Системно-деятельностный подход на уроке русского языка по теме Правописания проверяемых безударных гласных в корнях слов(1 класс)


,Предмет - русский язык .
Класс - 1
Автор УМК -Н.Ф. Виноградова« Начальная школа ХХIвека».
Тема урока -«Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов».
Тип урока- открытия нового знания (ОНЗ)
Цели урока:
1.формировать представление учащихся об орфографическом правиле на основе наблюдения за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию; знакомить с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова (без отработки и запоминания правила);
2.развивать умение выражать собственное мнение, аргументировать, делать выводы;
3.воспитывать умение вести диалог с учителем и учеником, учеником и учеником.
Средства обучения: учебник, картинки с иллюстрациями, слайдовая презентация Power Point.
Оборудование: компьютер,DVD –проектор, интерактивная доска.
Содержание деятельности Методический инструментарий Ориентиры развития
I Мотивация к учебной деятельности
Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; эмоциональный настрой на урок.
-Ребята! Сейчас у нас урок русского языка, а он полон тайн и загадок. И сегодня мы отправляемся в такое путешествие на поиск новых открытий. Саморегуляция к деятельности(Р/УУД).
Осознание процесса учебной деятельности(Л/УУД).
Планирование
учебного
сотрудничества сучителем и
сверстниками(К/УУД).
II Актуализация знаний
Цель: Повторение изученного материала, необходимого
для « открытия нового знания».
Посмотрите на доску!
-Что интересного вы видите на экране?(загадки)
-А что такое загадки?
-Давайте, сейчас ,попробуем разгадать их, а отгадки будем записывать в тетрадь.
Откройте свои тетради на стр._____
( Загадки и отгадки на слайдах)
-Прочитайте первую загадку.
Кто любимчик кур - герой?
Кто просыпается с зарей? –
Отличный тембр, голос, слух:
-Ку-ка-ре-ку! - поет... (петух)
-Запишите это слово в тетрадь, поставьте знак ударения и выделите « опасное место» (и.д.)
-Как называются слова, у которых «опасное место» нельзя проверить, а надо запомнить ? (Словарные слова)
-Зачем нужно изучать словарные слова? (Чтобы писать грамотно).
Кар-кар-кар! - кричит плутовка
Очень ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Подбирает эта птица!
Вам она, друзья, знакома,
Как ее зовут? (Ворона)
Всю ночь летает - мышей добывает. А станет светло - спать летит в дупло.(Сова)
-Какие это слова?(словарные)
-Как вы можете их проверить? Что нужно сделать? (обратиться к орфографическому словарю).
-Проверьте!
-Удалось ли вам выполнить проверку этих слов?
(нет слова сова)
- Странно, а почему его нет? (слово сова не словарное).
Индивидуальная работа
Фронтальная работа
Выделение и осознание того, что уже пройдено (Р/УУД).
Смыслообразование (Л/УУД).
Слушать и понимать речь других (К /УУД)
Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К /УУД)
Проводить классификацию, указывая на основание классификации (П /УУД).
III Проблемная ситуация
Цель: обеспечение восприятия, осмысление
новой темы.
-А как вы написали слово сова ?
-Поднимите руку, кто вставил букву о?
-А кто вставил букву а?
-Объясните, как так получилось, что все написали это слово по разному?
-Значит, у вас возникло разногласие, затруднение?
-А вы хотите узнать как правильно оно пишется?
-Попробуйте у меня об этом спросить.
-Задайте мне нужный вопрос.
Постановка учебной задачи:
Дети формулируют вопрос :Как правильно написать и проверить слово сова?(СЛАЙД№) Устная, фронтальная работа Целеполагание, планирование (Р/УУД).
Постановка
вопросов (К /УУД).
Самостоятельное
формулирование
цели,темы,проблемы.
Прогнозирование.
(П/УУД).
IV Поиск решения учебной задачи
Цель: формировать у учащихся способность
Выстраивать логическую цепь рассуждения,
доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать.
-Куда падает ударение в слове сова?
-Что вы можете сказать про первую гласную в слове?
(она безударная, т.е находится в слабой позиции)
-А какими буквами можно обозначить звук [а] в безударном положении при письме? (Буквами а или о).
- Можно ли доверять этому звуку? (Нет.)
- А как называется то место в слове, которому нельзя доверять? ( «Опасное место» или безударная гласная.)
Итак, у нас появилась проблема: мы не знаем , как правильно писать слово сова.
-Давайте для начала подберём родственные слова или поменяем форму слова

