СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА «ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» (УМК «Школа России», 3 класс)

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
«ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
(УМК «Школа России», 3 класс)

Л.А. Крахмелец, учитель начальных классов,
МК С(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 106
для слепых и слабовидящих детей»

Аннотация:
Системно-деятельностный подход – лежит в основе стандартов нового поколения, которые ориентированы не на само содержание образования, а на результаты образования и требования к этим результатам. При подготовке к уроку, учителю нужно помнить, что новые знания не даются в готовом виде. Обучающиеся должны «открывать» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Функция учителя заключается в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала, организация различных форм сотрудничества, создание условий для самоконтроля и самооценки. Важными задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.

Разработка урока русского языка
Тема: «Простые и сложные предложения», 3 класс
Цели:
образовательные:
1. Создание условий для ознакомления обучающихся с понятиями «простые и сложные» предложения.
2. Формирование умения различать простое и сложное предложение.
3. Знакомство с правилами постановки запятых в сложном предложении.
развивающие:
1. Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
2. Развитие познавательного интереса обучающихся к русскому языку.
воспитательные:
1. Воспитание любви к родной природе.
2. Формирование коммуникативной культуры.
Средства обучения: учебник, карточки с заданиями, фотовыставка «Гора Мустаг».
Ход урока
I. Организационный этап (проверка готовности к уроку).
Мотивирование к учебной деятельности.
1. 1. Игра «Фантазёр».
На доске записана тема урока: «Простые и сложные предложения».
- Назовите несколько способов применения знаний, умений, навыков по этой теме в жизни.
(Опора на жизненный опыт.)
- Что вы уже знаете по этой теме?
- Вот видите! В вашей памяти это хранится! Значит, это нужно!
II. Актуализация знаний.
2.1. Зарядка для пальцев.
2.2.Минутка чистописания.
Пп пп
Па По Пя Пи Пу
Пустаг
- Знаете ли вы самую высокую вершину в Горной Шории?
Самая высокая точка Горной Шории – гора Мустаг (Пустаг) высотой 1570 м. Её склоны отличаются дикой природой и покрыты тайгой и моховой тундрой, здесь же рядом с многолетними снежниками цветут яркие альпийские луга, а по соседству с ними высятся причудливые глыбы гранита.
- Фотографии сегодня представлены на нашей выставке, вы можете с ними познакомиться.
2.3. Добавьте в предложения второстепенные члены и запишите их. Подчеркните главные члены.
Солнце светит.
Набежала туча.
(Обучающиеся по цепочке читают предложения.)
- Ребята, мы продолжаем изучать тему «Предложение». Ответьте на вопросы.
- Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов? (Распространенные, нераспространенные.)
- Как по-другому мы называем главные члены предложения: подлежащее и сказуемое? (Грамматической основой).
- Сколько грамматических основ в каждом предложении? (Одна).
- Как называется предложение с одной грамматической основой? (Простое).
2.4. Задание.
- Прочитайте:
И в окно снежинки
Мотыльками бьются
- Это предложение?
- Докажите, что это предложение.
(Слова связаны между собой и выражают законченную мысль.)
- Дайте определение, что такое предложение?
(Предложение – это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.)
- Да, это предложение из стихотворения С. Есенина «Разгулялась вьюга».
- Так о чём же мы будем говорить на уроке?
III. Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация.
- Прочитайте и сравните два предложения.
Солнце встало и осветило окрестность.
Солнце встало, и окрестность озарилась светом.
- Чем похожи предложения? (В них содержится одна и та же мысль.)
- Чем отличается второе предложение? ( Во втором предложении стоит запятая, а в первом нет.)
- Как вы думаете, почему?
- Найдите главные члены в первом предложении.
- Какую роль играет в этом предложении союз и?
- Найдите главные члены во втором предложении.
- Какую роль играет в этом предложении союз и?
- Откройте учебник на с. 31 и определите тему урока.
- На какой вопрос нам сегодня предстоит дать ответ?
- Сформулируйте задачи урока.
(Учебная задача: узнать, что такое сложное предложение, чем отличаются сложные предложения от простых, поупражняться в постановке знаков препинания в этих предложениях.).
- Как вы думаете, какие знания нам нужны, чтобы успешно решить все поставленные нами задачи?
- Сформулируйте вопросы, а я запишу их на доске.
(Обучающиеся хором придумывают вопросы, а учитель фиксирует их на доске).
(Что называется предложением? Что такое главные члены предложения? Что такое однородные члены предложения и др.)
Физкультминутка. (Звуки леса)
Все встали, закрыли глазки. Представьте, что мы в лесу весной. Вдохнули полной грудью свежий весенний воздух. Потянулись к солнышку, погрелись под его ласковыми лучами. Идём дальше. Осторожно, не наступите на подснежники, нагнитесь, понюхать цветочки, присядьте, чтобы рассмотреть их. Справа от вас бьёт родник, помойте ручки под ним, встряхните их. Встали, выходим из леса. Открыли глазки.
IV. Познавательная деятельность. Открытие нового знания.
Работа в группе.
Задание на карточке.
- Прочитайте.
Осенью выдался славный денек.
Свинцовые тучи рассеялись, ветер улегся, солнце выглянуло.
К.Д. Ушинский
- Подчеркните основу в предложении. Можно ли назвать второе предложение простым? Если нет, то почему?
- Оформите вывод в виде графической модели.
- Выполните задание в группе по предложенному плану.
План работы:
1. Выполните задание.
2. Проведите наблюдение.
3. Сделайте вывод.
4. Оформите вывод в виде графической модели.
5. Начертите и защитите модель «Предложение» перед классом.

