«Системно – деятельностный подход на уроке русского языка «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце и в середине слова»


Тема: «Системно – деятельностный подход на уроке русского языка
«Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце и в середине слова»
(УМК «Школа России», 2 класс)
Выполнила: учитель начальных классов
Андронова М. И.
Содержание
Введение………………………………………………………………..3
Разработка урока «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце и в середине слова»…………………………………….………………………......... 4
Заключение………………………………………………………….….8
Список литературы ……………………………………........................9

Введение.
В условиях введения ФГОС НОО приоритетным направлением является целостное развитие личности. В стандартах первого поколения акцент делался на освоения ООП НОО – личностные (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно – смысловые установки обучающихся), метапредметные (освоенные обучающимися УУД, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта) и предметные (усвоенные обучающимися при изучения предмета ЗУН, специальные компетенции, опыт творческой деятельности и т.д).
Основа стандарта – системно-деятельностный подход в обучении, сущность которого проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Ведущая идея курса «Русский язык. Родной язык» - изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно-исторической ценности.
Познавательная цель предполагает:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
открытие детям родного русского языка как предмета изучения;
формирование представления о русском языке как целостной системе, о единицах, ее составляющих – звуках речи, слове, предложении.
Достижение поставленных целей изучения русского языка обеспечивается решением следующих практических задач:
формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;
развитие речи, мышления, воображения школьников;
формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению на предмет получения, передачи информации, обмена информацией, обсуждения информации, аргументации высказанной точки зрения.
Данный проект урока разработан с опорой на теоретические основы формирования учебной деятельности младших школьников и с учетом требований к организации урока в системно-деятельном подходе.
Разработка урока
Тема урока: Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце и в середине слова.
Цели урока:
Обучающая: создание условий для самостоятельного «открытия» учениками способа проверки буквы согласного на конце слова.
Развивающая: развитие умения контролировать и корректировать свою работу.
Воспитательная: воспитание культуры общения, взаимоуважения через умение работать в группе.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки с заданиями, веер букв.
Ход урока.
Организационный этап.
Учитель высказывает добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи.
Актуализация знаний.
Разделите слова на группы (1-слова с проверяемой безударной гласной, 2 - слова с непроверяемой безударной гласной):
Мороз, молот, страна, город, озеро.
Взаимопроверка в парах:
1- молот (молотит), страна (страны), озеро (озёрный)
2 – мороз, город.
-Смогли выполнить это задание? (Да.)
-Что помогло вам успешно справиться с заданием? (Умение действовать по алгоритму при проверке буквы безударного гласного в корне слова).
- Как проверить букву безударного гласного в корне слова? (Надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы проверяемый безударный звук стал ударным). 
Обозначение разрыва. Постановка учебной задачи.
3.1. Проблемная ситуация.
- Прочитайте слова: молот, город;
- Что общего у этих слов? (пишем с двумя буквами о);
-Какой звук слышим в конце слов? (звук [т])
- Подумайте, почему на конце слов написаны буквы д и т, а слышим и[т]? (Это парные по глухости-звонкости буквы)
- Как тогда писать слова с парным согласным на конце слова? (Затрудняемся ответить)
3.2. Фиксация разрыва в знаниях. Постановка учебной задачи.
- Что обнаружилось на уроке в ходе выполнения задания? (Противоречие);
- Что происходит с буквами согласных на конце слова? (Слышим одни звуки, а пишем другие)
- Чего мы не знаем? (Мы не знаем, почему одинаковые звуки  передаются разными буквами);
- А теперь я сотру эти буквы. Как быть, если мы не знаем, какую букву писать?
- Какую учебную задачу поставим на уроке? (Научиться находить орфограмму – букву согласного в конце слова, графически обозначать ее и писать слова с данной орфограммой, подбирать проверочные слова).
Поиск решения учебной задачи
Групповая работа:
Задание для первой группы.
Выполните задание.
План работы:
Прочитайте слова: клюв, клад, народ, этаж.
Подберите слово, которое называет не один предмет, а много.
Запишите эти слова в тетрадь.
Сделайте вывод.
Задание для второй группы.
Выполните задание.
План работы:
Прочитайте слова: стриж, дуб, столб, сад.
Подберите однокоренное слово.
Запишите эти слова в тетрадь.
Сделайте вывод.
Задание для третьей группы.
Выполните задание.
План работы:
1.        Прочитайте слова: алмаз, багаж, приз, склад.
2.        Подставьте к этим словам слово “нет”.
3.        Запишите эти слова в тетрадь.
4.        Сделайте вывод.
4.2. Предъявление результатов.
1 группа предъявляет результат (К словам клюв, клад, народ, этаж мы подобрали слова, которые называют не один предмет, а много (клювы, клады, народы, этажи). В этих словах после согласного звука появился гласный).2 группа предъявляет результат (К словам стриж, дуб, столб, сад подобрали однокоренные слова (стрижата, дубок, столбик, садовая). В этих словах после согласного звука появился гласный).3 группа предъявляет результат (К словам алмаз, багаж, приз, склад мы подставили слово “нет” (нет багажа, нет алмаза, нет приза, нет склада). В этих словах после согласного звука появился гласный).Общий вывод
Букву согласного на конце слова мы можем проверить. Слова, которые мы подобрали, являются проверочными.