с[а]ва (она)
совы(много)
совушка (ласково)
-Какая у них общая часть?(сов)
-А как называются слова , которые имеют общую часть и близкие по значению?(родственные)
-Поставьте ударение в словах.
-Назовите слова, где безударный гласный стал ударным.
-Значит, как нам нужно было правильно написать отгадку, слово сова?( с гласной о)
-Так какой можно сделать вывод?(безударные гласные в корне слова можно проверить ударением)
-Попробуйте, устно, составить предложение с этим словом.
(Сова ловит мышей)(Слайд)
- А что вы знаете про сов?
(Доклад о сове на 1мин) Коллективная работа

Устная фронтальная работа
1 ученик читает про сову Решение проблемы,
Построение логической цепи
рассуждений,
доказательство,
выдвижение гипотез и их обоснование
(П/УУД).
Сотрудничество впоиске и выборе информации (К /УУД).
V Решение учебной задачи
Цель: проговаривание и закрепление нового знания;
выявление пробелов первичного осмысления
изученного материала; проведение коррекции.
-А теперь давайте по учебнику проверим, правильно ли мы с вами выбрали способ проверки безударных гласных в корне слова!
Прочитайте в учебнике «Тайну языка» стр.126
----(читают)-----
-Я думаю, вы усвоили способ проверки слов с безударной гласной в корне слова.
-Давайте теперь все вместе составим план по которому будем проверять «опасные места» в словах, это называется алгоритм:
Алгоритм
1.Прочитай слово вслух
2.Поставь ударение
3.Найди опасное место
4. Подбери родственное слово так, чтобы проверяемый звук стал ударным(СЛАЙД№5)
Устная, фронтальная работа.
Работа
по учебнику, стр.126
Коллективная работа
Контроль, оценка,
коррекция(Р/УУД).
Умение
структурировать
знания, выбор
наиболее
эффективных
способов решения
задач(П/УУД).
Физкультминутка
1)Исходное положение (далее – и.п.) – сидя на стуле,1-2-отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4- голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2) И.П.- сидя, руки на поясе.1-поворот головы направо, 2- и.п., 3- поворот головы налево, 4- и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3) И.П. – стоя или сидя, руки на поясе, 1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2- и.п., 3-4- тоже правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. Для улучшения мозгового кровообращенияСознательность выполнения физических упражнений(Р/УУД).
Забота о здоровье(Л /УУД)
Применение усвоенных знаний в нестандартной ситуации(П /УУД)
VII Самостоятельная работа
Цель: контроль знаний.
-А сейчас мы будем работать в парах.
-У вас на парте есть карточка с заданием:
-Обозначьте в словах ударение, вставь безударную гласную, соедините линией проверяемое и проверочное слово
1ряд:
г..растены
ст..назимы
з..магоры
2ряд
Гл..засад
З..нтыглаз
С..дызонт
3ряд
Цв..тыглаз
Гл..затравы
Тр..выцвет
 
-Как проверить безударную гласную в середине слова?(ударением)
-Кто не допустил ни одной ошибки?
-Кто допустил ошибку?
-У кого возникли затруднения в подборе проверочных слов?
Запомни: « Если буква гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение».( слайд ) Работа в парах
Взаимопроверка Определять правила работы в паре (Л /УУД)
Осуществлять самоконтроль (Р/УУД).
Оценивать усваиваемое содержание (Л /УУД).VIII Рефлексивная оценка
Цель: закрепление и коррекция способов действия.
-Ребята, какой вопрос у вас возник в начале урока?
(как правильно пишется слово СОВА?)
-Смогли вы сразу сделать выбор гласного звука? -Почему не смогли?
-Что делали? Как решали задачу?
-Где « опасное место» место в слове СОВА?
-А теперь попробуйте продолжить предложение:
Теперь я знаю……
-Наш урок подошёл к концу, нарисуй «веселое личико» в том вагончике, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в том, который символизирует задание, которое показалось неинтересным.
Загадки Словарная Работа в парах
работа


Устная, фронтальная работа Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом (Л /УУД)
Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке (Р/УУД).

Литература
1. Русский язык. Учебник. 1 класс. В 2-х частях. / Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).
2. Пишем грамотно. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях. / Кузнецова М.И. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).
3. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010.