, На тропинке - тень,
Ягоды достану. Солнечная сетка. (Е. Благинина)
Проверка. Один ученик озвучивает и получает оценку.
3) стр. 117 №306 – работа в парах.
Прочитай стихотворение. Вставь подходящие глаголы. Спиши стихотворение. Определи время глаголов.
Скучная картина! … деревушка
Тучи без конца, Сереньким пятном.
Дождик так и ... , Что ты рано в гости,
Лужи у крыльца. Осень, к нам …?
Чахлая рябина Ещё ... сердце
... под окном, Света и тепла!.. (А. Плещеев)
Для справок: льётся, мокнет, смотрит, пришла, просит.
6. Итог. Рефлексия.
- О какой части речи мы говорили на протяжении урока?
- Что повторяли на протяжении всего урока?
Запись синквейна.
- Напишите синквейн к слову «глагол», вспомнив все о глаголе ещё раз.
Ученики работаю самостоятельно, затем несколько человек зачитывают свои работы.
Глагол.
Сложный, трудный.
Изменяется, обозначает, имеет.
Глагол – часть речи.
Действие.
Оценивание учащихся.
7. Домашнее задание