Физкультминутка.
 Работа по учебнику.
- Сравните свой вывод с выводом, который дан в учебнике.
6.1. Знакомство с правилом с. 22 (учащиеся читают правило по учебнику)
Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным, надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком н. Например: клюв – клювы, холод - холодный.
Первичное воспроизведение нового знания.
Составим алгоритм проверки парной согласной:
● Прочитать слово
● Определить парную согласную
● Подобрать проверочное слово
А можно нам абстрактно записать алгоритм так, чтобы эта модель работала как способ проверки? (Да).
один → много
6438902476500_____? 74485520955→ _____ 19050020955
______ → нет ________
Пользуясь алгоритмами, выполни следующее задание: слова-отгадки можно произносить хором, веером показать парную согласную, которую написали бы в слове, ответ доказать.
 1. Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз).
 2. Всё перетрут терпение и … (труд).
 3. Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг).
 4. Что за чудо – синий дом!
 Ребятишек много в нём.
 Носит обувь из резины
 И питается бензином! (Автобус)
Поднимите руку те, кто не допустил не одной ошибки?
А теперь поднимите руку те, кому еще сложно работать по этому алгоритму?
Какой способ помог справиться с этим заданием? (Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным, надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком)
Самостоятельная работа (на карточках). Прочитайте, найдите ошибки.
Житкая каша, гипкий прут, слаткие пирожки, кребкие орешки, лёгкие сапожки, блиский друк .- Ошибки на какую орфограмму допущены? (правописание парных согласных.)
 - Где находится парная согласная? (В середине слова.)
 - Что нужно сделать, чтобы правильно написать парную согласную в слове? (подобрать проверочное слово). Каким должно быть проверочное слово? (надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
Исправьте ошибки.
Какие способы проверки вы использовали? (Подбор однокоренных слов, подбор слов, которые называют много предметов, подставили слово «нет»)
Что необходимо знать, чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным? (Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова или перед согласным, надо изменить это слово, чтобы после согласного звука появился гласный).
 Самооценка
Оцените свою работу по «волшебной» линейке
8.3. Контроль
- Отгадайте загадки. Запишите в тетрадях букву, которую вы бы написали на конце слова-отгадки:
1. Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
2. У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет (Кот)
3. Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз)
(В тетрадях г, т, з).
Самооценка.
Оцените свою работу по «волшебной» линейке.
9.1. Рефлексивная оценка.
Чего мы не знали? Какую учебную задачу ставили перед собой? (Найти способ проверки буквы согласного в конце слова, вывести алгоритм проверки).
Дополните устно предложения:
- Теперь я знаю, чтобы (правильно писать слова с проверяемыми буквами согласными в конце слова, надо выбрать один из способов проверки).
- Теперь я смогу сам (с опорой на абстрактную модель алгоритма проверять слов с данной орфограммой).
- Где мне это пригодится (на уроках русского языка, при написании писем, открыток, докладов).
9.2. Самооценка.
- Оцените себя на бланках, подчеркнув нужное:
Мне было интересно/неинтересно узнать новое;
Мне было легко/трудно выполнять задания;
Я со всеми заданиями справился сам / нуждался в помощи
Домашнее задание
Стр.22. Выучить правило.
Стр. 17, упр. 26 или
Стр. 17, упр.27.
Заключение.
Урок русского языка был спланирован в системно-деятельностном подходе. Были применены различные формы работы: групповая, парная, индивидуальная. На этапе мотивации организовала осознанное вхождение обучающихся в учебную деятельности. Постановка учебной проблемы и поиск ее решения осуществляли ученики в ходе выстроенного учителем диалога. Поиск способов написания слов с парной согласной на конце слов формировался в работе групп. При проведении самостоятельной работы использовала индивидуальную форму работы с учащимися.
На этапе первичного закрепления учащиеся выполняют упражнения по алгоритму действия и определяют успешность найденного способа.
Парная, групповая работа реализуется через учебное сотрудничество. Самостоятельная учебная деятельность активизирует познавательную и умственную деятельность обучающихся. В процессе рефлексии дети отвечали на вопросы: какую учебную задачу решали, какие способы открыли. Обучающиеся анализировали, где были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривали способы действий.
Домашнее задание предложено на выбор.
Литература:
Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А. Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2008. - №2.
Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения/ И. Гревцова // Школьные технологии, 2003. - № 6.
Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения/ С. В. Дмитриев // Школьные технологии, 2003. - № 6. – 30 с.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2011 – (серия «Стандарты второго поколения»)
Канакина В. П.. Русский язык. 2 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений с приложение на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, с. 17-22.
Русский язык. Дидактические материалы. Разноуровневые задания. 2 класс/Сост. Н. С. Ульянова. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013, с. 50.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение. - 2014