(Распределение действий между членами группы. Взаимопроверка. Совместно обсуждают, договариваются, кто будет представлять вывод. Вычерчивание модели. Эксперт представляет задание.)
Представление моделей «Предложение».
Пример:

- Ребята, какие предложения вы назвали бы простыми, а какие – сложными?
- Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного? (Запятыми.)
- Сколько грамматических основ может быть в сложном предложении? (Две и более.)
- Какой вывод можно сделать?
(Вывод: Простое предложение – это такое предложение, в котором одна грамматическая основа. В сложном предложении может быть две или несколько грамматических основ.)
V. Первичное закрепление.
5. 1. Составление сложных предложений.
- Составьте сложные предложения из двух простых. Подчеркните основу.
(Работа по вариантам).
Вариант 1.
Лиственница сбрасывает свои хвоинки осенью.
Шиповник радует нас своими полезными плодами.
Вариант 2.
Мы перешли по мостику через овражек.
Лесная тропинка вывела нас на полянку.
(Выборочная проверка. Обучающиеся по цепочке читают предложения.)
Проверка:
Лиственница сбрасывает свои хвоинки осенью, а шиповник радует нас своими полезными плодами.
Мы перешли по мостику через овражек, и лесная тропинка вывела нас на полянку.
- Скажите, главные члены – это предложение?
- Значит ли это то, что предложение состоит из двух предложений?
- Назовите каждое предложение.
- Так какое же предложение называют сложным?
- Как отделяются простые предложения, в составе сложного?
- Попробуйте дать определение сложному предложению. (Фронтальная работа.)
- Проверьте по учебнику, страница 32.
- Что есть в правиле такого, чего мы не назвали?
5.2. Задание «Нарисуйте схемы предложений».
- Из данных простых предложений составьте сложные, расставьте знаки препинания, нарисуйте схемы предложений.
Красное солнце спустилось к земле.
Повеяло вечерней прохладой.
Вдруг послышался шум.
Это на озеро прилетели гуси.
Они бесшумно сели на воду.
Стали скользить по озёрной глади.
Вариант работы обучающихся:
Красное солнце спустилось к земле, повеяло вечерней прохладой. Вдруг послышался шум, это на озеро прилетели гуси. Они бесшумно сели на воду, стали скользить по озёрной глади.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
Работа по учебнику
Упр. 50 (с. 32).
(Индивидуальная работа. Обучающиеся выявляют различия сложного предложения и простого предложения.)
- Прочитайте предложение. Что вы можете о нём сказать? (Это сложное предложение.)
- Докажите.
- Какой темой связаны по смыслу предложения, входящие в состав сложного?
- Подчеркните главные члены в частях сложного предложения.
- Сколько получилось основ? (Три.)
Физкультминутка для глаз.
VII. Включение нового знания в систему знаний.
7.1. Карточка «Найди ошибку».
- Найдите предложения с пунктуационной ошибкой, выдели его.
1. Я беру лодку, и иду к реке.
2. Ветер срывал листья с деревьев, и тропинки усыпал разноцветным ковром.
3. Я поднял глаза и увидел белку.
4. С реки мы вернулись к ужину а туристы заночевали в палатках в лесу.
7.2. Творческая работа.
- Составьте и запишите сложное предложение о красоте родной природы.
- Поменяйтесь тетрадями. Пусть сосед по парте проверит, правильно ли написано сложное предложение. (Взаимопроверка).
- Оцените работу по следующим критериям:
1. Наличие двух или нескольких грамматических основ.
2. Расстановка знаков препинания в сложном предложении.
- Чем отличается простое предложение от сложного?
- Сколько грамматических основ может быть в сложном предложении? (Две и более.)
- Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного? (Запятыми.)
VIII. Итог урока.
8.1. Рефлексия
- Какую учебную задачу мы перед собой ставили?
(Нам надо было научиться отличать простое предложение от сложного).
Задания-ловушки. (Формирование умения различать простое и сложное предложение.)
- Прочитайте.
- Какое из данных предложений является сложными? Докажите.
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня. К. Чуковский
Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса. К. Чуковский
- Чем отличается простое предложение от сложного?
- Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям о предложении?
- Где пригодятся нам наши знания?
- Закончить урок хочется словами М.М. Пришвина.
«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
8.2 Самооценка
Оцените себя, поднимите карточку с номером.
Давайте подведём итог
Каким же был для вас урок?
1. Урок полезен, все понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3. Еще придется потрудиться.
4. Да, трудно все-таки учиться!
- Ребята, после урока, поставьте свою фигурку на одной из ступенек «Лесенки».
(Обучающиеся на ступеньках «Лесенки» отмечают, как усвоили материал:
нижняя ступенька – не понял,
вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция,
верхняя ступенька – хорошо усвоил материал и работу могу выполнить самостоятельно.)
IX. Домашнее задание (по выбору)
Упражнение в учебнике стр.33, упр.53.
- В упражнении 53 спишите предложения, подчеркните главные члены.
Задание дополнительное: составить 3 сложных предложения о самой высокой вершине в Горной Шории.
15