Урок русского языка. «Слова, слова, слова…»


Пужалова И.В.,
учитель начальных классов
МБСКОУ СКОШИ
г. Ногинск, Московская обл.
Конспект урока русского языка
«Слова, слова, слова…»
Тема: названия предметов, действий и признаков предметов.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Цель урока:
- обобщение и систематизация знаний о названиях, действиях и признаках предметов.
Задачи урока:
образовательные:
- формирование практического навыка узнавания и определения названий предметов, действий и признаков предметов;
- упражнение в оперировании системой признаков слов;
- тренировка орфографических навыков;
- развитие речи, обогащение словарного запаса;
- развитие познавательной активности;
коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического восприятия, слуховой и зрительной памяти, развитие самоконтроля и анализа;
- корректирование неправильного употребления грамматических форм слов;
воспитывающие:
- воспитание самостоятельности в выполнении учебных задач.
Оборудование:
- школьная доска;
- круги разного цвета и размера;
- предметные картинки;
- «маршрутные листы»;
- карточки со словами.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
- Снова прозвенел звонок,
Начинается урок!
Гимнастика для глаз.
Сообщение темы урока.
- Ребята, сегодняу нас с вами будет необычный урок. Мы отправимся в путешествие. А вот куда – узнаете, прочитав стихотворение.
Чтение стихотворения (на доске):
«Всему название дано –
и зверю, и предмету,
вещей вокруг полным-полно,
а безымянных – нету!
И всё, что может видеть глаз, -
над нами и под нами,
и всё, что в памяти у нас, -
означено словами».
Учитель: - Как в самом настоящем путешествии, так и у нас будут «маршрутные листы»путешественника.
– Итак, мы отправляемся в мир слов… «В добрый путь!»
Работа по маршруту «Названия предметов».
(см. Приложение 1)
Физкультминутка:«А теперь мы тихо встанем
И зарядку делать станем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Надо косточки размять.
Мы попрыгаем немножко
И покрутимся волчком.
Влево, вправо повернёмся
И к другим словам пойдём».
Работа по маршруту «Названия действий предметов».
(см. Приложение 2)
Физкультминутка:
«Раз, два, три, четыре, пять –
Встанем снова поиграть.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
А теперь мы ручейки –
Друг за другом потекли…
А сейчас мы потянулись…
И опять к словам вернулись».
Работа по маршруту «Названия признаков предметов».
(см. Приложение 3)
- А теперь, ребята, предлагаю вам поиграть со словами.
Проводится игра «Угадайте задуманное слово».

Это слово используют, когда говорят о хороших результатах в учёбе, в работе. Для того, чтобы его угадать, надо из четырёх слов каждой строки выделить «лишнее». Первую букву этого слова следует вписать в схему, которая находится под таблицей.
вратарь защитник футболист усатый
холодный сок вкусный яблочный
Павлов Коля Саша Игорь
цветёт растёт ель вянет
украшает художник рисует лепит
х
у
с
пе

III. Итог урока.
- Что понравилось больше всего на уроке?
- Что нового узнали?
Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Литература:
В.В.Воронкова «Обучение грамоте и правописанию в I-IVклассах вспомогательной школы». Москва, «Школа-Пресс», 1995.
И.В.Фомина, И.В.Щербакова «Развитие устной речи и коррекция письма. Инновационные подходы». Волгоград «Учитель», 2009.
Р.Д. Тригер, Е.В. Владимирова «Слова – названия предметов, действий, признаков предметов». Рабочая тетрадь по русскому языку. Москва, «Первое сентября», 2004.
В.И.Ковалько «Школа физкультминуток». Москва «ВАКО», 2005.